Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Классика без «бронзы»

В «Мистецькому Арсеналі» представили премьеру оперы «Дидона и Эней»
30 ноября, 2017 - 10:44
ГЛАВНЫЕ ПАРТИИ ИСПОЛНИЛИ: ТАТЬЯНА ЖУРАВЕЛЬ (БЕЛИНДА), ИННА ГУСЕВА (ДИДОНА) И ЕВГЕНИЙ ПРУДНИК (ЭНЕЙ) / ФОТО АЛЕКСЕЯ КАРПОВИЧА

Одну из самых популярных барокковых опер, «Дидону и Энея» английского композитора конца ХVІІ ст. Генри Перселла, у нас исполняли неоднократно (в июне прошлого года — в Одесском оперном театре). Но только теперь украинская публика имела возможность услышать это произведение в «аутентичном» звучании, то есть воссозданное на старинных музыкальных инструментах (точнее их копиях), в частности в духе вокальных традиций эпохи. Как выглядела опера в оригинале, мы, к сожалению, не узнаем (авторская партитура, за исключением либретто, не сохранилась). Однако благодаря практике «исторически информированного исполнительства» — главной особенности киевской премьеры — можно было, по крайней мере, приблизиться к музыкальным традициям времен Перселла.

Инициатива постановки принадлежит творческому объединению Open Opera Ukraine, что недавно образовалось в Киеве. Это группа специалистов, которые взяли на себя просветительскую функцию, популяризируя оперу как жанр. Приоритетом выбрали барокковую оперу, которая по различным причинам оказалась на «задворках» отечественной оперной жизни. «Дидона и Эней» — первый театральный проект команды.

Произведение краткое (длится около часа) и  считается относительно несложным — одна из первых постановок после почти двухсотлетнего забвения была осуществлена студентами Королевского колледжа музыки в одном из лондонских театров.

Киевские исполнители отнеслись к партитуре особенно серьезно. Работа над проектом длилась более полугода. Руководителем музыкальной части выступил Назар Кожухар, профессиональный скрипач и знаток старинной музыки, организатор многих проектов в этой области. Исполнители-инструменталисты — ансамбль Vox аnimae (художественный руководитель и дирижер — Наталья Хмилевская), который возник в 2009 г. при кафедре старинной музыки Национальной музыкальной академии Украины. В струнной группе ансамбля, в соответствии с традициями ХVІІ в., использованы исключительно «жильные» струны (изготовленные из натурального материала — кишок быка), которые придают специфическое мягкое звучание. Поскольку в Украине до сих пор нет исполнителей на таких барокковых инструментах, как теорба, барокковая гитара, барокковый гобой, специфическая перкуссионная секция, то на эти позиции в оркестре приглашены музыканты из-за границы (Германии, Австрии, Польши и России).

Одним из этапов подготовки вокалистов, отобранных путем кастинга, были мастер-классы Эммы Киркби, знаменитой барокковой певицы из Лондона, которая по приглашению Open Opera дала также концерт в киевской Лютеранской кирхе в сентябре этого года. Слушателей в тот вечер ожидал сюрприз: вместе с Киркби на сцену вышло около десятка молодых украинских певцов (преимущественно выпускников вокального факультета Национальной музыкальной академии Украины), которые покорили аудиторию зрелостью и убедительностью своих исполнений. Именно они и спели в киевской премьере «Дидоны и Энея».

Постановка поражает не так музыкальным исполнением, как новаторским прочтением классического произведения, предложенным молодым режиссером Тамарой Труновой.

Согласно либретто, в центре внимания оперы — отношения Энея и Дидоны, тогда как главным конфликтом является «воля богов», которая вмешивается в эти отношения и приводит к фатальному решению. Белинда (Татьяна Журавель) — советчица Дидоны, которая помогает и подталкивает ее к принятию решений. Но Трунова увидела в Белинде до сих пор не раскрытый потенциал. Типичный персонаж английского театра масок — служанка, которая обустраивает дела своих господ, в постановке Тамары Труновой становится воровкой наподобие шекспировского Яго. Она знает, что любовь делает человека беззащитным, потому толкает Дидону (Инна Гусева) в объятия Энея (Евгений Прудник). Белинда знает, что любовь приведет Дидону к гибели и даже сама вызывает злые силы, которые вводят Энея в заблуждение (басовая партия Игоря Воронки в роли колдуньи, и сопрано ведьм Татьяны Яшвили и Елены Нагорной). Те подсылают к нему Лже-Меркурия (партия контратенора Александра Лося) с фальшивым посланием от Зевса: Эней должен немедленно покинуть Карфаген и отплыть к берегам Италии, чтоб основать там новую Трою. Дидона в горе от близкой разлуки с любимым, готовится умереть и поет одну из самых мощных барокковых арий («Remember me»). В то же время, Белинда, вместо того, чтобы сочувствовать Дидоне, злорадствует — эту партию блестяще исполняет солистка  Национальной оперетты Татьяна Журавель. Но в финале таки переосмысливает свое поведение — на ее лице появляется печаль, а следовательно, она и сама исчезает в потусторонний мир (возвышение посреди сцены напоминает колодец, символ перехода из мира живых в мир мертвых, и жертвенник одновременно).

Таким образом, главный месседж киевской постановки «Дидоны и Энея» в том, чтобы показать неизбежность краха любой слепой, идеализирующей любви. Вполне показательно, как для нашего излишне рационализированного времени.

Олеся НАЙДЮК, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ