Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Не нужно бояться конфликтов. Это составляющая развития»

Эксперт Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов — о важности внимания к Херсонщине как к «пограничному» региону
16 ноября, 2017 - 10:07
ФОТО С САЙТА PEACE.IN.UA

Общественная организация «Центр ближневосточных исследований» (AMES) при поддержке Национального фонда в поддержку демократии США начала реализацию проекта «Предупреждения конфликтов в Южной Украине». Проект будет реализовываться на территории 5 районов Херсонской области, прилегающих к административной границе с аннексированной Россией АР Крым и в Херсоне с целью предупреждения и трансформации насильственных конфликтов.

Для этого в соответствующих районах в течение полугода будут проводиться исследования конфликтного потенциала (интервью, фокусные группы, опросы, в т.ч. письменный опрос органов местного самоуправления и местных государственных администраций), будет осуществляться обучение местных лидеров по вопросам предупреждения и трансформации конфликтов. По результатам проекта субъектам властных полномочий будут поданы рекомендации по усовершенствованию соответствующих политик и нормативной регуляции.

Корреспондент «Дня» пообщался с руководителем проекта Сергеем ДАНИЛОВЫМ об уровне конфликтности на Херсонщине, факторах, которые вызывают социальное напряжение, и особенностях системной работы на предупреждение конфликтов.

ПОЧЕМУ ХЕРСОНЩИНА?

«На это есть ряд причин. Во-первых, я и мои коллеги считаем, что в настоящее время Херсонской области уделяется слишком мало внимания, если взять всеукраинский уровень, — объясняет Сергей Данилов. — Большинство взглядов, проектов, волонтерских инициатив, которые поддержаны донорами, государством или другими источниками, направлено на восток Украины. Да, это объективная ситуация, особенно в отношении освобожденных территорий, где были боевые действия, где есть много травмированных людей. Однако если мы будем забывать о таких регионах, как Херсонщина, то не будем видеть целостно, что происходит в стране. Ведь одна из причин, почему все произошло, — страна мало себя знает и мало собой занимается».

Еще одной весомой причиной исследования именно Херсонщины эксперт называет резкое изменение ситуации после аннексии Крыма Россией. «Де-факто регион стал пограничным. По сравнению, например, с центральной Украиной, здесь происходят особые процессы, в частности в пограничных районах, — говорит Сергей Данилов. — Например, до 2014 года в области не было российского аналогового теле— и радиовещания. То есть влияние российских СМИ было значительно меньшим».

Аннексия Крыма сильно ударила по многим секторам хозяйства. Традиционными рынками сбыта для местных производителей были Крым и Донбасс, в меньшей степени — Россия и другие регионы Украины. Теперь эти рынки закрыты. Разрыв экономических связей продолжается, и его последствия очень ощутимы.

По словам Данилова, на Херсонщине в последние годы недостает заметных зарубежных инвестиций, которые бы создавали рабочие места. «Приведу пример Житомирской области. Несколько предприятий было построено за эти годы, преимущественно с участием немецкого капитала. Они небольшие, но это плюс 300—500 рабочих мест, это отчисления в местные бюджеты, гарантированная заработная плата и социальная ответственность бизнеса, — говорит эксперт. — В то время как на Херсонщине мы имеем точечные инвестиции сельскохозяйственных корпораций, которые не идут в сравнение с тем, как очень медленно, но все-таки происходит приток зарубежных инвестиций в западной и центральной Украине. А здесь фактор безопасности, приграничье, еще некоторые структурные факторы сдерживают это развитие».

Кроме того, Херсонщина остается единственным регионом Украины, где компактно проживают национальные меньшинства, которые исповедуют ислам. Это крымские татары, турки-месхетинцы, езиды, курды. Это стало еще одной причиной исследования уровня конфликтности региона.

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Эксперты Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов и Игорь Семиволос уже определенное время мониторят ситуацию в Херсонской области, общаются с местной властью, лидерами общественного мнения, журналистами... За этот период они успели выделить ряд факторов, которые повышают конфликтность: реформа децентрализации, пассивность бизнеса в поисках новых рынков, имущественные (земельные) споры и конфликты на почве национальной и религиозной идентичности, которые активно подогревают российские СМИ.

«В настоящий момент конфликтность связана с образованием ОТГ и бюрократическим процессом согласования полномочий между районными радами, РГА, вновь созданными ОТГ, — говорит Сергей Данилов. — Речь идет о создании опорных школ, медицинских заведений, культурных, социального обеспечения и др. И здесь противоречия не только со старой системой, которая имела кучу недостатков, но была устоявшейся, но и с новой, которая только создается, еще и в конкурентной ситуации. Из предыдущих визитов в районы мы видим, как по-разному действуют главы ОТГ: одни думают только об инвестициях, другие — только о социальной сфере. Также заметна низкая квалификация кадров, которые никогда не выполняли такой уровень бюрократических задач. Не все понимают уровень своей некомпетентности, а это рано или поздно будет заканчиваться конфликтами. Также существует угроза, что некоторые ОТГ окажутся под контролем одних землевладельцев, станут такими себе феодальными княжествами, что, безусловно, будет влиять на развитие всей громады».

«Мы также видим, что предприниматели Херсонщины не ищут новые рынки сбыта. Кажется, они надеются, что ситуация решится сама собой. Но этого не будет. Торговля с Крымом не возобновится. Нужно принимать новую реальность и приспосабливаться, создавать логистическую инфраструктуру. Если этого не делать, социальное напряжение может расти», — комментирует Данилов.


ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Своевременные и грамотные действия, диалог с громадой, умение говорить, не бояться, включаться, присутствовать — это главный залог того, что конфликт не зайдет за определенные рамки, — считает эксперт. — Важно помнить, что конфликты будут всегда, их не надо бояться. Это нормально для развития и периода изменений. Вопрос в том, как из него выходить, выигрывает ли кто-то, проигрывает ли, будет ли компромисс. Если представители власти не отстраняются, не ленятся, не боятся и умеют общаться, то это большой плюс. Ведь громадам часто важно, чтобы их просто выслушали

Следующий фактор конфликтности — это права собственности. «Это краеугольный камень успешного бизнеса, а значит, и развития, — отмечает эксперт. — С этим есть проблемы по всей стране, а на Херсонщине борьба за землю и урожаи в течение последних лет приобрела форму вооруженных противостояний. Государство в лице правоохранительной и судебной власти не выступает арбитром в этих противостояниях. Это приводит к тому, что стороны наращивают собственный силовой аппарат, который имеет тенденцию жить самостоятельно и самовоспроизводиться».

«Кроме того, мы постоянно видим спекуляцию на теме национальных меньшинств. Это слухи о создании крымскотатарской автономии или в одной из интерпретаций — турецкой автономии на территории Херсонщины в Геническом районе, — говорит Сергей Данилов. — Часто раскручивают такие тезисы, как «область отдали татарам», «украинцы будут урезаны в правах» и т.п. Этим занимаются российские СМИ, разные сепаратистские ресурсы и беглые херсонцы вроде экс-нардепа Алексея Журавко, которые сохранили каналы получения и распространения информации в области. Также в разжигании этих конфликтов заинтересована власть Крыма».

РОЛЬ СМИ И МЕСТНОЙ ВЛАСТИ

По словам Сергея Данилова, херсонские СМИ преимущественно игнорируют упомянутые темы из-за некомпетентности или отсутствия интереса, поэтому они проходят мимо широкого общественного обсуждения. «Значительная часть интернет-СМИ является площадкой, площадь на которой могут купить две стороны конфликта. В частности, так было с земельным конфликтом в с. Надеждовка Чаплинского района, — отмечает эксперт. — Еще вспоминаю случай некорректных высказываний о крымских татарах. Это вызвало обсуждения и осуждения, но не думаю, что это была специальная операция, а скорее глупость автора. Поэтому скажу так: роль СМИ, конечно, присутствует, но она незначительная».

В то же время, говорит Данилов, решающей в предупреждении и решении конфликтов является роль местной власти. Если речь не идет о земельных спорах. «Своевременные и грамотные действия, диалог с громадой, умение говорить, не бояться, включаться, присутствовать — это главный залог того, что конфликт не зайдет за определенные рамки, — считает эксперт. — Важно помнить, что конфликты будут всегда, их не надо бояться. Это нормально для развития и периода изменений. Вопрос в том, как из него выходить, выигрывает ли кто-то, проигрывает ли, будет ли компромисс. Если представители власти не отстраняются, не ленятся, не боятся и умеют общаться, то это большой плюс. Ведь громадам часто важно, чтобы их просто выслушали».

Для постоянного «включения» в ситуацию на местах нужен долгосрочный анализ, наблюдения, прогнозирование, план действий на опережение конфликтов. Часто понимание такой работы во власти отсутствует. Если есть посторонние проекты, то они все равно охватывают определенный временной промежуток. Появляется вопрос: кто и за какие средства должен проводить подобные мониторинги и прогнозирования?

«В идеале этим должно заниматься государство. Но идеала не существует, поэтому эта инициатива заполняется общественным сектором или гибридом государственных органов и общественных, — говорит Сергей Данилов. — Не знаю, хватает ли на это средств. Но точно не хватает понимания важности. Те же районные администрации находятся в полуанабиозном состоянии. Они не понимают свое будущее, ведь скоро их просто ликвидируют. Следующий этап реформы децентрализации предусматривает появление префектов. В принципе, как по мне, эти префекты и должны были бы заниматься такими мониторингами, иметь на это ресурс и рычаги влияния».

Иван АНТИПЕНКО, «День». Херсон
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ