Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Благоговейте перед жизнью

О двух Нобелевских преміях важно сказать сегодня
12 января, 2018 - 12:36
АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР

Мир или атомная война...

Альберт Швейцер

«Мир сегодня больше нуждается в гигантском прыжке к миру, чем в гигантском прыжке в космос», — эти слова американского президента Эйзенхауэра, сказанные 7 ноября 1957 года по случаю запуска космического спутника, сегодня, как никогда, актуальны. Особенно для нас, украинцев.

Четвертый год — война в Украине. Небесная Сотня с Майдана в геометрической прогрессии становится Небесными Тысячами. Два миллиона бездомных беженцев только из Донбасса. А из Крыма?.. Еще два миллиона — голодных и под обстрелами людей, преимущественно преклонных лет, в пленном Донбассе.

Люди, которые ведут эту отвратительную звериную войну, сами стали зверями. Люди, в защиту которых якобы и война ведется, либо умерли уже на пушечных растяжках, либо превратились в нищих. Вместо свободы — взаимное повсеместное уничтожение. Уничтожение, для которого не существует никакого перемирия...

Лучшей дипломатией является, конечно, объективность. Где вы видите эту объективность в нашем обществе в сегодняшней ситуации? Сплошной субъективизм, и тот — наизнанку. Фронт — не фронт, война — не война, агрессия — АТО, беженцы — просто какие-то добровольные переселенцы, армия — не армия, добровольцы-бойцы — не воины-защитники. Разве может ложь победить? А тем более породить Правду!..

Только кровь и смерть — настоящая. Уже и лжепророки тут как тут. И свои, и чужие. Мол, такое вакханалийное действо может длиться и десять, и двадцать лет. Зомбируют цифрами и травестуют временем. Что им выгодно, то нам втемяшивают. Что невыгодно — замалчивают и скрывают. Делают вид, что делают... И безбожно воруют все и везде!

Болит везде и болит все... Ни хлеба, ни покоя, ни мира. Одни «зрелища»!

Но никакой неслучайной случайности нет. Нынешняя Нобелевская премия мира досталась Международной кампании ИСАN — за принципиально новые усилия по запрету атомного оружия. Эта кампания объединяет организации, которые ведут активные разработки по ликвидации атомного оружия.

Осло, 10 декабря 2017 года. На вручении Премии исполнительный директор ИСАN Беатрис Фин, ее победный возглас и поднятый вверх сжатый кулак: «У нас есть выбор — конец ядерной войне или конец нас». Нельзя дальше жить в условиях, когда от взаимного уничтожения нас отделяет только одна импульсивная вспышка чьей-то ярости — запомним ее слова.

Да, действительно, выбор есть всегда. Мало желающих выбирать. Чтобы Правде — праведное!

...Как быстро пролетело полвека! Даже немного больше, а точнее — 63 года. Как будто реактивный самолет по Небу...

Тот 1954 год, тоже — Осло. Альберт Швейцер произносит поистине историческую речь — Воззвание к Человечеству «Мир или атомная война». Главный акцент: в атомной войне победителей не будет. Будут только побежденные. Именно ему, великому гуманисту мирового значения, в том году присуждена Нобелевская премия мира. Немцу — по происхождению, по паспорту — французу.

В один прекрасный день в 1913 году молодой перспективный ученый с блестящей карьерой выехал навсегда в африканские джунгли, где строит госпиталь для туземцев. И всю свою последующую жизнь до самой смерти — в 1965 году посвящает лечению африканцев. И защите всего живого на Земле!

Стефан Цвейг писал, что жизнь этого мужчины — героическая, не в старом военном смысле, а в новом — моральном. Его дружба с Эйнштейном была знаковой. Эйнштейн умер, когда осознал свою ответственность перед Человечеством за опасность атомной войны. Перед смертью он заставил Швейцера поклясться ему, что тот отдаст все свои силы важнейшему делу — сохранению мира и борьбе против использования его изобретения.

Альберт Швейцер исполнил свою присягу. Всю жизнь боролся против испытания атомного оружия. Солнечный человек, крылатая фраза: «Имя Швейцера во всем мире отворяет двери, чтобы через них заходило счастье». В мире создано более 60 обществ имени Альберта Швейцера. В США — Институт гуманизма в его честь.

В Украину имя Альберта Швейцера и его книгу «Мир или атомная война» привезла только в 1992 году профессор Киевской политехники, доктор физико-математических наук Тамара Григорьевна Стрижак. После научной стажировки в Германии. В первую очередь она создала в Украине Научное общество имени Альберта Швейцера, первое в постсоветском пространстве. Книга Швейцера была переведена с немецкого языка. Профессор Т.Г. Стрижак написала предисловие. Альберт Швейцер в 1996 году заговорил с нами на украинском языке. В кабинете Тамары Григорьевны целая галерея графических портретов Альберта Швейцера — аж 14. Вся стена — в разных ракурсах...

А еще — об одном нюансе Человека, заботящегося о целом Человечестве. Твоей судьбе, моей... Альберт Швейцер постоянно утверждал, что у Человека не может быть двух родных языков. Говорить противоположное — значит обманывать себя. Мыслить можно только на родном языке. И молиться — тоже. Родной немецкий язык для него был, как разноцветный благоухающий лес, а французский, которым он пользовался, — просто заботливо ухоженные дорожки красивого парка. Улавливаете разницу?!

Именно об этих двух Нобелевских премиях хотелось сказать сегодня. Сегодня, когда наш Мир опять в сплошном коловороте войн. Когда где-то там, как будто и далеко, в той Северной Корее громко звякают дьявольской атомной утварью. Когда здесь, близко, московские пальцы бегают на адских клавишах... Афганистан, Сирия, Израиль, российские самолеты...

Думалось, это где-то там далеко, а мы тут — в полной безопасности. И вот война уже — в моем луганском доме. А я в один миг стала — изгнанницей. Без жилья и без всякого имущества. А той войне конца-края не видно. А беспризорность и скитания за три с половиной года выжгли всю душу. Ни вернуться туда, домой, ни жить здесь, просто на асфальте... Полная безысходность!

Только слышу, как шепчет, умоляет сквозь тьму времени и сквозь свет пространств тихий голос Альберта Швейцера: «Благоговейте перед жизнью!» Его книга «Учения о благоговении перед жизнью» еще до сих пор идет в Украину.

Наверное, тоже не случайно, что именно в военном 1915 году во время поездки по реке Огове в африканском Габоне Швейцер пришел к самому главному выводу, что основным принципом морали и истинного гуманизма должно быть благоговение перед Жизнью.

...Две мировые войны, трагедия Хиросимы и Нагасаки. Чернобыльский апокалипсис. Третья Мировая война с атомным оружием в амбаре — неминуемо приведет к уничтожению жизни на Земле.

Благоговейте перед Жизнью! Это значит: благоговеть перед всем живым. Перед каждым живым существом! Перед животным и перед растением. Перед птичкой и перед букашкой... Благоговейте и уважайте каждую жизнь, как свою собственную. Благоговейте не теоретически — практически благоговейте!

В комнате, где жил Альберт Швейцер, на его письменном столе стоял всегда сосуд с сахарным сиропом и водой. К нему через весь стол и пол тянулась бойкая муравьиная тропинка, по которой бесконечно сновали муравьи, чтобы подпитаться.

Жизнь животных и растений так же священна, как и жизнь человека. Этика благоговения перед жизнью охватывает в себе все, что можно определить как любовь, офира, сочувствие, сострадание в горе и радование в радости...

Швейцер писал: для меня немыслимо, что я могу быть счастливым в то время, когда вокруг меня столько несчастных людей, голодных, страждущих, нуждающихся... Тольки мораль благоговения перед жизнью представляется совершенной. Ведь это и есть действительное милосердие ко всему живому! Именно оно отвечает здравому смыслу Человека.

Почему же тогда мы ведем себя так бессмысленно, просто безумно ведем?! Не может быть, чтобы мы вовремя не опомнились, не собрались с силами и не нашли мужество отречься, избавиться от всей опасности.

Достаточно того, что в XXI веке голод шагает по планете. Человечеству элементарно не хватает еды. Скоро будем покупать питьевую воду только в бутылках. Глобальное потепление уничтожает защитную озоновую оболочку Матушки-Земли нашими зловещими дымами. Тают ледники. Землетрясения не стихают. Жизнь под угрозой каждое мгновение. Не знаешь, где и как проснешься. И проснешься ли вообще...

Беречь жизнь — это творить добро. Уничтожать жизнь — это множить зло. Кто отказывается нести ответственность за мир, тот берет на себя вину за войну. Войну, которая искажает все. А кто начинает войну, тот кланяется смерти. Той смерти, которая несет сплошное насилие и повсеместную руину.

Изгнать завоевателя, оккупанта, грабителя — это быть благословенным в веках. А кто наживается на крови, на страданиях, на слезах — тот строит себе ад. И не только для себя, для всех своих потомков до седьмого колена... Потому что смертный грех — страшнее даже самой страшной смерти на фронте.

Если ты не благоговеешь перед жизнью — ты не достоин самой жизни. Человечество всегда любило и любит смелых и отважных. Ленивым и трусам даже Господь не хочет помогать. Только силой собственной воли можно освободиться от любого рабства, от всякой оккупации и от атомного оружия. Никто тебя не освободит, кроме тебя самого!

Благоговение перед Жизнью порой обязывает тебя и умереть за эту жизнь. Чтобы продолжалось Благоговение... В родах и народах! Давайте благоговеть перед Жизнью.

Антонина ЛИСТОПАД, лауреат Премии имени Василя Стуса, Луганск — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ