Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Больше всего пугала неизвестность»

Подполковник медицинской службы Павел ГОРЧУК — о вылете из Донецкого аэропорта за несколько минут до атаки и «афганском» приеме, который помог спасти жизнь не одному украинскому защитнику
12 января, 2018 - 12:56
ПАВЕЛ ГОРЧУК

Подполковник медицинской службы Павел Горчук был одним из тех, кто первым прошел боевое крещение небом. Именно ему выпало осуществить последний вылет из Донецкого аэродрома за несколько минут до начала первой мощной атаки боевиков. В тот день винницкий санитарный самолет «Вита» вывез из зоны поражения 14 раненых, большинство из них были травмированы в результате боя под Волновахой. За несколько часов, приземлившись в Виннице, военные медики услышали шокирующую новость: «Донецкий аэродром окружили боевики, продолжается ожесточенный бой».

«В тот день все происходило быстро, даже слишком быстро. Утром поступил приказ на вылет в зону АТО с целью транспортировки тяжело раненных бойцов. Накануне разбили колонну под Волновахой, и ребят нужно было доставить в госпиталь, — вспоминает начальник отделения медицинского обеспечения аэромедицинской эвакуации Клиники неотложной медицинской помощи, интенсивной терапии и детоксикации Винницкого военно-медицинского центра Центрального региона Павел ГОРЧУК. — Связь держали с представителем департамента здоровья Донецкой ОГА. Нам сообщили, что мы должны забрать шесть лежачих, одного критического и восемь бойцов средней тяжести, в целом было 14 пациентов. Когда сели в Донецке, то оказалось, что раненых 15, но одного нам не отдавали. То был майор... Я спросил, почему мы его не забираем, в ответ один из ребят просто помахал головой — мол, «нельзя» и повез его на кушетке в другую сторону. Вдогонку я кричал: «Давай нам, мы его стабилизируем и доставим живым». Но в ответ мне опять только помахали головой. Уже дома, в Виннице, когда я увидел в новостях, что терминалы Донецкого аэропорта разрушены, понял, что наверняка разговаривал с боевиком. И, наверное, раненый майор стал «монетой», которую нашим пришлось заплатить, чтобы мы взлетели и спасли 14 бойцов. Это мое предположение... О дальнейшей судьбе того майора я ничего не слышал, но вспоминаю его каждый раз в критические моменты в жизни. Имею надежду, что он выжил — и сейчас уже дома со своими родными».

«В ВОЗДУХЕ ПРИХОДИЛОСЬ ДЕЛАТЬ ВСЕ: СТАВИТЬ КАПЕЛЬНИЦЫ, ИНКУБИРОВАТЬ, ПРОВОДИТЬ РЕАНИМАЦИЮ»

На счету Павла Горчука две ротации. Во время первой, летом 2014 года, он осуществил, по меньшей мере, полсотни вылетов на вертолете для эвакуации раненых непосредственно с поля боя. О своих героических поступках и ночных полетах по лесопосадкам, инкубировании и наложении швов в кабине вертолета рассказывает неохотно. Скромно говорит: «Есть что вспомнить, но нечего детям рассказать». Ведь это действительно недетские истории.

«Весь личный состав мобильного госпиталя до последнего не знал, куда именно нас везут, ведь место дислокации держалось в строгой тайне. Поэтому больше всего пугала неизвестность, ведь о войне мы уже знали не на словах. Когда прибыли на место, поняли: Луганская область, — рассказывает подполковник медицинской службы. — Не раз приходилось смотреть на Луганское с высоты полета, ведь одной из задач 59-го мобильного госпиталя была аэромедицинская эвакуация с передовой. Летали на Ми-8 — денно и нощно. Каждый раз полет был экстремальный, потому что вертолет              — легкая мишень, приходилось применять «афганский» прием — летать на сверхнизкой высоте и постоянно маневрировать. Объяснять пациенту, что мы в «афганском полете», и я тебе не буду помогать — это не слова военного медика. Поэтому в воздухе приходилось делать все: ставить капельницы, инкубировать, проводить реанимацию. Мы доставляли раненых с полной инфузионной терапией. А все потому, что имели в команде подготовленных специалистов. Летали все по очереди — даже мобилизованные гражданские медики. К счастью, потерь в воздухе не было, но 200-х с поля боя забирали. И самое страшное было, когда у погибших звонили телефоны, — никто не осмеливался взять трубку».

Госпиталь был ближайшим пунктом, куда могли отправить раненных «на передке» бойцов. Это был «горячий» период, потому что на середину июля до конца августа 2014 года приходился пик раненых. Именно тогда, в июне 2014 года, была проведена первая операция в боевых условиях. Ее провел генерал-майор медицинской службы, хирург Андрей Верба. Он прооперировал снайпера, который получил ранение в живот. За анестезию отвечал Павел Горчук. В августе 2014 года за личное мужество и героизм он был награжден орденом Данила Галицкого.

«МЫ НАУЧИЛИСЬ САМООРГАНИЗОВЫВАТЬСЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ»

Сейчас Павел Горчук руководит отделением медицинского обеспечения аэромедицинской эвакуации Клиники неотложной медицинской помощи, интенсивной терапии и детоксикации Винницкого военно-медицинского центра Центрального региона, которое уже второй год работает по стандартам НАТО. Медики постоянно проходят обучение по тематическому совершенствованию, специализации и даже изучению английского языка. Сейчас в его команде работают двое военнослужащих, которые проходили учебу непосредственно в Штатах и имеют сертификацию специалиста по аэромедицинской помощи международного класса.

«Не так давно к нам прилетали коллеги из Калифорнии, вместе проводили общие учения. Во время визита они ознакомились со структурой и задачами подразделения аэромедицинской эвакуации, возможностями медицинских бригад относительно осуществления аэромедицинской эвакуации и установленным на самолете Ан-26 «Вита» медицинским оборудованием. Кроме того, зарубежные коллеги провели ряд консультативных брифингов по методикам аэромедицинской эвакуации, — продолжает рассказывать врач. — И, если между нами, то мы с легкостью можем дать «фору» нашим американским коллегам, потому что имеем не только опыт работы в боевых условиях, но и лучшую аппаратуру, отдельные образцы. В нашей команде работают профессионалы высокого уровня, которые имеют достаточно большую практику эвакуации раненых и больных как наземным, так и воздушным путем. Это звучит неоднозначно, но благодаря войне мы научились самоорганизовываться и действовать в экстремальных обстоятельствах. Научились работать на выживание».

Олеся ШУТКЕВИЧ, Винница, фото предоставлено автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ