Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Все «нет» – только в наших головах»

Как Марьяна Процайло, единственная в Украине кассир на коляске, ломает стереотипы о людях с инвалидностью
29 ноября, 2017 - 11:03
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО РОМАНОМ ШТОГРИНОМ

Уже месяц в одном из супермаркетов Винницы работает девушка на коляске. Марьяна Процайло прошла учебу для кассиров, рассчитанную на семь дней, за день — чтобы понять, «пойдет» эта работа или нет — а в следующем началу стажировку.

34-летеняя черновчанка приехала в Винницу по приглашению подруги почти год назад и в винницком Центре комплексной реабилитации для лиц с инвалидностью «Подолье» овладела профессией администратора. Во всех организациях и предприятиях, куда обращалась по поводу трудоустройства, собственно, администратором, ей отказали. Тогда девушке предложили работать кассиром.

БЕЗБАРЬЕРНУЮ СРЕДУ СДЕЛАЛИ ЗА НОЧЬ

«Меня очень хорошо принял коллектив — помогал во всем, чего не знала, — рассказывает Марьяна ПРОЦАЙЛО. — В работе кассира есть много нюансов, и нужно не ошибиться, чтобы покупатель не возвращался с вопросами. Мне понравилось, и я решила остановиться на этой работе. Сейчас уже нет ничего сложного — разве что в час пик, потому что большой поток людей».

Марьяна рассказала, что за одну ночь в супермаркете «Грош» ей организовали полностью доступное пространство: она везде проезжает свободно. Также сделали перила в туалете, подстроили  кассу — чтобы все было доступно и удобно.

«Сначала люди удивлялись, когда видели, что я на коляске, — вспоминает Марьяна. — Или когда просили подать что-то с задней полки, и я отбывала, извинялись: «Ой, простите, я не знала, не нужно...» Я отвечала, что здесь ничего страшного нет — все нормально. А теперь уже многие меня знают, узнает, многие помогают, когда я добираюсь в троллейбусе. Трансфера для работников магазину у нас нет, хотя можно им это предложить. Родные из Черновцов меня поддерживают и... жалеют. Мол, тебе же тяжело. Я отвечаю, что не хочу сидеть дома, но очень благодарная за поддержку».

На работу девушка добирается почти полтора часа, встает в пять утра. У нее — свой график работы.

«ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ МАРЬЯНА СТАЛА ЛУЧШИМ РАБОТНИКОМ»

«Мы вели разговор с торговой сетью относительно трудоустройства неслышащих на кассы, и я сказал, что ищу работу для девушки — это наша  лучшая выпускница, учит английский. Марьяна и работодатель согласились. Она за день прошла их недельный тренинг и на следующий день вышла на стажировку, — говорит директор Центра комплексной реабилитации для лиц с инвалидностью «Подолье» Роман  ШТОГРИН. — Под ее потребности адаптировали кассу, сделали лучшее программное обеспечение. Компания искренне захотела помочь. Через месяц работы управляющий магазином сказал, что Марьяна — лучший работник. За это время она успела подготовить еще одного стажера, за что ей заплатили. Это большая победа многих людей, наша совместная работа. Зарплата — семь тысяч, ей компенсируют 500 гривен за жилье».

По словам Романа, в компетенцию центра не входит трудоустраивать людей, но его специалисты решили помогать в этом, чтобы видеть конечный результат работы.

«Первая проблема — работодатели не представляют, как колясочники, неслышащие или люди с проблемами зрения будут работать. «Как ты представляешь, чтобы человек на коляске работал администратором?» — спрашивали меня. Вторая проблема — боятся сами люди с инвалидностью, из-за комплексов и стереотипов. В нашем случае вышло, что с обеих сторон было желание. Поэтому Марьяна для всех людей с инвалидностью является примером, что на колясках можно работать и в банковской сфере, и в органах власти — всюду, куда можно заезжать. На 100% — проблема в головах, в неправильных стереотипах. Я сторонник того, что людям с инвалидностью нужно оказать помощь, но в гарантированном трудоустройстве. И — через нормальную заработную плату», — отмечает Роман Штогрин..

«Я НЕ ХОЧУ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ НА ПРОФЕССИИ КАССИРА»

Граждане со сложной формой инвалидности в Украине фактически лишены возможности трудоустройства — таких единицы, и Марьяна среди них. Когда я позвонила по телефону к ней, девушка была занята — проходила онлайн-курс английского. Объяснила, что в будущем язык ей будет нужен, ведь необходимо понимать клиентов. Ее целенаправленность, несмотря на предыдущие отказы, вызывает восхищение и уважение...

«Я не хочу останавливаться на профессии кассира, а для того, чтобы быть администратором, нужно знать английский, — утверждает Марьяна. — Поэтому я учусь на курсах. Экзаменационную работу писала о ресторане, но вижу себя не только на месте администратора гостиницы или ресторана. В гостиничном бизнесе чаще всего отказывают: мол, как это можно ездить на коляске по этажам и проверять. Я не слышала, чтобы и в Европе был администратор на коляске: в основном люди на колясках реализуют себя в спорте и танцах. Но я хочу доказать, что все это — возможно, а все «нет» и «как это?» — в наших головах. Я стремлюсь доказать обществу, что человек на коляске может занимать самые разнообразные должности — и это не является такой проблемой, как кому-то кажется».

Девушка говорит, что предлагала друзьям-колясочникам тоже попробовать. Но они много боятся, в основном — что нужно ежедневно добираться на работу, спускаться-подниматься в лифте.

«Страх не пускает, они не могут перебороть его, чтобы идти вперед. Поэтому решают, что лучше посидеть дома. И предприниматели, и колясочники не могут переступить страх», — считает Марьяна.

НУЖНЫ ИСТОРИИ УСПЕХА

По мнению Марьяны, людей с инвалидностью необходимо мотивировать работать. «Это могли бы быть какие-то тренинги, вебинары, на которых бы нас знакомили с историями успеха -чтобы люди видели, что ничего страшного нет. Нужно создать и поддержать мотивацию — тогда из десяти двое захотят что-то изменить в жизни. Такое же нужно делать и для предпринимателей — должны быть шаги с обеих сторон», — убеждена Марьяна Процайло.

Также важно изменять подходы к учебе. «Сейчас мы будем переориентироваться на другие стандарты работодателя. Сравните: чтобы быть кассиром торгового зала, в училище нужно учиться полтора года, в нашем центре — 3,5 месяца, а в компании работодателя — две недели, — говорит Роман Штогрин. — У меня учатся люди со всей Украины — незрячие, неслышащие, с ДЦП и другими недугами. Благодаря поддержке торговых сетей удалось трудоустроить на кассы шестерых неслышащих. Сейчас опять проводим обучение для таких лиц. Важно, что работодатели очень довольны — как Марьяной, так и неслышащими. Потому что у них — меньше всего недостачи, они очень внимательны, не отвлекаются на посторонние вещи. Компания сказала, что они очень хорошие и ценные работники».

Это нужно знать работодателям, которые сегодня игнорируют 4%-ю квоту для лиц с инвалидностью. Или соблюдают ее формально. Ведь люди — огромный ресурс. Если помочь им, они отдадут хорошей работой,  благодарностью, да еще и поднимут престиж компании.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ