Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинскому образованию – академическую добропорядочность

Мы начинаем со списывания на контрольной и заканчиваем принятием абсурдных законов
12 декабря, 2017 - 10:26

Считаете ли вы полученное образование полезным? Недавно этот вопрос задали жителям Киева, Одессы, Харькова, Львова и Днипра. И каждый четвертый ответил: «нет».

Не менее шокирующими оказались результаты собственного социсследования, которое в прошлом году провел Харьковский университет им. В. Каразина. 64% абитуриентов не мотивированы на свою будущую профессию! Она для них абстрактна, непонятна. И даже среди магистров остается большой процент тех, для кого специальность — это нечто туманное.

Откуда такие цифры? В нашей стране многие студенты учатся ради обучения. Образование и реальная профессия для них попросту не связаны. И это вопрос не только к студентам.

В образовании есть такое понятие, как академическая добропорядочность. Простыми словами — это честная работа преподавателя и учеба студента, когда человек в вузе получает настоящие знания и навыки, а не только диплом.

Плагиат, списывание, взятки, умышленное занижение оценок — все это элементы академической непорядочности. Они характерны не только для Украины. Но наша страна, наверное, уникальна в терпимости к ним.

Не так давно в составе делегаций Министерства образования и Министерства юстиции я побывала в США. Мы посетили несколько авторитетных вузов, познакомились с тем, как учатся студенты, в частности будущие юристы. Для них понятие академической добропорядочности само собой разумеющееся. Если уж ты пришел учиться, то делаешь это честно.

Стоимость юридического образования в Соединенных Штатах колеблется от 50 до 75 тысяч долларов в год. И задача выпускника — эти деньги отработать, вернуть. Это своеобразный дамоклов меч в 200 тысяч долларов, висящий над головой. А полноценным юристом в США ты не станешь, если не сдашь экзамен, дающий право заниматься юридической и адвокатской практикой. То есть можно окончить университет, получить диплом юриста, но если ты не подтвердишь свои знания, то на полноценную работу и высокую зарплату рассчитывать не приходится. Поэтому американцы выбирают будущую специальность осознанно.

У наших студентов все гораздо проще. Потому и степень ответственности другая.

В США честность, добропорядочность в учебе прививается еще в начальной школе. Детей с младших классов учат самостоятельно мыслить, искать решения сложных задач, стимулируют креативное мышление. У нас же все наоборот... В школах, скорее, культивируется понятие нечестности. И что мы получаем на выходе? Все те же шокирующие результаты социсследований...

Недавно несколько общественных организаций провели опрос среди студентов, и 99% из них признались, что во время обучения прибегали к тем или иным нечестным методам. Почти каждый студент списывал, давал взятку или пользовался плодами чужого интеллектуального труда. И этим студентам есть у кого учиться. Их преподаватели в своих научных работах зачастую делают то же самое. И это убивает конкурентные принципы в образовательной среде, это демотивирует и студентов, и их учителей!

С одной стороны, очень хочется верить, что новый закон об образовании изменит эту систему. Там много действительно хороших норм. С другой — в нем самом заложен обман. В законе указано, что зарплата молодого преподавателя на старте должна составлять не менее трех минимальных зарплат, то есть 9600 грн, а в переходных положениях «чудом» появляется другая цифра — в четыре прожиточных минимума, то есть 6400 грн. И мы еще что-то говорим о доверии?

И такие проявления «порядочности» политиков мы видим в парламенте каждый день. Верховная Рада принимает, например, медицинскую реформу, но ее авторы не понимают, что реализовать закон на практике можно будет только в городах, а украинцы, которые живут в селах, по большому счету окажутся без медицинской помощи.

Мы перекладываем финансирование учреждений профтехобразования на местные бюджеты и фактически убиваем их. Да, возможно, большие города справятся с этой нагрузкой, а как быть с Волынью, например? Возможно, это решение обосновано экономическими соображениями, но, если говорить об образовательных, социальных приоритетах — этого не стоило делать. За время независимости Украины количество профессионально-технических учебных заведений уже сократилось на 40%. А что будет дальше? Где мы возьмем сантехников, электриков, слесарей?

Мы боремся с коррупцией в вузах, призываем студентов честно учиться, а потом Кабмин сокращает студентам стипендии, а премьер-министр Владимир Гройсман заявляет, что диплом не является преимуществом на рынке труда.

И эти двойные стандарты, эта теперь уже политическая недобропорядочность нашей власти приводит к тому, что 80% украинцев ей не доверяют.

Да, вероятно, сегодняшняя элита не готова к изменениям. Но это политики, которые не появились из ниоткуда. За них проголосовали мы. Возможно, отказавшись от списывания и плагиата, мы все проблемы не решим. Но системные изменения начинаются с каждого из нас. Мы с вами, студенты, преподаватели, можем стать творцами, агентами реформ и позитивных перемен.

Ирина КОНСТАНКЕВИЧ, народный депутат Украины (УКРОП), председатель подкомитета по вопросам внешкольного, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего образования и образования взрослых комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ