Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Волкер – Сурков: бесконечная дипломатия

Донбасс: Кремль предлагает схему, которая неприемлема не только для Украины, но и для Америки
30 января, 2018 - 17:58

Как и следовало ожидать, очередной раунд переговоров по Донбассу спецпредставителя президента США по Украине Курта Волкера и помощника президента России Владислава Суркова, прошедший в Дубае 26 января, закончился безрезультатно. Американский представитель охарактеризовал переговоры как «открытые и конструктивные», но признал, что они с Сурковым не смогли даже договориться о дате следующей встрече. В переводе с дипломатического языка на общечеловеческий это означает, что ни о чем договориться не удалось.

Волкер посетовал, что «довел до сведения российской стороны чувство глубочайшей досады Вашингтона в связи с тем, что Россия не сделала абсолютно ничего для окончания конфликта и не вывела войска с того момента, как мы начали этот процесс». Вряд ли американский дипломат столь наивен, что ожидал, что после их с Сурковым предыдущей встречи в Белграде Москва сделает столь широкий жест, тем более, что она до сих пор официально не признает, что какие-либо российские войска вообще находятся на Донбассе. В данном случае Волкеру нужно было лишь еще раз напомнить, что Америка по-прежнему добивается полного вывода российских войск с оккупированных территорий.

Вот слова представителя США о том, что американская сторона добивается возврата российских офицеров в Совместный центр по контролю и координации (СЦКК) в Донбассе, отражают реальные американские усилия, направленные на возвращение российских представителей в СЦКК. Ведь их присутствие там служит определенной гарантией того, что неожиданной эскалации ситуации на Донбассе не произойдет. Для этого, по словам Волкера, «украинская сторона будет обязана предпринять все шаги, сделать то, что полагается в рамках минских соглашений». Но, поскольку никаких конкретных требований к украинской стороне не озвучено, а пункты Минских соглашений — вещь чрезвычайно растяжимая, не похоже, что Вашингтон всерьез собирается давить на Киев в этом вопросе.

Американский представитель также повторил, что США выступают за размещение миссии ООН на всей территории Донбасса, включая границу с Россией, но никаких конкретных сроков реализации этого проекта не назвал. Сказанное им опровергает утверждения кремлевских экспертов, будто Волкер в Дубаи допустил, что миссия ООН сначала должна расположиться вдоль линии фронта, на чем настаивает Россия. На самом деле он заявил, что мандат контингента должен включать в себя не только защиту специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, как предлагает российская сторона, но и более широкие полномочия по контролю ситуации на Донбассе. Кроме того, американский представитель настаивал, что в Дубаи «мы не обсуждали состав миссии и ее численность». Понятно, что из-за разногласий с Москвой о размещении миротворцев на Донбассе пока что речи не идет.

Ну, а разногласия между США и Россией по поводу закона Украины о реинтеграции Донбасса носят чисто пропагандистский характер. Вашингтон настаивает, что он принят в развитие Минских соглашений, а Москва утверждает, что он полностью им противоречит. На самом деле закон о реинтеграции никакого отношения к достижению согласия между Россией и Америкой о донбасском урегулировании не имеет. Белому Дому нужно, чтобы российские войска ушли с Донбасса и чтобы этот регион так или иначе вернулся в состав Украины, что привело бы к завершению донбасского конфликта. Миротворческая миссия, с американской точки зрения, это определенный этап постепенного возвращения региона в Украину, одновременно позволяющий Кремлю сохранить лицо. Однако в Кремле готовы убрать войска с Донбасса только при условии сохранения пророссийских властей в Донецке и Луганске, с тем, чтобы эти власти получили бы возможность оказывать решающее влияние на внешнюю и внутреннюю политику Киева. Но такая схема неприемлема не только для Украины, но и для Америки, поскольку столь серьезное преобладание России в Украине разрушило бы систему европейской безопасности. Этим и объясняется безрезультатность переговоров по линии Волкер — Сурков.

Прокремлевские политологи в России стремятся выдать дубайский раунд переговоров по Донбассу за российский успех, поскольку, дескать, США отказались от «жесткого требования о немедленной передаче Донбасса под контроль миссии ООН». На самом деле в виде требования, да еще жесткого, Вашингтон никогда о миссии ООН на Донбассе не говорил. Требовать размещения вооруженной миссии в тех или иных местах можно только в виде ультиматума. А это подразумевает, что в случае отклонения выдвинутого требования США могут быть приняты самые жесткие меры, вплоть до ввода американских войск на Донбасс. Но к реализации такого сценария американцы сейчас абсолютно не готовы. Они готовы лишь оказывать экономическое давление на Россию с целью заставить ее платить все более высокую цену за агрессию и в конце концов уйти с Донбасса. Этой цели служат и новые американские экономические санкции.

Не вызывает сомнений, что Путин накануне президентских выборов очень хотел бы достичь какого-то прорыва по украинскому вопросу, но только на своих условиях. Но так как прорыва достичь не удалось и, как уже сейчас понятно, до 18 марта не удастся, кремлевские пропагандисты стараются представить встречу Волкера и Суркова в Дубаи как хотя бы частичный успех российской стороны, будто вынудившей своей твердой позицией американцев смягчить условия донбасского урегулирования.

Таким образом, избирателей хотят убедить в непреходящей мудрости путинской внешней политики. Ведь следующая встреча Суркова и Волкера наверняка состоится уже после выборов в России. Возможно, что время ее проведения будет напрямую зависеть от того, насколько жестко полиция будет обходиться со сторонниками Навального, которые будут протестовать против нечестных выборов. Трамп тоже бы хотел, в преддверие весьма вероятного вооруженного конфликта на Корейском полуострове, урегулировать самый острый конфликт в Европе, чтобы улучшить отношения с Россией. Но он явно не готов сделать это любой ценой и за счет Украины. Думаю, что шансы на достижение взаимоприемлемого компромисса по Донбассу по-прежнему призрачны и будут оставаться таковыми до тех пор, пока Путин остается у власти.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ