С начала нынешнего года Канада в шестой раз будет председательствовать на протяжении полгода в G7 — «Группе семи наиболее развитых стран», которую еще называют «Большая семерка». «Президентство в G7 — это важная возможность для Канады говорить зычным голосом на международной арене, привлечь участников G7 к неотложным глобальным вызовам и достичь реального прогресса в тех целях, которые мы все разделяем», — отмечается на сайте канадского президентства (https://g7.gc.ca/en/).
«День» обратился к послу Канады в Украине Роману ВАЩУКУ с просьбой рассказать о приоритетах и особенностях канадского председательства, в частности объяснить, что означает «прогрессивная повестка дня президентства», как об этом заявил премьер-министр Джастин Трюдо, представляя в конце прошлого года приоритеты председательства Канады в G7.
О СВЯЗИ ЭКОНОМИКИ С КУЛЬТУРНЫМ СУВЕРЕНИТЕТОМ, ДОСТОИНСТВОМ ЛЮДЕЙ И ИДЕНТИЧНОСТЬЮ
— Наш премьер-министр немного точнее объяснил это в своем выступлении на Давосском экономическом форуме 24 января. Это — подчеркивание роли женщин как полноценных участниц в развитии, которое отражается в нашей политике поддержки глобального развития. Прогрессивная повестка дня также означает акцент на вопросах охраны окружающей среды и климатических изменений. Как вы знаете, сам саммит G7 будет проходить в квебекском городе Шарлевуа, расположенном в устье реки Святого Лаврентия, которая впадает в океан. Таким образом делается акцент на роли мирового океана и изменений, которые там происходят и влияют на погоду и на нашу ежедневную жизнь.
Кроме этих глобальных тем, нужно упомянуть и открытость в торговле, что является важным для нас фактором. Хотел бы напомнить, что Канада и десять других стран вчера (интервью записывалось 24 января. — Авт.) договорились о подписании транс-тихоокеанского партнерства относительно содействия торговле, которая будет гарантировать охрану окружающей среды и культурного суверенитета. Нельзя экономические вопросы отделять от вопросов, которые являются важными для жизни людей, их достоинства и идентичности. С канадской стороны мы согласились продолжить переговоры на шесть месяцев, чтобы все наши партнеры были полностью удовлетворены.
— Возможно, это заслуга Трампа, который требовал справедливого нового соглашения вместо действующего НАФТА?
— Здесь каждый лидер выбирает свои приоритеты. А мы в Канаде достаточно четко заявили о своих, что все страны, включая соседей, имеют полное право заботиться о своих приоритетах.
«МЫ РЕАЛЬНО СОТРУДНИЧАЕМ С УКРАИНСКИМИ СИЛОВЫМИ СТРУКТУРАМИ...»
— Господин Посол, вы не вспомнили о еще одном приоритете канадского президентства — достижение более мирного и безопасного мира. Как это может проектироваться на Украину, в частности относительно решения конфликта на Донбассе, вызванного российской агрессией?
— Такой приоритет является желанием каждого нормального человека, и здесь мы не изобрели ничего радикального и нового. Если речь идет о Канаде, то, конечно, через наши миссии здесь, в Украине — военную и полицейскую, мы реально сотрудничаем с украинскими силовыми структурами, которые обеспечивают мир и порядок в Украине. Думаю, что все наши страны-партнеры в G7 так или иначе к этому прилагают усилия, в частности через нормандский процесс. Здесь не все будут точно так же делать свой вклад, но мы стараемся найти такую гармонию и синергию между странами, чтобы каждый мог применить те инструменты, которые у них лучше всего подготовлены к поддержанию мира, в частности здесь, в Украине.
— Означает ли это готовность Канады принять участие в миротворческой миссии на оккупированной территории Украины, если такое решение будет принято в ООН?
— Мы уже заявили о готовности рассматривать такой вариант, если будут созданы рамки для такой миссии. Этого пока нет. Мы надеемся, что, возможно, переговоры Волкера и Суркова в конце недели смогут как-то этому посодействовать. Но здесь пока нет причин гнаться и ставить воз впереди коней.
— Иногда на саммиты G7 приглашают другие страны, не только участников этой группы развитых стран, существует ли предложение или желание канадского председательства пригласить Украину, чтобы в этом кругу обсудить украинский вопрос при участии представителей нашего государства?
— Мы рассматриваем весь процесс G7, встречи министров и саммит глав государств для разных возможных разговоров с партнерами. Но здесь окончательное решение еще не принято, возможно ли такое предложение, или на каком этапе рассматривается этот вопрос.
— Недавно США расширили санкции и плату для РФ за вторжение в Украину и нарушение территориальной целостности. А можно ли рассчитывать нам, что Канада, которая в прошлом году приняла закон Магнитского, тоже будет усиливать давление на Россию, в частности будет ли вводить новые санкции, что российская власть выполнила минские договоренности и вернулась к международным нормам?
— Как вы знаете, у нас санкции против РФ не нужно возобновлять каждые шесть месяцев, мы придерживаемся наших решений, и пока существует проблема, до тех пор наши средства будут действовать. Что касается усиления санкций, то здесь нужно будет рассматривать ситуацию и действительно, те материалы, которые мы получаем и которые могут касаться списков, производных от закона Магнитского, этот процесс происходит в Оттаве и здесь пока что рано говорить о каких-то единичных решениях.
«ВИЗИТ НАШЕГО ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА ПОКАЗАЛ, ЧТО НАШЕ ПРИСУТСТВИЕ ЯВЛЯЕТСЯ СУЩЕСТВЕННЫМ»
— Означает ли включение Украины в список стран, которым может поставляться огнестрельное оружие, возможность получения канадского вооружения, осуществляются ли уже какие-то конкретные шаги в этом направлении?
— Здесь я скажу так. Обмен делегациями относительно усиления военно-технического сотрудничества уже происходит.
— Я читал, что существуют планы продолжить до 2019 года учебную миссию украинских военных канадскими инструкторами.
— Да, безусловно, такое решение было принято. Визит нашего генерал-губернатора на прошлой неделе показал, что наше присутствие является существенным и что оно полностью интегрировано с Вооруженными силами Украины с такими международными партнерами, как США, Великобритания, Польша, Литва и др. в деле учебы украинских военнослужащих.
«МЫ ДОЛЖНЫ ПОДДЕРЖИВАТЬ ПЛАНЫ САМОЙ УКРАИНЫ ОТНОСИТЕЛЬНО РЕФОРМ»
— Господин Посол, поскольку здесь, в Украине, вы будете председательствовать среди послов, которые представляют страны G7, то интересно услышать от вас, какая повестка дня была принята на прошлой неделе после встречи с коллегами?
— Что касается канадского президентства, то наш подход заключается в том, что мы должны поддерживать планы самой Украины относительно реформ. Отмечу, там, где наша поддержка сильнее всего, где нужно напоминать, что взятые обязательства нужно выполнять. Но в контексте широкой поддержки реформ. Мы опубликуем нашу повестку дня, и у всех будет возможность с ней ознакомиться.
— На пресс-конференции с генерал-губернатором во Львове президент Порошенко заявил, что Украина соглашается с канадской повесткой дня и приоритетами председательства. Как вы воспринимаете это?
— Это просто означает намерение выходить на широкую публику с повесткой дня, и обычно мы проводим консультации как с Кабинетом Министров, так и с Администрацией Президента. Следовательно, мы подходим к этому по-партнерски.
«УКРАИНА ИМЕЕТ МНОГО ПРОБЛЕМ И МНОГО ВОЗМОЖНОСТЕЙ»
— Кстати, вы, по-видимому, слышали недавнее заявление бывшего вице-президента США Джо Байдена, что наибольшая проблема для Украины — это коррупция. А что вы думаете об этом, работая в нашей стране длительное время?
— Безусловно, коррупция является очень важным вопросом в украинской повестке дня. Она вызывает сильные эмоции. Для борьбы с ней созданы институции, продолжают создаваться новые. Коррупция не единственный вопрос в украинской повестке дня. Экономический рост, безопасность страны, социальные стандарты, здравоохранение — это также важные вопросы. Мне кажется, что Украина как 42-миллионная большая страна в Европе имеет не одну проблему и одну возможность, а много проблем и много возможностей.
Конечно, в разные времена нужно выбирать приоритеты, но нельзя потерять перспективы общенационального развития только по поводу какого-то одного вопроса, каким бы важным на данном этапе он не был. Следовательно, мы поддерживаем создание Антикоррупционного суда, поддерживаем деятельность новых антикоррупционных учреждений НАБУ, САП. Но нужно, чтобы все это вписывалось в общее развитие верховенства права в Украине. Мы вчера (интервью записывалось 24 января .— Авт.) встречались с новым главой Верховного Суда Украины Валентиной Денишевской, которая нам дала очень четкие сигналы о том, что будет строить судебную систему на принципах права, скорее на ценностях, чем исключительно на буквальной формалистике, и нулевой толерантности для судей, которые не дотягивают до стандартов поведения и злоупотребляют в судопроизводстве или занимаются коррупцией. Так что это тоже мощный сигнал.
Таким образом, более широкий системный подход обеспечит наилучшие результаты для Украины.
— А какие недостатки, с вашей точки зрения, имеет проект Антикоррупционного суда, который Президент подал на рассмотрение Верховной Рады и который вызвал волну критики со стороны ЕС, МВФ и других международных институций?
— В этом законопроекте иная трактовка рекомендаций Венецианской комиссии. Там еще нужно учесть более полно некоторые из тех рекомендаций в последующей проработке этого законопроекта.
— Можете уточнить, что вы имеете в виду?
— Необходимое уточнение относительно роли иностранных экспертов в отсеивании недобропорядочных кандидатов. Также несколько формализированные требования к кандидатам, когда, возможно, даже целой стране будет трудно найти людей, которые отвечают всем этим очень сложным требованиям. Существует вопрос относительно подсудности. Было бы логично, что, по крайней мере, весь объем деятельности и НАБУ, и САП был включен в юрисдикцию этого суда. А если будут возникать какие-то другие вопросы, то относительно этого уже специалисты могут дискутировать.
«МЫ ДОВОЛЬНЫ ПЕРВЫМИ МЕСЯЦАМИ ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ О ЗСТ...»
— Эксперты отмечают, что благодаря введению ЗСТ между Украиной и Канадой почти на 60% вырос товарооборот между нашими странами, существуют ли еще какие-то преграды, чтобы сюда приходило больше инвестиций и создавалось больше совместных предприятий, в частности не только у нас, но и в вашей стране?
— Мы довольны первыми месяцами действия этого соглашения. Здесь нужно, чтобы таможни, в частности украинская, точно придерживались правил с определением нулевой пошлины. Здесь еще попадаются случаи, когда отдельные чиновники стараются плохо видеть соглашение. Но мы оперативно реагируем и относительно этих вопросов имеем большую поддержку со стороны министерства финансов. Я вижу сдвиг по инвестиционной линии. Например, в эту пятницу, 26 января, я буду в Никополе на открытии первой солнечной электростанции, построенной полностью за канадские инвестиции фирмой TIU Canada. У них есть дальнейшие планы из расширения своей деятельности. Я вижу это оживление. Мне кажется, что в партнерстве с нашими украинскими бизнесовыми и правительственными партнерами мы успешно преодолеваем любые преграды, которые могут стоять на пути.
— А как относительно расширения сотрудничества в авиационной сфере, что мешает после реализации проекта создания Ан-132Д перейти к совместному производству Ан-70?
— Здесь дело в том, что процесс реструктуризации в Укроборонпроме и ГП «Антонов» продолжается, и за этим наблюдают канадские предприниматели, они готовы подключаться к проектам. Иными словами будем смотреть, как дальше будет складываться дело с менеджментом и финансированием на протяжении следующих месяцев и лет.
— Планируется ли в этом году визит Трюдо, который два года тому назад уже посещал нашу страну, или для этого нет оснований?
— Я не хочу вызывать еще большую зависть моих коллег, канадских послов в других странах. Если вы посмотреть за последние два года, то, по-видимому, нет такой страны, где было бы столько визитов премьера, министра обороны, иностранных дел, генерал-губернатора, командующих вооруженных сил Канады. Наш коллектив посольства всегда готов поддерживать визиты, но мы заслужили несколько месяцев перерыв, чтобы отдохнуть.
«МЫ ВСЕГДА РАДОВАЛИСЬ, КОГДА ПОСТОРОННИЕ ЛЮДИ ЗАМЕЧАЛИ ЧТО-ТО ПОЗИТИВНОЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»
— Вчера стало известно, что ваша страна вторая в мире по совокупности показателей: инвестиции, развитие технологических процессов, экологии, охраны окружающей среды, уровня удовлетворенности жизнью. Как бы вы это прокомментировали?
— Это значит, что нам нужно дальше стараться. Мы пытаемся достичь баланса между индивидуальной инициативой и общественной ответственностью общественной с одновременным сохранением лучших элементов прошлого и планированием будущего. Это динамический процесс. Нельзя останавливаться. Мы всегда радовались, когда посторонние люди замечали что-то позитивное в нашей жизни. Но если посмотреть на эту дискуссию в Канаде, то мы сами всегда находим темы, где можно их улучшать.
Мы готовы опытом делиться. На этой неделе делегация секретариата министров находится в Оттаве в составе министра Саенко и ряд его сотрудников и сотрудниц. Первые отзывы с нашей стороны и украинской — очень позитивные. Здесь речь идет о том, как эффективнее всего внедрять программы и как рационализировать процессы в центральных органах власти, чтобы депутаты, министры и другие быстрее видеть результаты свои усилий, а самое главное, чтобы граждане почувствовали их. Так что мы работаем в разных секторах и рады, что у нас это так или иначе удается. И мы готовы способствовать тому, чтобы Украине каждый раз удавалось достичь еще большего.
— Господин Посол, в посольстве есть фотографии важнейших правительственных чиновников в вашей стране и большинство из них это женщины, можно сказать, что у вас в правительстве дисбаланс в интересах слабого пола?
— О предоставлении полномочий женщинам Трюдо говорил осенью 2015 года, когда было создано правительство. А теперь 2018 год, так что процесс идет. И кажется, что у нас теперь почти 60% университетских мест в Канаде занимают женщины. Так что мужчинам придется немножко присесть и начинать лучше учиться, думать и не давать себя обогнать. Иными словами, у нас существует здоровая конкуренция.