НЕОБХОДИМОСТЬ В ЗАКОНЕ #7206
По статистике ProZorro, свыше 99% участников и победителей в публичных закупках — украинские компании, менее 1% — иностранные.
Однако, по оценкам экспертов CMD-Ukraine, около 38% товаров и услуг в рамках публичных закупок являются импортными или содержат существенную импортную составляющую. В США и Японии этот показатель менее 5%, а в ЕС — 7,9%.
Учитывая то, что годовой объем украинских публичных закупок достигает 275 миллиардов гривен в год, речь идет о потенциальной импортной составляющей объемом свыше 100 миллиардов гривен. Это прямой «минус» и в торговом балансе, и в украинском ВВП.
Точные оценки или официальные данные относительно импортной составляющей публичных закупок получить до сих пор не удалось. В ответ на мое депутатское обращение первый вице-премьер-министр Украины — министр экономического развития и торговли Степан Кубив предоставил официальный ответ, в котором признал: «Информация относительно общей суммы средств, потраченных через процедуры публичных закупок на закупку товаров, произведенных в Украине и товаров, произведенных за рубежом, в Минэкономразвития отсутствует». Поэтому я направил премьер-министру Украины депутатское обращение для проведения соответствующей правительственной «инвентаризации» публичных закупок на предмет оценки импортной составляющей и потенциала импортозамещения по товарным категориям.
Покупая за рубежом то, что Украина производит или способна производить сама, мы дарим другим странам рабочие места, инвестиции и налоги! А сами остаемся должником и экспортером сырья, рабочих рук и талантов.
Публичные закупки — не только способ удовлетворения общественных потребностей. Это также отличный механизм стимулирования развития промышленности, предпринимательства и экономики в целом. Конечно, при разумном подходе.
Законопроект #7206 «Покупай украинское, плати украинцам!», инициированный нами с Олегом Ляшко и командой РПЛ и уже принятый Верховной Радой за основу, предлагает усовершенствованную модель публичных закупок, которая поставит их на службу экономическому развитию Украины, преодолению безработицы, эмиграции и повышению доходов граждан.
#7206 — МОДЕРНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК
Законом Украины «О публичных закупках» определен единственный обязательный критерий для оценки тендерных предложений — цену. Другие критерии могут применяться на усмотрение заказчика для товаров, не имеющих постоянно действующего рынка. Эксперты KSE отмечают, что на практике заказчики практически не используют возможность устанавливать другие критерии, кроме цены. Так, всего 0,7% завершенных закупок было проведено с использованием неценовых критериев.
Законопроект #7206 «Покупай украинское, плати украинцам!» устанавливает распределение предметов публичных закупок на 2 группы — неспециализированные, перечень которых утверждается КМУ и для которых применяется единый критерий — цена, и специализированные — все остальные предметы закупок, для которых применение неценовых критериев, прежде всего местной составляющей, становится обязательным. Перечень неспециализированных закупок должен быть установлен правительством после тщательной «инвентаризации» и экономического анализа публичных закупок и проведения консультаций с производителями и экспертами. Я убежден, что специализированными должны признаваться все высокотехнологические предметы закупок, которые Украина уже производит. Например, самолеты, корабли, вертолеты, вагоны, трамваи, автобусы, с/х техника, турбины, другая продукция машиностроения, приборостроения и их составляющие.
Кстати, вес ценового фактора в новой системе предлагается такой же, как и в действующий — минимум 70%. Максимальный вес неценовых критериев (например, условия оплаты, гарантия, местная составляющая), соответственно, тоже такая же — 30%.
Главная новация #7206 — внедрение обязательного учета критерия местной составляющей с весом не менее 20% в структуре приведенной цены для специализированных предметов закупок. Местная составляющая рассчитывается через уровень ресурсной локализации производства предмета закупки по прозрачной формуле, установленной законом, согласно методике, которая впоследствии будет утверждена правительством.
ЗПУ #7206 никоим образом не является альтернативой, заменителем или угрозой для системы электронных закупок ProZorro. Напротив — «Покупай украинское, плати украинцам!» развивает и усиливает существующую систему за счет перевода ее для специализированных предметов закупок в многофакторную модель, которая доминирует в том числе в Европе. В Украине же всего 0,7% завершенных закупок проводятся с использованием неценовых критериев.
Идея #7206 очень простая — платишь зарплату украинцам, используешь украинское сырье, материалы, компоненты, энергию, финансы — получи «бонус» весом до 20% в структуре приведенной цены! Чем более «украинская» продукция за ее «ресурсным наполнением», тем большее преимущество она будет иметь для государства как покупателя.
Условный товар с 100% украинским «наполнением» по сравнению с аналогичным товаром, в котором нет ничего украинского, согласно предложенной формуле (70% цена/ 20% местная составляющая/10% другие факторы, например, гарантия) получит по показателям местной составляющей максимальное ценовое преимущество в 25%. Понятно, что это экстремальный пример, который чрезвычайно редко будет иметь место на практике.
Неолибералы, которые претендуют на роль экспертов в публичных закупках, утверждают, что такое ценовое преимущество для «украинской продукции», является слишком высоким и даже неоправданным. Но почему-то они не возмущаются, что стоимость кредитных ресурсов для украинских производителей не 1—3%, а 8—10% в валюте, что на длинном производственном цикле, присущем высокотехнологическому производству, почти полностью «съедает» ценовое преимущество местной составляющей. Также они молчат о том, что, например, в США национальным производителям — МСП согласно федерального законодательства о государственных закупках (FAR) — предоставляется ценовое преимущество 12%.
Задание #7206 — на более справедливых и привлекательных условиях открыть для украинской продукции доступ к рынку публичных закупок, импортная составляющая которого, по экспертным оценкам, превышает 100 млрд грн в год. Это позволит удешевить импорт, привлечь в Украину инвестиции, создать новые производства и рабочие места, улучшить торговый баланс и, наконец, дать мощный импульс для развития украинской экономики и роста доходов граждан.
МНОГОФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ РАБОТАЕТ В МИРЕ
В международной практике, в том числе в Европе, широко распространена многофакторная оценка тендерных предложений при публичных закупках. Согласно данным Еврокомиссии, во Франции всего 4% публичных закупок осуществляется исключительно по ценовым критериям, в Великобритании — 7%, в Нидерландах — 10%, в Испании — 24%. В Германии, Австрии и Италии — лишь каждая вторая госзакупка идет исключительно по ценовому критерию. То есть в ряде развитых стран публичные закупки по многофакторной модели (по приведенной цене) происходят в разы, а то и в десятки раз чаще, чем закупки за одним лишь фактором цены. Однако в Украине свыше 99% публичных закупок — исключительно ценовые.
Мировая практика признает эффективность применения в критических ситуациях механизма публичных закупок для безотлагательного решения проблем занятости, платежного баланса, возобновления отдельных секторов экономики и регионов.
#7206 ЛИБЕРАЛЬНЕЕ ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК В США
«Покупай украинское, плати украинцам!» также учитывает лучший мировой опыт. Например, в США, согласно нормам федерального законодательства (Federal Acquisition Legislation — FAR, который ведет свою историю с 1933р., когда был принят Закон «Покупай Американское»), госучреждениям (за определенными исключениями) запрещается приобретение продукции, которая произведена не в США и содержит менее 50% местной составляющей (пункт 25.101 FAR). Часть 25 Федерального закона США о закупках также требует предоставлять национальным производителям ценовое преимущество до 12% для американских компаний — малого бизнеса (пункт 25.105 FAR).
Кроме того, в системе государственных закупок США существует ряд ограничений, в частности некоторые закупки Департамента обороны недоступны для иностранных компаний (Дополнение I, FAR). В закупках строительной стали, автотранспорта и угля некоторых штатов не может принимать участие иностранный бизнес. Все транспортные услуги, услуги по поддержке военных сил, расположенных за рубежом, научных исследований и разработок недоступны для участников из стран GPA (Дополнение II, FAR). Разрешены лишь те строительные работы, которые перечислены в Части 51 Предыдущий классификатор основных продуктов (кроме разработки подводных почв) (Дополнение VI FAR).
Даже в условиях такого явно протекционистского законодательства относительно публичных закупок США идут на усиление защиты внутреннего рынка и запускают дополнительные механизмы импортозамещения. Наглядным примером такой политики является резонансный Указ Президента США «Покупай американское, нанимай американцев» от 18.04.2017р.
Заказчики в ЕС на публичных закупках также часто устанавливают в тендерной документации требования относительно минимального уровня локализации предметов закупки 25% или даже 50%, а также требования относительно наличия производства на территории ЕС.
#7206 ОТВЕЧАЕТ МЕЖДУНАРОДНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ
В контексте обязательств Украины в рамках ВТО и Соглашения о зоне свободной торговли Украины с ЕС (DCFTA) внедрения законодательной инициативы «Покупай украинское, плати украинцам!» может рассматриваться как легитимное исключение из общих правил, в частности, как мера макрофинансовой и макроэкономической стабилизации, которая принимается страной в условиях внешнеполитической и военной агрессии, критического дефицита платежного баланса и угроз экономической безопасности, которая допускается нормами международного торгового права.
#7206 не противоречит Соглашению с ВТО:
— отвечает исключению в пункте 8(а) статьи ІІІ ГАТТ ВТО «Национальный режим относительно внутреннего налогообложения и регуляции»: «Положения этой Статьи [в том числе запрет на применение ограничений к импортированным или отечественным товарам таким образом, чтобы создавать защиту для отечественного производства] не должны применяться к законам, правилам или требованиям, регулирующим закупку правительственными учреждениями товаров, которые покупаются для правительственных целей, а не для коммерческой перепродажи или использования в производстве товаров для коммерческой продажи»;
— соответствует пунктам b и iii Статье ХХІ ГАТТ ВТО «Исключения по соображениям безопасности» где указано, что «Ничего в этом Соглашении не должно объясняться: (b) как препятствие любой стороне в осуществлении любых действий, которые она считает необходимыми для защиты существенных интересов своей безопасности, (iii) которые употребляются во время войны или других чрезвычайных обстоятельств в международных отношениях»;
#7206 не противоречит Соглашению об ассоциации с ЕС:
— соответствует статье 36 «Общие исключения», где четко определено: «Ничего в этом Соглашении не должно объясняться как такое, которое препятствует употреблению или применению любой Стороной мероприятий, согласно Статьям XX и XXІ ГАТТ 1994 и их примечаниями относительно толкования, которые включены в это Соглашение и есть его неотъемлемой частью».
Следует отметить, что международное торговое право не отрицает использование многофакторной модели оценки тендерных предложений, в том числе учет критерия местной составляющей. Последние изменения к Соглашению ВТО о публичных закупках предопределяют определенные ограничения относительно внедрения новых мероприятий, однако и не исключают такую возможность.
В связи с этим, видится за целесообразное безотлагательно провести нотификацию ВТО и стран-членов Соглашения ВТО о публичных закупках о намерениях Украины внести соответствующие изменения в национальное законодательство и обеспечить надлежащую адвокацию легитимности позиции Украины на двустороннем и многостороннем уровне с целью достижения компромисса с внешнеторговыми партнерами, в частности согласование возможности внедрения этих мероприятий в виде исключения и механизм технической помощи для стабилизации макроэкономической ситуации.
***
Покупать иностранную продукцию, которую Украина может производить сама, да еще и за средства налогоплательщиков — это большой минус для экономики, бюджета и торгового баланса.
Это политика экономического идиотизма! Судите сами:
— Когда Киев покупает польские трамваи вместо Львовских «Электрон» или Одесских «Татра-південь»
— Когда МЧС покупает еврокоптеры, а Запорожский производитель «Мотор-Січ» ни разу не получил государственного заказа на свои вертолеті
— Когда Администрация морских портов Украины подыгрывает голландским верфям, дискриминируя Херсонские и Николаевские «СмартМеритаймГруп»
— Когда коммунальные предприятия берут белорусские автобусы МАЗ вместо луцких «Богданов» или львовских «Электронов»
— Когда госкомпании покупают белорусские тракторы и комбайны и французские сеялки, а не аналогичные украинские (Харьковский тракторный завод, Южмаш, Херсонский машиностроительный, Кропивницкий Элворти и другие)
— Когда коммунальные предприятия заказывают белорусскую спецтехнику МАЗ вместо Кременчугских КРАЗов
— Когда НАК «Энергоатом» покупает подъемно-транспортное оборудование у американских и чешских производителей, а не у Краматорских СКМЗ и НКМЗ или Харьковского завода подъемно-транспортного оборудования (ХЗПТО)
— Когда Мининфраструктуры борется за списанные немецкие электрички вместо покупки новых у Крюковского вагоностроительного завода
— .
#7206 — БОЛЬШИЙ РОСТ, БОЛЬШЕ СТАБИЛЬНОСТИ
По оценкам экспертов, #7206 «Покупай украинское, плати украинцам!» добавит +1,1 процентного пункта к росту ВВП, сократит безработицу на -0,4 в.п., а также сократит импорт на -4,4 в.п., что положительно повлияет на торговый баланс, промышленное производство и доходы украинцев.
l #7206 — ДАЛЬНЕЙШИЕ ШАГИ
Для подготовки законопроекта «Покупай украинское, плати украинцам!» ко второму чтению мы считаем первоочередными заданиями:
1) Произвести правительственную «инвентаризацию» публичных закупок на предмет оценки импортной составляющей и потенциала импортозамещения по товарным категориям.
2) Совместно с производителями и экспертами наработать для последующего утверждения Кабмином перечень специализированных/неспециализированных закупок и проект Методики расчета локализации на основе формулы, предусмотренной законопроектом #7206.
3) Установить обязательную поэтапную оплату/разумную подписку для высокотехнологических товаров с длинным циклом производства (прежде всего, машиностроение), дифференцированную за видами продукции.
4) Внедрить перспективное 5-летнее планирование государственных заказов для модернизации инфраструктуры вместо хаотических точечных закупок, искусственно «заточенных» под иностранных производителей.
Инициированный командой РПЛ и промышленным лобби в парламенте законопроект #7206 «Покупай украинское, платы украинцам!» даст весомый импульс для развития отечественной промышленности, удешевления импорта, привлечения прямых иностранных инвестиций и создания новых рабочих мест, а, следовательно, увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и повышения доходов украинцев.