Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Спецоперация – «Улей»

На мировом рынке растет спрос на украинский мед, но зарабатывают на этом наши соседи. Как это изменить?
1 февраля, 2018 - 10:29
«РОЙ УЛЕТЕЛ» / ФОТО ТАТЬЯНЫ ЯНЧУК

Cитуация в пчеловодстве не столь уж радужная, как ее изображают некоторые должностные лица на форумах и выставках. Скорее, наоборот, довольно тревожная. Поэтому те 56,998 тысяч тонн меда на сумму 97,3 млн долл., которые были реализованы в 2016-м, и третье место в мировом экспорте можно считать не сколько достижением, сколько показателем отсталости украинского пчеловодства, поскольку наша высококачественная продукция была реализована операторам внешних рынков в гомогенизированном (видоизмененном. — Авт.) виде по мизерной цене — 1,71—2,00 доллара за килограмм. Дальше европейские импортеры этот продукт дорабатывают, фасуют и продают втрое дороже под другими марками. То есть украинская медовая отрасль, несмотря на свои многовековые традиции, до сих пор исполняет роль сырьевого придатка более развитых экономик. Почему?

Потому что отечественное пчеловодство до сих пор находится в патриархальном состоянии: разобщенное, неуправляемое, единоличное, нелегализованное и довольно примитивное в технологическом и маркетинговом планах. Отрасль еще даже не сформировалась и не дотягивает до основных параметров организованности и конкурентоспособности, которых достигли подобные аграрные сферы в Аргентине, Австралии, Израиле, Канаде и других странах. Следовательно, она не способна самостоятельно решать многочисленные проблемы, с которыми встречается ежедневно. Чтобы перечислить их, не хватает пальцев обеих рук.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Медовое производство не имеет совершенной законодательной базы. Закон Украины «О пчеловодстве» давно устарел, около 200 поправок, которые предложили пчеловодческие ассоциации, лежат в ящиках Минагрополитики без рассмотрения. Эксперты подчеркивают то, что нужно обновить 71 приказ об утверждении ветеринарных требований по импорту в Украину объектов ветеринарно-санитарного контроля и надзора. Эти нормы необходимы для того, чтобы в Украину не завозился мед с антибиотиками, пестицидами, содержанием тяжелых металлов. На рынке ветеринарных препаратов для пчел господствует засилие импорта и вредной продукции, фактически этот рынок неподконтрольный. Не работают законодательные акты относительно использования пестицидов, что приводит к массовой гибели пчел от отравления пестицидами во время обработки сельхозугодий землепользователями. Медоносная база Украины существенно уменьшилась из-за вакханалии в севооборотах, в частности пасечники сетуют на то, что вырубаются акациевые насаждения, агрохолдинги стали использовать гибриды подсолнухов, на которые «пчела не идет». Оказалось вне закона племенное дело в пчеловодческой сфере, отраслевое образование на уровне высшего утратило какую-либо привлекательность. По словам старшего преподавателя кафедры коневодства и пчеловодства НУБиП Украины Леоноры Адамчук, перечень учебных заведений, где готовят пчеловодов, резко сокращается. Только четыре аграрных ПТУЗ готовят пчеловодов и четыре техникума (колледжа). А магистерский диплом пчеловод может получить лишь на кафедре коневодства и пчеловодства НУБиП Украины. Пчеловодческая наука тоже на грани уничтожения, внутренний и внешний рынки не сбалансированы, украинский пасечник вынужден продавать мед трейдеру по низкой цене, что не позволяет ему создать рентабельное хозяйство и не стимулирует к инновациям.

98% отечественного меда производится в подсобных хозяйствах и только 2% — промышленными пасеками. Причем как минимум 60% произведенного меда поступает из так называемой серой зоны, то есть от пасек, которые не желают регистрироваться в соответствующих региональных органах Управления Госпродпотребслужбы. Из-за этого производительность украинских пасек достаточно низкая. Если, например, в Канаде 7 тыс. пасечников производят 29 тыс. тонн меда, то в Украине, соответственно, — 400 тыс. производителей и 80 тыс. тонн продукции.

Минагрополитики Украины призывает пчеловодов выйти из тени, однако условий для этого нет. Если несколько лет назад они вообще были освобождены от налогов (и это, по мнению председателя правления обслуживающего сельскохозяйственного кооператива «Полтавамед» Анатолия Воднева, правильно, потому что во всем мире пчеловодство дотируется), то в новом Налоговом кодексе, принятом в 2016 году, появилась норма, согласно которой пчеловод, который продает меду более чем на 100 минимальных заработных плат, попадает под налогообложение, а с 2017 года этот налог уже насчитывается при условии, если производитель реализовал продукции на 50 минимальных заработных плат. Увеличился диспаритет между стоимостью меда и оборудованием пасечника. Количество экспортеров за последние годы выросло в 30 раз, с двух до 69, однако его нельзя назвать достаточным для создания конкурентной среды. «На рынке закупок продукции господствует монопольный заговор», — жалуется пасечник.

АЛГОРИТМ ПОБЕДЫ

Какие же двигатели могли бы способствовать становлению и развитию отрасли? Самый первый — умелое использование благоприятной ситуации на мировом рынке, где спрос на украинский мед все растет. Второй — объединение в кооперативы, создание единой мощной пчеловодческой структуры, которая будет лоббировать интересы отрасли перед парламентом и правительством.

Рынок Европы продолжает оставаться наиболее привлекательным для украинских пчеловодов и из-за географической близости, и значительной беспошлинной квоты в объеме 5,2 тыс. тонн плюс еще 2 тыс. тонн с 1 октября 2017 года. Однако эти квоты, ввиду безумного спроса в Европе, исчерпываются через 2—3 дня. Украинские же экспортеры оптимальным объемом квот считают 20 тыс. тонн. В прошлом году украинский мед прошел международную сертификацию и теперь отвечает требованиям международного стандарта по пищевой безопасности FSSC 22000. Это позволит улучшить его репутацию в глазах импортеров.

Однако прежде чем экспортировать мед, нужно разработать четкую маркетинговую стратегию, советует специалист FAO по мониторингу и оценке мирового рынка Яна Войтовская. Прежде всего, нужно изучить рынок, куда есть намерение экспортировать продукцию, посетить супермаркеты, ярмарки, чтобы понять вкусы потребителей. Чтобы цены на мед в Украине росли, нужно увеличивать его добавленную стоимость путем доработки и привлекательного расфасовывания, однако, как уже говорилось, украинские трейдеры реализуют его за рубежом большими партиями в цистернах. Единственное предприятие в Украине, которое стремится дотянуться до мирового маркетингового уровня, — BEEHIVE, что на Черкасчине.

Могут ли попасть на европейский или другой рынок мелкие производители? Да, но если объединятся в обслуживающие сельскохозяйственные кооперативы, благодаря которым будут формировать довольно крупные партии высококачественной продукции, но перед этим легализируются и соответствующим образом сертифицируют свою продукцию, поскольку европейский потребитель хочет знать, из какого улья мед, который ему предлагают, говорит Алексей Лосев, доцент кафедры коневодства и пчеловодства НУБиП Украины.

КАК ЛЮДИ ДЕЛАЮТ

По мнению главного редактора журнала «Бджідьництво України» Александра Галатюка, чтобы кооперативное движение сдвинуть с места, не обязательно изобретать велосипед, следует обратиться к мировому и даже отечественному опыту. В  Аргентине, занимающей второе место в мире по экспорту меда, все пасечники, которые держат не менее 20 семей, входят в кооперативы. Каждый из них имеет свои производства по переработке меда, воска, пчеловодческого инвентаря. В свою очередь, кооперативы создают общую структуру, которая занимается экспортом. Примечательно, что в этой стране 20% валовой выручки от меда (15—20 млн долл.) экспортеры перечисляют в Фонд развития пчеловодства. Взносы аграрных компаний в этот фонд составляют 0,1—0,2% валовой выручки. При фонде работает консультативная и юридическая службы. Благодаря этой структуре робота отрасли четко спланирована. Уже в феврале месяце каждый пасечник знает, где он будет проводить опыление. Фермеры их ждут, все четко расписано, не бывает такого, как в Украине, когда на 100 гектаров гречихи привозят сразу тысячу ульев. Александр Галатюк предлагает по примеру Аргентины тоже создать Фонд развития отрасли, который частично будет наполняться из Госбюджета, а также взносами экспортеров, аграриев, грантов ЕС. На год нужно минимум миллиард гривен. Но, чтобы эти деньги использовались эффективно, при фонде должна действовать совещательно— консультативная служба, которая будет распределять их по проектам и заявкам районных союзов и кооперативов.

«Но кооперативы должны быть не карликовыми, а крупными, чем больше будет в нем членов, тем большую партию товарного меда они сформируют. Причем пасечник должен получать лишь 10% прибыли от меда, остальное — от опыления, но фермер нас не пригласит с 50—100 пчелосемьями, а с количеством намного большим. Участники смогут по оптовым ценам покупать вощину, медогонки, другое оборудование, в результате вырастет рентабельность...» — считает председатель правления обслуживающего сельскохозяйственного Анатолий Воднев.

В течение 2017 года в стране прошло более десяти крупных пчелововдческих форумов. Участники каждого разработали рекомендации по возрождению отрасли. Все они сводятся к одному: без участия государства выход отрасли на новый уровень невозможен. А потому следует разработать государственную Программу поддержки отрасли. Пчеловодческие ассоциации готовы помочь в этом.


К ТЕМЕ

«Фронт-мед»: участники АТО создали уникальный пчеловодческий кооператив

Практически вся продукция ручной работы. За одним большим столом жены участников АТО формируют все составляющие подарочных наборов.

Со стороны процесс выглядит по-домашнему: кто-то очищает фундук от шкурки, кто-то — складывает его в баночку, следующая насыпает сухофрукты. Также изготовляют свечи ручной работы.

Максим Петрик, воин 26-й отдельной артиллерийской бригады, и Вадим Давидюк, который служил в 92-й отдельной механизированной бригаде, еще недавно защищали независимость Украины и не думали, что будут заниматься уникальным предпринимательством.

«Идея создания наборов медовой продукции возникла по окончании Школы социальной апитерапии в селе Антонины. Вместе с Вадимом задумались, что нужно начинать что-то свое», — рассказал Максим Петрик. Основатели «Фронт Меда» с самого начала имели намерение создать небольшое предприятие, где смогут работать атовцы и члены их семей.

«По возвращении с Востока Украины ребятам очень тяжело трудоустраиваться. В кооперативе найдем занятие для АТОвцев и переселенцев», —  рассказывает Максим.

Приютил «Фронт Мед» Общественный Хаб.

Александр КАРПЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ