Известный журналист, доктор филологических наук, профессор Николай Тимошик подготовил для газеты «День» интересный обзор, как в советской прессе боролись с религиозными праздниками. Такие материалы с конкретными цифрами, фактами и цитатами сегодня кажутся особенно важными для понимания новейшей истории страны.
Приятно наблюдать в эту зимнюю пору, как оживляется интерес старших и младших украинцев к истокам предков. Все громче звучат предложения ставить и в своих домах, и на людных местах автохтонных дидухов вместо навязанных чужестранцами елок. Как и сотни лет назад, на улицах украинских сел и городов все чаще можно увидеть вертепников, звездочетов, колядовальщиков, щедровальщиков, посевальщиков. Начинаем больше интересоваться кутьей, «Маланкой»...
А ведь еще в недавние времена безбожная советская власть делала все, чтобы это, на чем испокон веков держалась духовность, вера и культура, вытравить из памяти новых поколений украинцев. Ведь это был стержень, который идентифицировал нас как самодостаточную нацию. Национальное же, народное, самобытное власть унижала, нивелировала, вытравливала разнообразными средствами.
Среди таких средств денационализации одним из самых эффективных была местная пресса. Пролистаем страницы нескольких редких на сегодня районных газет мракобесной поры 20—30-х годов прошлого века. На их страницах скрытая и зловещая «печать эпохи», из которой мы все еще не можем вынести правдивые уроки.
Расправившись с Украинской автокефальной церковью, пик возрождения которой пришелся на начало 20-х годов, власть в первую очередь взялась за подрастающее поколение. Еще со времени нэпа вся страна укрылась сетью представительств созданного в Москве Союза воинствующих безбожников.
Соответственно кружки безбожников организовывают чуть ли не в каждом классе сельской школы. Издается массив антирелигиозной литературы (прежде всего брошюры, плакаты), пишутся примитивные по форме, но обличительные по содержанию пьесы, в которых высмеивают священников, порочат церковь, презирают духовные ценности. Основывают и выпускают массовыми тиражами антирелигиозные газеты: в Москве — «Безбожник», в Киеве с 1925 года — украиноязычный «Безвірник».
РОЖДЕСТВО — КАК КУЛАЦКИЙ ПРАЗДНИК
Местные редакции газет повсеместно подключались к борьбе с религией как «опиумом для народа», а также с другими «пережитками прошлого».
Особенно предприимчиво выполняла установку своего партийного основателя в этом вопросе редакция нежинской окружной газеты «Нове Село». Так, на протяжении 1928 года чуть ли не в каждом номере находим что-то въедливое и обличительное в сторону церкви и ее сторонников. Вот характерный пример.
В первом номере нового, 1928, года, вышедшем в канун одного из самых главных праздников всех христиан мира — Рождества Христова, размещен большой по объему материал Я. Ковальчука «Різдво служить куркулям». Здесь намешано много идеологической половы и относительно рождения Иисуса Христа, и относительно обрамления этого праздника украинским национальным колоритом — кутья, щедривки, коляда, «Маланка», «коза», засевание на заре в хатах земляков рожью-пшеницей.
«ВІРУЮ» / ФОТО ЛЮДМИЛЫ ГОШКО
То, что формировалось веками, к чему душа украинцев всегда раскрывалась и расцветала, советская газета бездоказательно шельмует и презирает. Текст пересыпан огульными обвинениями, политическими лозунгами и ругательной лексикой.
Чего стоит, скажем, вот такой посыл: «Попи не те що з «козою», а з чим завгодно злигаються, щоб тільки зберегти своє панування та допомогти куркульні та буржуям. Отож, виконання різдвяних звичаїв суперечить новому побуту та соціялістичному будівництву».
В другом месте этой статьи читаем следующее: «Різдвяне ненажертво та пияцтво шириться серед селян ще й тому, що до різдвяних свят закінчують відгодовувати худобу і птицю, яких часто нікуди дівати».
Так и напрашивается вопрос: был ли автор статьи когда-то в селе и видел ли в конюшнях хозяев в советское время столько живности, которых «не было куда девать»?
Статья заканчивается таким грубым окриком: «Геть різдвяні свята з їх нікчемними попівськими звичаями та забобонами!».
ВЕЧЕРНИЦЫ ОБЪЯВЛЕНЫ НЕМОДНЫМИ
В номере за 7 января, «Нове Село» продолжает издеваться над религиозными чувствами крестьян. В этот раз автор за подписью «Яскравий» взялся доказывать, что советской молодежи не стоит праздновать «какого-то там Андрея».
Речь идет о древней традиции, которая заведена была в украинских селах: 13 декабря «гадать» на Андрея. А после гадания молодежь, собрав в складчину накануне определенную сумму средств, также, по обычаям предков, отмечала вечерницы.
Автор осуждает такую испытанную веками форму проведения сельской молодежью досуга, как вечерницы: ему все мерещатся на тех вечерницах лишь «водка и дебоши».
В качестве показательного противопоставления пережиткам прошлого, он акцентирует внимание читателя на поступке членов хорового кружка при избе-читальне в селе Шатура, которые «пошли другим путем». Собрав деньги вскладчину «на Андрея» (по 150 руб. каждый), они решили отдать эту сумму селькору, чтобы тот выписал им «Наше Село».
«Почули про це інші дівчата, — пишется в газете, — та й собі загомоніли: краще б і ми віддали свої «паї» на газету, ніж справляти якогось там «Андрія». Щоправда, деякі хлопці казали: навіщо мені та газета...».
Похвалив шатурских девушек за такое политическое сознание, газета делает вывод: «Може б, і по інших селах дівчата зробили б так, як у Шатурі, — тоді наша селянська молодь поволі кидала б погані звичаї і за допомогою газети та книги ставала культурнішою».
В ХРАМАХ — ЗЕРНОСКЛАДЫ
Еще более острым и циничным выглядит наступление на церковь и верующих в начале 30-х годов. Уничтожается ряд выдающихся достопримечательностей украинской сакральной культуры.
Накануне перенесения столицы советской Украины из Харькова в Киев на берега Днепра для осмотра места расположения советских и партийных учреждений приезжают тогдашние компартийные лидеры Украины Косиор и Постышев. Но их не впечатлила красота златоверхого Киева. В ней они увидели признак «поповства и пережитков прошлого», угрозу утверждению пролетарского лица столицы.
Именно эти деятели приняли тогда преступное против целого украинского народа решение об уничтожении Михайловского златоверхого, Николаевского военного и еще ряда храмов, которые веками были не только архитектурными украшениями древнего Киева, но и оберегами духовной жизни украинцев.
Территории и помещения ряда больших монастырей передаются на нужды советских учреждений. Огромное количество церквей в районных центрах и селах разных областей Украины также разрушают, превращают в сельские «колбуди» (колхозные дома) или склады.
В газетных публикациях этого периода просматривается твердая рука партии относительно усиления антирелигиозного воспитания трудящихся, в частности необходимости более энергичного противостояния «темным силам» в агитационной деятельности. Такой посыл был вызван обнаруженными на местах фактами о якобы не разрешенных властью беседах церковников с верующими о причинах трудностей советского строительства в целом и колхозного в частности.
Поэтому, скажем, лосиновская районная газета «Ударный Труд» в одной из аналитических статей акцентирует внимание на следующем: «Проведение антирелигиозной работы — неотложная задача всех советских рабочих, воинственных безбожников, комсомольских и профсоюзных организаций. Нужно раскрыть перед массами настоящее лицо религии, разъяснить ее контрреволюционную роль».
РАБОЧИЕ КАБИНЕТЫ В... МОНАСТЫРЯХ
Ощущая нехватку материалов на эту тему, районные газеты практикуют перепечатывание пропагандистских статей из московских изданий, чаще журнальных. Так, тот же «Ударный Труд» от 16 июля 1937 года начинает подавать, с продолжением в нескольких следующих номерах, заимствованную из московского журнала «Власть Советов» (номер 8 за 1937 год) коллективную статью кремлевских идеологов «Из прошлого и современного церкви».
Смысловую доминанту крупного заглавия усиливает набранный большими буквами подзаголовок известной цитаты Ленина «Религия — опиум народа». Вот главные смысловые акценты этой обличительной публикации: попы в гражданскую войну выступали на стороне врагов трудящихся; в белогвардейских частях «Полков Иисуса» были священники; участие священнослужителей в танковых частях белых; почему монастыри и попы боролись в рядах контрреволюции; церкви и их штаты; пристанища митрополитов и епископов.
Впрочем, получалось так, что, разоблачая не всегда богоугодную мораль отдельных церковников, власть поневоле разоблачала и свою аморальность и уже утвержденную за предыдущие годы привычку создавать материальные блага и бытовой комфорт прежде всего для себя, а не для трудящегося люда. Стоит задуматься над такими статистическими данными, которые черпаем из этой публикации. Речь идет о том, как советская власть использовала колоссальное имущество и помещения конфискованных монастырей.
Из школьных учебников, рассказов лекторов и агитаторов десятилетиями постоянно звучало одно и то же: все дворцы богачей и нечестно нажитые поместья монастырей передавались исключительно в распоряжение трудящихся. В том, что на самом деле так не было, убеждаемся именно из этих статистических данных.
Так, согласно цифровому фактажу «Власти Советов», на ту пору по всему СССР было конфисковано 1159 храмов и монастырей со всеми пристройками к ним. Впрочем, «под потребности трудящихся» было отдано всего лишь... 50 помещений: для санаториев и здравниц — 48, родильные приюты и дома ребенка — 2. В целом это составляло немногим более четырех процентов конфискованного.
А куда использованы остальные 96 процентов?
Запоминаем:
советские учреждения — 207
военные учреждения — 188
учреждения социального обеспечения — 168
учреждения наркомоса —197,
учреждения наркомздрава — 349.
Иными словами, все это было передано в безраздельное пользование «слуг народа», под теплые и уютные кабинеты советского чиновнического аппарата, который рос как грибы после дождя.
И уже абсолютно лицемерным выглядит решение власти размещать в церквях и монастырях... концлагеря и тюрьмы для арестованных. Таких «объектов» было 14.