Постановку исторического романа в стихах «Маруся Чурай» осуществил режиссер из Херсона Сергей Павлюк. Столичному зрителю он известен по двум популярным спектаклям. На Камерной сцене им. С.Данченко Национального театра им. И.Франко идет его моноспектакль «Не плачьте за мной никогда...» Марии Матиос в исполнении Ларисы Кадыровой. А в Театре на Подоле он осуществил постановку пьесы «Заказываю любовь» драматурга Татьяны Иващенко. Дальнейшее покорение киевского театрального пространства главный режиссер Херсонского театра им. М.Кулиша С.Павлюк продолжает на сцене Национального театра оперетты. 9 и 10 февраля представляет драматическую работу — историческую драму «Маруся Чурай» Лины Костенко.
Обращение к творчеству выдающейся украинской писательницы для режиссера не случайно, его первым спектаклем была именно Лина Костенко — «Дума о братьях Неазовских», за 12 лет своей творческой деятельности он неоднократно обращался к любимому автору. Вообще, Сергей Павлюк чрезвычайно активный постановщик, за сравнительно недолгую творческую жизнь в его послужном списке — 80 спектаклей. Киевская «Маруся Чурай» откроет счет девятого десятка. О том, как рождалась постановка, — рассказ режиссера.
ПРИЗРАК ОПЕРЕТТЫ — ВРЕМЯ ДИКТУЕТ СВОЕ
— Когда художественный руководитель Национальной оперетты Богдан Струтинский показал театр, его технические возможности, то я впечатлился масштабами. Сначала речь шла о постановке «Графа Монте-Кристо», и когда мы начали вести конкретные переговоры, я предложил «Марусю Чурай». Ранее ставил это произведение три раза, в Луганском украинском театре, еще до войны на востоке, в Николаевском украинском театре драмы и музыкальной комедии и в Ровенском театре. То есть хорошо знаю материал, а здесь ставилась новая интересная задача — воплотить сугубо драматическое произведение в Театре оперетты, — рассказал «Дню» С. Павлюк. — Богдан Струтинский стремится всесторонне развивать свой театр, делать его разноплановым, приглашает молодых режиссеров, ищет новые формы, пробует и камерные жанры. Это перспективно, прежде всего для актеров, которые привыкли работать в постоянном жанре, а так у них появляется возможность развиваться и пробовать себя в чем-то другом. Понятно, что в оперетте все актеры — мощные вокалисты, а вот раскрыться в драматическом материале — тут нужно поработать, опыта необходимого немного не хватает. На этом мне нужно было сконцентрироваться.
«Маруся Чурай» — спектакль музыкальный, с песнями, танцами, поэтому стихия для оперетты достаточно известная. Меня очень радуют возможности актеров старшего поколения, мощные актеры Николай Бутковский, Сергей Бондаренко, они — пример для молодых. Доволен работой Ирины Лапиной в роли Бобренчихи. Хорошую работу демонстрирует Татьяна Дидух, исполнительница роли Маруси, мощно работает.
В каждом своем спектакле я ставлю перед собой разные художественные задачи, согласно творческому направлению коллектива, его возможностям, времени постановки, эстетическим запросам общества. Хорошо зная материал Лины Костенко, каждый раз я открываю в нем что-то новое и предлагаю актерам другие задачи. И время диктует свое. Вот, например, как актуально для нашей ситуации звучат слова: «Чотири роки йде війна, А досі просвітку нема!». События драмы происходили очень давно, а как перекликаются с сегодняшним днем! Актерам есть с чем резонировать, что из себя вытягивать.
Я хочу рассказать в первую очередь о людях, какие они, какими могут быть. Не менее угрожающе звучит еще одна фраза: «Ой люди, люди, Божа подобизна, До чого ж ви цю землю довели?!» Мне кажется, что подобные актуальные вещи способны зацепить зрителей. Маруся Чурай — не икона, и мне хочется показать ее именно как человека, творческую личность. У нее нарушился ее внутренний мир, и пока она с этим разбиралась, разрушался мир вокруг нее, а она не хотела этого видеть. И только потом к ней приходит осознание событий. Осуществлять постановку мне помогает моя постоянная команда из Херсона, балетмейстер Юрий Бусс, хормейстер Ружена Рублева, которая разрабатывает с актерами технику фолькового звучания голосов. Также соавторы многих моих спектаклей — художники Сергей и Наталья Ридванецкие, которые создали сценографию и костюмы. Дирижер — Сергей Нестерук. Особо хочу отметить безукоризненную работу технических цехов театра, все просто с золотыми руками!
«ТВОРЧЕСТВО ЛИНЫ КОСТЕНКО ВДОХНОВЛЯЕТ!»
Личность Лины Костенко для меня особенная по жизни. Когда-то, еще школьником, я услышал по Украинскому радио постановку ее «Думы о братьях Неазовских». На меня это произвело невероятное впечатление, я тогда вообще впервые узнал, что такое театр. Поэтому, когда поступил на режиссерский факультет, поставил это произведение как свою дипломную работу в Черкасском театре. Кстати, этот спектакль в репертуаре вот уже 12 лет! Знаете, еще студентом я имел счастье поговорить с Линой Васильевной по телефону, сейчас по всем делам общаюсь с ее дочерью, Оксаной Пахлевской. Лина Васильевна, к сожалению, не будет присутствовать на премьере, она просила передать ей видео спектакля, сказала, что видела много «Марусь...» и хочет постановки других своих произведений. Например, поэмы «Снег во Флоренции». Я уже давно думаю об этой поэме, но пока не нашел, какой бы театр отозвался на предложение. Тема актуальна всегда — художник и власть. У меня есть замысел, интересное решение, так что надеюсь, что осуществится.
Творчество Лины Костенко вдохновляет! Образность ее текста в моем воображении мгновенно находит отклик, и мои решения рождаются сразу и без усилий, общая картина сцены возникает во всех деталях. Она дает воодушевление для моего творчества. Если определять, кто из авторов для меня на первом месте, я бы без колебаний поставил Лину Костенко. На втором — Шекспир, потом — Гоголь, потом — Чехов.