7 ноября Верховная Рада приняла законопроект №3238-д «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно государственной поддержки кинематографа в Украине». Речь идет об освобождении — до 1 января 2023 года — от НДС сделок по поставке национальных фильмов, определенных Законом Украины «О кинематографе», а также поставке работ и услуг по производству национальных фильмов. Так же освободят от НДС услуги по демонстрации, распространению национальных и иностранных фильмов, озвученных на государственном языке на территории Украины. Это позволяет надеяться на то, что как минимум цены на билеты в кинотеатры не будут расти, а порой они даже снизятся. Учитывая сравнительно невысокую активность наших зрительских масс, это важно.
Еще одно изменение касается ситуации с роялти, то есть платежей за использование интеллектуальных, авторских прав. В случае, если объект интеллектуальных прав возник в Украине и потом был передан за границу, с учетом специфики сферы кинематографа, это не влияет на финансовый итог: автор ничего при этом не теряет.
Изменения в Налоговом кодексе отныне позволят не считать дополнительным благом плательщика налога выплаченную субъектам кинематографа стоимость товаров и услуг, а именно: проезд, проживание, питание, страхование, обучение, связанные с производством аудиовизуального продукта субъектами кинематографа Украины. И в самом деле — какое же это благо, эти расходы на творчески-производственную деятельность.
Согласно законопроекту, также предложено внести изменения в Налоговый кодекс относительно определения бенефициарного владельца для урегулирования особенности работы в сфере кинематографа. Это о владельце, который, как это часто у нас бывает, прямо не указан в правоустанавливающих документах, хотя в действительности является реальным владельцем и реальным игроком в деловых процессах. Будем надеяться на выявление подобных персонажей.
Согласно объяснительной записке, изменения касаются корректировки финансового результата (сокращения или увеличения) для более четкого отображения субсидий, полученных плательщиком налога — субъектом кинематографа Украины, — для возвращения части квалифицированных расходов. Насколько я понимаю, речь о более тщательном контроле за деньгами, полученными на тот или иной кинопроект. В свете вечных наших подозрений («воруют-с все!») это важно.
Верховная Рада также поддержала сопутствующий законопроект о внесении изменений в Таможенный кодекс относительно государственной поддержки кинематографа в Украине. По закону до 1 января 2023 года надлежит освободить от таможенных сборов при ввозе в Украину товаров, которые входят в состав национального кинематографического наследия, а также товаров, предназначенных для использования в кинематографической деятельности: кинокамер, кинопроекторов, аппаратуры для звукозаписи и воспроизведения звука, телевизионные камеры, цифровые камеры, кинопленки, аппаратура для оборудования фото— и кинолабораторий, а также осветительного оборудования. Следовательно, появляется реальная возможность для технического перевооружения отрасли, без избыточных расходов. Что сразу наполнило оптимизмом достаточно большое количество наших производителей — как кинотеатрального, так и кинотелевизионного.
Кроме этого, Верховная Рада поддержала решение отправить на повторное, второе чтение проект закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно государственной поддержки кинематографии в Украине» (№3240) от 3 октября 2017 года. Кстати, до сих пор дебатируется бюджет государственной поддержки кинематографа. Пока речь идет о повторении нынешней суммы в 500 миллионов гривен (менее 20 миллионов долларов, стоимость производства двух среднеевропейских кинолент), однако не исключено, что она увеличится вдвое.
Словом, парламентарии продемонстрировали понимание важности экранных искусств в процессах, происходящих в Украине. Этому, на мой взгляд, поспособствовала и достаточно консолидированная позиция кинематографистов, всех, кто задействован в профессиональную деятельность, связанную с производством, распространением экранных творений.