Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Важно, чтобы люди к этому привыкли»

Как киевские школьники приучают страну компостировать отходы
10 ноября, 2017 - 12:27

С осеннего холода мы с фотографом заходим в столичную школу №17 на Подоле. Вечереет, дети расходятся по домам, здесь тепло, тихо и уютно. Однако семиклассник Никита Шульга снова выводит нас на улицу — на отгороженном забором участке стоит компостер, где с прошлого декабря перерабатывают отходы из столовой. Парень берет ведро, полное очисток фруктов и овощей, и высыпает это в разрисованный компостер. Он появился в школе благодаря Никите и Софии-Кристине Борисюк, в то время шестиклассников, которые учредили проект «Компола». Сегодня пример с них берут десятки учебных заведений по всей стране, инициативой заинтересовался министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак, который недавно встретился с Никитой.

«11 ТЫСЯЧ ГРИВЕН СОБРАЛИ ЗА ПОЛТОРА ДНЯ!»

В прошлом году Никита попал в летний лагерь, где много обсуждали экологические проблемы. Появилась идея компостировать отходы в школе, которую он начал воплощать вместе с одноклассницей Софиею-Кристиной, — ее семья компостирует уже четвертый год. С техническим решением детям помогала учительница географии школы №17 Светлана Писанка. Еще одним куратором проекта стала Елена Шульга, основательница образовательного проекта «Листочки».

Презентацию проекта дети изложили на краудфандинговой платформе GoFundEd. «Мы думали, что соберем средства за полтора-два месяца. Но 11 тысяч гривен собрали за полтора дня!» — улыбается пани Светлана. К проекту приобщились еще пять столичных школ. Вскоре дети победили на конкурсе DREAMactions и получили грант в пять тысяч долларов. Эти деньги пошли на приобретение компостеров для 24 опорных школ — по одной в каждой области Украины. Так в целом к инициативе приобщились 32 заведения.

Сегодня Никита и София-Кристина проводят мастер-классы с рекомендациями по организации компостирования. Те, кто хочет делать это, также могут найти много информации на сайте проекта «Компола» (compola.org) или обратиться через Фейсбук-страницу инициативы. Дети даже подсказывают, как школе заработать на компостер. Например, можно собрать средства на ярмарке или сдавать вторсырье в пункты переработки. Последним в настоящий момент занимаются два заведения в Виннице.

ПОЧЕМУ ЭТО «ВЫСТРЕЛИЛО»

Когда «День» пришел посмотреть на компостирование в действии, Никита и София-Кристина тоже провели небольшую лекцию по утилизации отходов. «Немного людей берется за экологические проекты, потому что думают, что это очень трудно, — говорит София-Кристина. — Но нам было легко. Никита имел опыт краудфандинга, у меня была практика компостирования. В конце концов, нужно просто поставить компостер. Еще можно сортировать мусор — это тоже очень легко».

Никита добавляет, что в Украине когда-то пытались внедрить компостирование в школах, ресторанах и частных домах, но это не прижилось. Парень считает, что люди не знали, как правильно подать свой проект, поэтому это не «выстрелило». «Мы стали первыми, кому это удалось сделать почти на государственном уровне», — констатирует он.

В Европе компостирование — не диковинка. София-Кристина видела, как это делается. «Там, если человек в своем доме решил начать компостировать, нужно, чтобы еще кто-то из соседей хотел это делать. Тогда собирается инициативная группа, которая обращается к государству. Власть дает им компостер, ведра и червей. Если все выходит хорошо, государство позволяет пользоваться этим бесплатно. А если инициативная группа не будет заботиться о компостере, его заберут и еще наложат штраф», —  рассказывает школьница.

«ЧЕРВИ — КАК ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Сейчас Никита учится удаленно, а София-Кристина — в другой школе, поэтому за компостером присматривает четвероклассник Витя Киселев. «Витя — ученик четвертого класса, талантливый ребенок, его интересуют все экологические проекты. Он ездит на конкурсы, выставки, принимает участие в разных проектах, сам создал литературную газету «Переменка». Вот ему захотелось принять участие и в этом», — говорит Светлана Писанка.

В компостере «работают» так называемые черви-старатели. Вообще-то компост будет образовываться и без них, но медленнее. «Черви — как домашние животные. Им нужна влажность. Если школа постоянно поливает компост, проблем не возникнет. Но если о них забыть, они умрут. За червями нужно постоянно присматривать», — объясняет Никита.

София-Кристина добавляет, что перед летом содержимое школьного компостера очень хорошо полили и попросили сотрудников время от времени добавлять туда отстоянную воду. А вот отходы во время летних каникул не досыпали — их хватало.

Осенью школа получила первую порцию компоста. Сначала планировали высадить деревья на Нижнем и Верхнем Валах и один участок подкармливать компостом, другой — нет и оценить разницу. Но коммунальщики из «Киевзеленстроя» предложили использовать его при высадке туй в сквере «Красная Пресня» возле кинотеатра «Октябрь». На это и пошло удобрение.

В ПЛАНАХ — СОРТИРОВКА ОТХОДОВ И «ЗЕЛЕНЫЙ КАБИНЕТ»

«Для школы такой проект — не диковинка, так как мы все время занимаемся чем-то интересным, — утверждает Светлана Писанка. — Следующий этап — планируем внедрить раздельный сбор вторсырья, пластика и бумаги, которая используется в школе. Подсчитали, что очень много пластика просто выбрасывается, а затем куда-то вывозится и сжигается. А так можно сдать его на переработку». Другая мечта — сделать на участке, где стоит компостер, «зеленый кабинет», что-то вроде лаборатории, где можно проводить естественные опыты.

Проект киевских школьников победил на Всеукраинском конкурсе «МАН-юниор». Как отмечает Светлана Писанка, из десятков работ это была единственная такого практического направления.

Одобрение школьникам выражал и министр экологии Остап Семерак. На встрече с Никитой он пообещал, что будет прикладывать усилия, чтобы все школы начали компостировать. «Здесь, в принципе, главная цель — не только получить компост и подкормить деревья, улучшить состояние окружающей среды. Как сказал Остап Семерак, очень важно, чтобы люди к этому привыкли. Чтобы не воспринимали это как чудо, чтобы постоянно компостировали и сортировали отходы», — рассуждает Никита.

Вот и Софии-Кристине хочется, чтобы компостировали не только школы, но и, как происходит за рубежом, люди просили, чтобы им дали компостер, и делали это. «Если много людей начнут компостировать, это не будет дорого и очень сэкономит деньги государству, — убеждена школьница. — А чтобы заинтересовывать детей в экологических проектах, возможно, стоит сделать в своем классе какую-то хорошую презентацию. Не просто предлагать сортировать мусор, а подавать это так, чтобы детям было интересно. Еще когда мы в школе смотрели фильм «Под властью мусора», говорили все: «Ой, это большая проблема», но никто этим не заинтересовался дальше. Есть такая плохая черта, как лень. Это очень мешает».

«ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ ШКОЛЫ СТАЛИ МЕНЕЕ КОНСЕРВАТИВНЫМИ»

С этого года Никита учится дистанционно. Они с родителями решили провести эксперимент — сравнить, в каких условиях учеба будет успешнее. Мы поинтересовались у парня, что, по его мнению, стоит изменить в украинских школах. «При реформе образования нужно было бы изменить правило, что нельзя разговаривать на уроках. Сейчас, чтобы что-то спросить, нужно каждый раз поднимать руку. Раньше у меня на биологии всегда появлялось много вопросов. Возможно, это моя проблема, что я не понимаю, как что-то происходит у животных или растений, но из 20 раз меня поднимают один-два, а затем просто игнорируют. Вот если бы можно было просто встать и спросить — и тогда, раз сказал, нужно отвечать», — говорит парень.

«Не знаю, что бы изменила, — задумывается София-Кристина. — Если бы было можно, я бы отменила оценки. Учишься себе, и тебе говорят, хорошо или плохо. Оценки всегда напрягают!»

Еще Никита хочет, чтобы школы стали менее консервативными. «Школы как-то болезненно относятся к переменам, — продолжает он. — Десятилетиями работают по одной системе, а затем появляется что-то новое, и они просто не могут приспособиться к этому. Новое продвигается очень трудно».

***

После разговора на улице хочется согреться где-то за кофе. Выбор на Подоле большой: простые забегаловки и изысканные рестораны, кондитерские, пирожковые и т.п. С уличных стендов приглашают попробовать сезонные кушанья, преимущественно из тыквы. Но после общения с Никитой и Софией-Кристиной мысли какие-то прагматичные. Представляешь, сколько отходов могут перерабатывать эти заведения. И им хорошая промоция, и для окружающей среды полезно.

Мария ПРОКОПЕНКО, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ