Осенью в 2017 году исполняется 55 лет с того момента, когда мир стал на пороге глобальной катастрофы — ядерной войны, которая могла возникнуть между СССР и США, и которая получила название Карибского кризиса. Ей предшествовало проведение со стороны СССР совершенно секретной операции «Анадырь» при участии ракетной дивизии стратегического назначения, которая дислоцировалась в Украине, в г. Ромны Сумской области.
Географическое расположение Кубы было очень привлекательным для руководства Советского Союза с точки зрения возможного расположения там стратегических ядерных сил. Ведь американские ракеты находились в Великобритании, Италии, Турции. Только из Турции подлетное время ракет до Москвы составляло около 10 минут. Тревогу у руководства СССР вызывали и наличие планов SIOP-1 SIOP-2 по применению ядерного оружия в войне против СССР. Необходимо было искать механизмы сдерживания США и прекращения наращивания ракетно-ядерного потенциала по европейскому периметру границ СССР. Для этого в июне 1962 года подписывается тайный межправительственный «Договор между Правительством Республики Куба и Правительством СССР о расположении Советских Вооруженных Сил на территории Республики Кубы».
Следует отметить, что в то время ракетно-ядерное противостояние между США и СССР достигло чрезвычайного напряжения. По оценкам специалистов в начале 70-х годов преимущество США над СССР в ракетно-ядерном потенциале было в 17 раз. К разработке ракетно-ядерного арсенала США привлекали известных ученых-ядерщиков со всего мира. Советский Союз хотя и занимался ракетно-ядерной тематикой, но должным образом не мог конкурировать с Америкой. Получив информацию о появлении советских ракет на Кубе, президент США Дж. Кеннеди в полной мере осознал уровень угрозы для своего государства. Оценив весь потенциал систем военной защиты и ответа потенциальному агрессору президент Дж. Кеннеди и Генеральный секретарь Компартии СССР Н. Хрущев решили, что необходимо искать пути к пониманию, осознав, что речь идет о реальной, а не гипотетической угрозе ракетно-ядерного конфликта и его катастрофических последствиях для всего миропорядка и цивилизации. В результате отмеченного, США отказались от агрессии против Кубы, и утихомирив военных «ястребов», вывели свои ракетные комплексы из Турции, а СССР вернул из Кубы на свою территорию ракетную дивизию.
В знак благодарности кубинское правительство уже в годы восстановления независимости Украины безвозмездно долгое время лечило украинских детей, которые пострадали в результате катастрофы на ЧАЭС.
Этот политический аспект относительно «игры мускулами» ядерных государств мы видим и ныне, в политике России, КНДР, Ирана. Россия, как и 55 лет назад, и в дальнейшем считает военный потенциал Турции одним с самым угрожающим для ее национальной безопасности, а саму Турцию — передовым форпостом США и НАТО на южном фланге России. Как и в 1962 году, когда инициатором и реальным исполнителем расположения ракетно-ядерных сил на территории Кубы был Генеральный штаб СССР, так и в 2014 году, судя по всему, именно Генштаб РФ разработал и определил стратегические цели против США и НАТО на своем южном фланге и реализовал их путем:
• оккупации Крыма и его последующей полной милитаризациии, которая предусматривает расположение ракетно-ядерных сил с контингентом военно-воздушной, сухопутной и морской поддержки;
• военной агрессии на востоке Украины и проведения разведывательно-диверсионных операций на всей территории Украины.
Военно-стратегическая операция под кодовым названием «Анадырь» относительно формального недопущения агрессии США против Кубы (по обращению Фиделя Кастро) выпала на долю 43-й ракетной дивизии, которая дислоцировалась в Украине в г. Ромны Сумской области. Основную роль в обеспечении конспирации подготовительных мероприятий и их реализации, включая участие в кадровом формировании, передислокации, постановки ракетных комплексов на боевое дежурство на Кубе, обеспечивал особый отдел военной контрразведки по 43-й ракетной дивизии во главе с ее руководителем Бурдо С.Д. (впоследствии генерал-майор). На всех этапах операции военные контрразведчики действовали в тесном взаимодействии с региональными подразделениями безопасности. Американские разведывательные средства обнаружили наличие ракет, которые прибыли на Кубу, лишь тогда, когда они уже стояли на подготовленных стартовых позициях. В этих условиях подготовка сверхсложной операции требовала значительных усилий в ее контрразведывательном и разведывательном обеспечении на всех этапах. Именно поэтому и возникло название «Анадырь», будто подготовительные мероприятия имеют отношение к северному региону планеты, Аляске, но утечки информации, благодаря согласованным мероприятиям военно-политического руководства и военной контрразведки, не было допущено. На базе 43-й ракетной дивизии (г. Ромны) была сформирована 51-я ракетная дивизия, в состав которой, кроме штатных ракетных полков, которые дислоцировались в городах Ахтырка, Лебедин, Глухов Сумской обл., были включены другие ракетные части, которые дислоцировались как на территории Украины, так и Беларусии и стран Балтии. Командование созданной ракетной дивизией было поручено авторитетному генералу Стаценко И.Д. — уроженцу Киевской области. После соответствующей подготовки ракетные части с личным составом и ракетно-ядерным вооружением отправлялись на Кубу из портов Николаев, Севастополь, Балтийск. Только из Николаева через Атлантический океан было отправлено 21 судно с военными частями и вооружением. Из этого порта отбыло 5473 военнослужащих и 2488 единиц разнообразной техники, включая 28 ракет Р-12, 14 ракет Р-14. Переход через океан на сухогрузах продолжался 15—20 суток и уже 22 октября 51-я ракетная дивизия была расположена на Кубе.
Нужно отметить также, что в ходе операции «Анадырь» была предусмотрена также надежная военная защита частей Ракетных войск стратегического назначения со стороны подразделений войск противовоздушной обороны, военно-воздушных сил, военно-морских сил, сухопутных войск. Этот военный контингент позволял обеспечить комплексное прикрытие стратегических ракетчиков.
Для подготовки операции в Гавану был отправлен маршал Бирюзов С.С., в то время — Главком РВСП. Командующим группировки советского военного контингента на Кубе был назначен генерал армии Плиев И.А.
В своей книге «Тринадцать дней», которая была посвящена событиям вокруг Кубы, Карибского кризиса, бывший президент США Дж. Кеннеди отметил: «Человечество заглянуло в ядерную пропасть», а Н. Хрущев в то время заявил, что «мы посылаем свои войска не на войну, а для защиты Кубинской революции и для того, чтобы дать почувствовать американцам, что есть в мире силы, способные им противостоять».
Этот политический аспект относительно «игры мускулами» ядерных государств мы видим и ныне, в политике России, КНДР, Ирана. Россия, как и 55 лет назад, и в дальнейшем считает военный потенциал Турции одним с самым угрожающим для ее национальной безопасности, а саму Турцию — передовым форпостом США и НАТО на южном фланге России. Как и в 1962 году, когда инициатором и реальным исполнителем расположения ракетно-ядерных сил на территории Кубы был Генеральный штаб СССР, так и в 2014 году, судя по всему, именно Генштаб РФ разработал и определил стратегические цели против США и НАТО на своем южном фланге и реализовал их путем:
n оккупации Крыма и его последующей полной милитаризациии, которая предусматривает расположение ракетно-ядерных сил с контингентом военно-воздушной, сухопутной и морской поддержки;
n военной агрессии на востоке Украины и проведения разведывательно-диверсионных операций на всей территории Украины.
Это было сделано с целью достижения военной паритетности с НАТО и США и нейтрализации на южном направлении военного потенциала Турции, как наиболее мощного члена НАТО и союзника США.
Вызывают большую обеспокоенность действия руководства в первую очередь России, КНДР, направленные на нагнетание в обществе военного психоза и напряжения в отношениях между государствами, полное игнорирование договорно-правовых принципов сосуществования стран с разными политическими укладами, решений, которые могут втянуть мир в ядерную пропасть.
Ныне на территории Украины проживают непосредственные участники тех драматичных событий. Именно они в большей мере осознали, почувствовали и пережили ужас и последствия возможной ядерной войны. Только в Киевской области их насчитывается более 500 человек. Немало ветеранов-интернационалистов (участников боевых действий), которые были на Кубе, возглавляют местные структуры ветеранов РВСП. Среди них бывшие молодые офицеры, а теперь активисты ветеранского движения — генерал-полковник в отставке Лопатин М.О., генерал-лейтенант в отставке Пустовый И.В., старшие офицеры полковники в отставке Горюнов А.С., Боздников В.Г., Селиванко А.С., Седиков Г. И., Саевский В.С., Летушов Г.И., Прокшиц О.И., Баратынский Г.М., Акалова Т.Г. и многие другие. В основном они проживают в бывших военных городках, которые находятся на Сумщине. В разные периоды времени военным контингентом на Кубе командовали известные военачальники Вооруженных сил Украины — генерал-полковники Лопата А.В., Затынайко О.И. В рамках деятельности всеукраинского «Союза ветеранов РВСП Украины», ветеранов военной контрразведки их усилия направляются на военно-патриотическое воспитание молодежи, обеспечение территориальной целостности Украины, содействие созданию и укреплению ее ракетного щита.