Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Красная книга – под угрозой

Чиновники забыли о подготовке нового перечня редких видов растений и животных
18 января, 2018 - 10:36
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В 2019 году Министерство экологии и природных ресурсов должно выпустить обновленное издание Красной книги Украины. Такое событие происходит раз в десять лет, именно этот промежуток времени считается удобным, чтобы провести ревизию, как изменилось состояние редкой флоры и фауны в стране. Последняя Красная книга была напечатана в 2009 году, с задержкой на три года. Тогда ученые не успевали проанализировать весь массив информации, поскольку поздно получили такое задание от Минэкологии. Сейчас ситуация повторяется. Но кроме отсутствия обобщенных данных об исчезающих видах животных и растений или то, что удалось за последние годы восстановить, практически отсутствуют ученые, которые бы систематически вели такую работу. Если кто-то и изучает проблемы определенного вида или популяции, то чисто в собственных научных интересах, но не по заданию чиновников. Экологи отмечают, что подготовка и публикация обновленной Красной книги является прямой обязанностью природоохранного министерства. Поэтому призывают его активнее включаться в процесс.

ЗАЧЕМ РЕВИЗИЯ

В международной благотворительной организации «Екологія-Право-Людина» считают, что издание новой Красной книги Украины оказалось под угрозой. Ведь министерство не работает над охраной и мониторингом ни одного краснокнижного вида. Таких животных — 542 вида, сосудистых растений — 611, мохообразных — 46, водорослей — 60, лишайников — 52, грибов — 57.

«Ни одна государственная или местная программа в Украине не финансирует вопрос охраны и мониторинга краснонокнижных видов. Издание Красной книги 2009 года в целом содержит информацию о более чем десяти тысячах мест обитания и роста редких видов. Новое издание должно указать, сохранена ли каждая из этих популяций за этот десятилетний период, какие из них потеряны и где обнаружены новые. Провести такие работы в течение 2018 года для 1368 редких видов, очевидно, будет невозможно, — говорится в заявлении на сайте ЕПЛ. — Необходима безотлагательная координация и обеспечение условий для проведения работ по сбору сведений о распространении краснокнижных видов во всех регионах. В противном случае после завершения 2018 года Минэкологии не будет иметь никаких возможностей выполнить эту предусмотренную законодательством функцию».


ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Красная книга как печатное издание и закон о ней — это основной механизм защиты некоторых видов флоры и фауны. Например, когда экологи объясняют, почему нельзя рвать весной подснежники, то апеллируют к тому, что это краснокнижные растения. Или скандальная история с внесением лося в Красную книгу. Зачем это делалось? Чтобы уберечь его популяцию от исчезновения. Как добавляют экологи, в некоторых случаях лишь Красная книга предусматривает систему ответственности за нарушение требований охраны указанных видов. Кабинет Министров утверждает тарифы для исчисления ущерба, нанесенного государству за счет вреда популяциям или средам существования видов, включенных именно в Красную книгу. А места, где обитают или растут редкие виды, объявляются территориями природного заповедного фонда.

«РЕГУЛЯРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ О РЕДКИХ ВИДАХ НЕТ»

В то же время механизм подготовки Красной книги не вызывает у экологов никаких замечаний. По словам эколога ЕПЛ Алексея Василюка, процедуру нужно просто выполнять. Он объясняет: «Если есть редкие виды, то нужно знать, в котором они состоянии, а это возможно только при условии регулярных исследований, которых нет. Если мы не знаем, в каком состоянии определенные виды, то это значит, что за эти десять лет мы ничего не делали. Даже непонятно, не нанесли ли мы вред определенным видам своей бездеятельностью. В Красной книге 2009 года, по сравнению с книгой о растительном мире 1996 года, один вид растений отсутствует, потому что за это время он вымер. Возможно, какие-то виды тоже сейчас исчезли. Например, есть вид суслик малый, который считается не краснонокнижным. Но за последние 15 лет он вымер, поскольку живет на полях, а поля протравливают от мышей, и суслики тоже погибают».

«Или ковыль-волосатик. Что нужно делать, чтобы ей стало лучше, какие угрозы появились? Никто этого не знает, — продолжает Алексей Василюк. — Или эдельвейс, который находят в Карпатах раз в десять лет. Возможно, какие-то ботаники этим интересуются, но Министерство экологии об этом не знает и никого не просило этим заниматься. По законодательству этим должно заниматься само министерство, но министры меняются, а систематическая и планомерная работа не ведется. Ученые тоже не уполномочены это делать. Речь идет о 1300 краснокнижных видах, и один ученый может заниматься одним видом, и то во внерабочее время. В любом случае, это должна быть планомерная работа».

Эколог привел пример России, где сознательные природоохранники некоторых регионов ежегодно готовят материалы для ведения Красной книги. Это небольшие сборники о видах редких растений и животных, информация о них может стать основой для подготовки обновленного краснокнижного издания. Теперь такие сборники о флоре и фауне собираются подготовить некоторые экологи-активисты Украины. Но это — капля в море. Что же планирует делать Министерство экологии для своевременной публикации Красной книги, «День» сообщит, как только получит ответ на соответствующий запрос.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ