Их мы называем «людьми золотого возраста». Переехав из зоны АТО вследствие военного конфликта, они вынуждены начинать все заново — уже на другом месте. Изменить жизнь и прижиться где угодно им труднее, чем молодым людям. Но некоторым такая перемена в жизни помогла открыть в себе «второе дыхание».
Клуб «Надежда» начал работать в Сумах при общественном объединении «Калинове гроно» в 2017 году. Объединил он людей почтенного возраста, преимущественно тех, кого мы привыкли называть «переселенцами из Донбасса». Хотя далеко не все из них мирятся с таким определением. Например, 62-летняя Вера Николаевна Рассолова, которая говорит: «Я уже давно не переселенка, я — сумчанка!». И признается, что просто влюбилась в Сумы. А приехала из Горловки именно сюда, потому что в свое время за сумчанина вышла замуж ее дочь. С самого начала Вера Николаевна многих поразила своей активностью: записалась в ветеранский хор, сейчас постоянная участница клуба «Надежда», при котором действует кинолекторий, проходят занятия группы здоровья, встречи с интересными людьми. А еще Вера Николаевна взяла на себя заботу о клубовской библиотеку — сама любит читать и привлекает других, выдает и принимает книги, ведет учет.
Ольга Кравченко, которой сейчас 66 лет, переехала в Сумы из Донецка. Тоже сначала думала, что временно. Живет у родственников. Бывший инженер-строитель, она не потеряла желание к саморазвитию. Сейчас изучает компьютерную грамотность — здесь, в клубе «Надежда». Ценит, что здесь можно пообщаться, узнать что-то новое.
«Надежда» — название, конечно, символическое. А талисман клуба — кукла, «девочка Надя», сделанная руками еще одной моей собеседницы «золотого возраста», переехавшей в Сумы.
ДЛЯ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЛЕНЫ КЛУБА «НАДІЯ» ВЫИГРАЛИ ПРОЕКТ ОТ АГЕНТСТВА ООН, ТЕПЕРЬ У НИХ ЕСТЬ РАЗНООБРАЗНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ИНВЕНТАРЬ — ГАНТЕЛИ, КАРЕМАТЫ...
«МОЖЕТ, Я ЗДЕСЬ ПОМОГАЮ ЛЮДЯМ ПОЧТЕННОГО ВОЗРАСТА, А ТАМ КТО-ТО ПОМОЖЕТ И МОИМ РОДИТЕЛЯМ...»
«Мы назвали наш клуб оптимистично — «Надежда», — рассказывает его руководитель, волонтер Лилия ГАФУРОВА. Сама она по специальности журналист, работала на Донецкой областной ТРК. И тоже — в прошлом — «переселенка». Из Горловки. В прошлом, потому что ее настоящее — это жизнь в городе Сумы.
Лилия говорит: «Ехала наша семья тогда из Донбасса, как и все остальные, «на две недели», «в гости», «временно». Приехали на Сумщину, поскольку отсюда родом свекровь. Кто же знал, что это не временно. Переехали в областной центр, потому что сын, 14-летний Антон, стремился учиться играть на гитаре, заниматься борьбой, а в селе таких возможностей не было.
Сначала Лилии помогали волонтеры (она не может об этом вспоминать без волнения и перечисляет, что ей тогда волонтеры привезли мешок картошки, свеклы, муку, лук, консервацию. «И — не спросили, каких я политических предпочтений»). Вскоре уже сама Лилия стала волонтером — не могла, говорит, сидеть сложа руки. Ведь начальная эйфория от того, что «мы приехали в Украину» сменилась депрессией. Но ей, как матери, как жене, надо было думать не только о себе. Надо было выходить из депрессивного состояния. И помогло ей в этом то, что уже она сама стала работать на пункте волонтерской помощи: «Пришла и спросила: чем я могу быть полезна? Мне сказали: ну, напечешь пирожков для ребят в АТО? Сказала, напеку».
Так и началась ее волонтерская деятельность, впоследствии уже знала лично переселенцев, приходивших за помощью. А через некоторое время познакомилась с Ниной Чернявской, руководителем ОО «Калинове гроно». Стала работать здесь, сейчас занимается клубом для людей «золотого возраста», как она говорит. «Зачем это тебе?» — иногда спрашивают ее ровесники. А она отвечает: «Мои родители остались там. И я никогда не забуду, как мы прощались на блокпосту, а солдаты кричали: «быстрее, быстрее!». И кто знает, может, я ЗДЕСЬ помогаю людям почтенного возраста, а ТАМ кто-то поможет и моим родителям...».
...ПАЛКИ ДЛЯ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБЫ...
Лилия называет участников клуба «Надежда» своими «воспитанниками», хотя, смеется, «здесь еще неизвестно, кто кого воспитывает». Сюда приходят те, говорит, кому интересно еще что-то, кроме гуманитарной помощи. Хотя познакомилась почти со всеми как раз при выдаче продуктовых наборов. «Надо их организовывать, чтобы им было интересно», — говорит женщина.
И КИНОЛЕКТОРИЙ, И ГРУППА ЗДОРОВЬЯ ...
Так, с легкой руки Лилии Гафуровой, организовали и кинолекторий, и группу здоровья. Для группы здоровья выиграли проект от Агентства ООН по делам беженцев в рамках грантовой программы по поддержке инициатив переселенцев, внедряется ОО «КрымSOS». Теперь имеют и разнообразный спортивный инвентарь — гантели, карематы, палки для скандинавской ходьбы. И даже стулья. А это очень важно, потому что раньше столько стульев в «Калиному гроні» не было.
Среди посетителей группы здоровья есть и настоящий спортсмен в прошлом — Валерий Павлович Репка. А зачастую занятия проводит сама Лилия: «Говорю: берем гантельки и представляем того, кто вам пенсию маленькую насчитал, представляем этого человека и начинаем бить кулачками. И смеемся вместе! Смотрим и обсуждаем фильмы. Обычно это что-то легкое, комедии времен их молодости, фильмы Гайдая, например. А когда проектор сломался, то я им читала юморески Павла Глазового ...».
«Наша цель — способствовать интеграции людей почтенного возраста в социум, — говорит Лилия. — Пенсионеры это такая категория, которой мало уделяется внимания в нашей стране. Человек достиг пенсионного возраста, и его как бы «списывают». Но у этих людей есть большой опыт, есть огромный потенциал, который негде реализовать. Мы стараемся привлечь их и дать возможность для саморазвития. Не люблю я это слово «старшего возраста», я знаю, что это люди опытного, активного возраста, и это такой потенциал, который в общественном секторе очень пригодится. Участники нашего клуба принимают активное участие в различных тренингах (недавно, например, проводился тренинг по медиаграмотности). Вызвала интерес и встреча с юристами. Многие из тех, кто переехал и уже не планирует возвращаться на Донбасс, интересуются, каким образом можно продать свое бывшее жилье, чтобы приобрести что-то здесь, в Сумах. А еще мы планируем вскоре открыть репетиторский центр, где желающие смогут обучаться на иностранных языках. Ведь среди наших переселенцев «золотого возраста» есть разные специалисты, в том числе и преподаватели. А есть и желающие учиться. Учиться компьютерной грамотности можно в любом возрасте. Но заметьте, мы не хотим разделять людей на категории «переселенцы» — «не переселенцы». Мы все украинцы. Просто тем, кто вынужден был покинуть свой дом уже в почтенном возрасте, гораздо труднее, чем детям, которые приспосабливаются быстрее. Это как дерево, которое с корнем вырвали...».
САМАЯ ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА — ЖИЛИЩНАЯ
Об этом же говорит и руководитель ОО «Переселенцы Донбасса» Татьяна Кривонос. «У молодых есть перспектива, а у пенсионеров просто большая безнадежность. Потому что назад вернуться сложно, а зачастую и невозможно. А перспектива какая? О какой работе может идти речь? Сил физических нет, разве это можно сравнить с человеком, которому 25 лет или 30? Для пенсионера такое изменение жизни — огромный психологический стресс. Это как ногу судорогой свело... Но разве я не могу в определенных вопросах служить примером для молодых? Поделиться опытом, научить?»
Именно вопрос жилья — самая главная проблема, с которой сталкиваются переселенцы, особенно «золотого», «осеннего» возраста. Кого приютили родственники. Кто-то живет на съемной квартире. А 11 пожилых людей, переселенцев, в настоящее время проживают в Сумском гериатрическом пансионате для ветеранов войны и труда. Мне удалось пообщаться с директором пансионата Людмилой Красильников. Людмила Константиновна рассказала, что этим людям предоставляются социальные услуги, обеспечиваются необходимые условия проживания. Зайдя с холода, я сразу почувствовала, как здесь тепло. Очень комфортная атмосфера. Но дело в том, что большинство из проживающих здесь переселенцев, несмотря на возраст, все-таки считают свое положение временным и надеются рано или поздно вернуться домой... Разве что кроме Ольги Григорьевны, у которой ТАМ не осталось уже ни жилья, ни родных...
А младшим, чтобы «укорениться» на новом месте, нужно иметь работу. Об этом мы и поинтересовались у директора Сумского областного центра занятости Владимира Подлесного. По его словам, служба занятости способствует трудоустройству внутренне перемещенных лиц. В течение января — сентября 2017 имели статус безработного 245 человек из числа переселенцев. В центре занятости вынужденные переселенцы получают психологическую поддержку, помощь в трудоустройстве, информацию и консультации по содействию занятости. За этот период из числа переселенцев было трудоустроено 70 человек.
В то же время приходится признать тот факт, что немало людей из категории внутренне перемещенных лиц покинули Сумы потому, что их не устроили здешние зарплаты. Приходилось слышать: «У нас шахтеры получают в несколько раз больше!». А Сумщина — регион аграрный, и средний уровень зарплат здесь другой, меньше.
Общаемся с руководительницей ОО «Калинове гроно» Ниной Чернявской. Она, учитывая свой опыт общественной деятельности (общаемся, как говорится, на бегу, она готовится к очередному важному мероприятию) считает, что программы, направленные на обучение ВПЛ собственному делу, сейчас уже не эффективны. Кто хотел этого, тот сразу и начал работать для достижения своей цели.
«Нужно обращать внимание на другое: на интеграцию ВПЛ в общество. Потому многие из приехавших из Донбасса до сих пор считают себя «особенными», будто им все «должны». Мы в своей работе стараемся это изменить, чтобы способствовать их интегрированию в общество».
Как говорится — кто хочет, тот действует. Ключевое слово — хотеть. И осень жизни может быть тоже разной: печальной и никакой, или же золотой и активной. В Сумах есть люди, которые хотят реализовать себя в «золотом» возрасте. И есть люди, которые стремятся им в этом помочь.