Огромная волна поднялась вокруг статьи британского эксперта Глена Гранта в KyivPost «How Ukraine can build an army to beat Putin" («Как Украина может построить армию и победить Путина?»). Важно отметить, что статья вызвала много положительных отзывов со стороны экспертов, военных и гражданского общества в целом. В то же время официальная позиция Минобороны оказалась прохладно-негативной: «Глен Грант за время пребывания в Украине и в пределах предоставленных ему возможностей не мог объективно изучать и принимать участие в реформировании украинской армии. В связи с этим информация, им была изложенная, является только его собственным предположением и рассуждениями и не имеет объективного основания», - это цитата сообщения с официальной веб-страницы Минобороны Украины от 7 февраля 2018 года.
Немного о Глене Гранте. Он - гражданин Великобритании, офицер запаса с артиллерийским первичным образованием, окончил Королевскую военную академию и Объединенный командно-штабной колледж вооруженных сил. Молодым офицером в течение шести месяцев командовал военным подразделением в Северной Ирландии (напоминаю, что в те времена это была зона горячего конфликта с ежедневными обстрелами). Следует отметить, что тогда он не потерял ни одного подчиненного, хотя огнестрельные ранения имели место. Глен также проходил службу в аэромобильном артиллерийском соединении. Имеет опыт масштабных учений, в частности с переброской войск на дальние расстояния для проведения операций. Во время службы в оперативной группе Минобороны по Боснии лично руководил эвакуацией британских и французских граждан из Албании. Занимал должность атташе по вопросам обороны в Финляндии, Латвии и Эстонии, работал в штаб-квартире военно-воздушных сил НАТО в Италии. Успешными были его проекты по оборонным реформам во время работы советником министра обороны Эстонии, в Болгарии, Польше, Косово, Молдавии, Черногории, Сербии и Чили.
Глен достаточно долгое время провел в Украине: до драматичных событий 2014 года - в рамках оборонных программ совещательной помощи, в 2014-м стал советником Министерства обороны Украины. В ходе вооруженного конфликта проводил эффективные кризисные тренинги со специалистами Минобороны и Генерального штаба, общался с волонтерами и бойцами-добровольцами, много путешествовал. Один из конкретных примеров его работы летом 2014 года - разработка «Правил применения оружия на блокпостах», которых тогда в Вооруженных Силах Украины не существовало. В Правилах он умело соединил требования международного права и опыт операций по урегулированию кризисов, то есть в тех непростых условиях они предоставили легитимность действиям подразделений Вооруженных Сил Украины. Специалисты хорошо понимают, о чем идет речь и почему это было актуально именно тогда. Последний проект, к которому он привлекался, - разработка рекомендаций по решению проблемы квартирно-эксплуатационного, в частности, жилищного обеспечения.
Следует отметить, что Глен Грант обладает природными качествами видеть стратегическую картину, креативностью и инициативой. Он читает много книг по истории войн и военных конфликтов, аналитику и публицистику, общается с разными людьми. Глена хорошо знают среди ветеранов АТО и в волонтерской среде (Pizza Glen в Veterano Pizza названа в его честь). Глен обращает внимание на важные детали, перед вынесением на рассмотрение его выводы тщательно прорабатываются и аргументируются. Например, он заметил охлаждение внимания британской прессы к проблематике войны на востоке Украины - это важный аспект, который связан с тенденциями спроса общественного мнения одного из ведущих европейских государств на соответствующую информацию. Это нашло отражение в статье, но другими словами. Обоснованный им волнообразный характер войны нового поколения, зависимость ее результатов от скорости принятия адекватных решений, опережения, мобильности войск и воплощения новейших оборонных технологий также являются аспектами статьи.
Он не критикует огульно и безосновательно. Наоборот, его критика всегда целевая и конструктивная, строится на основании уроков, которые следует изучить. Он предлагает целесообразные стратегические шаги или шаги тактического характера, но со стратегическим эффектом (как вопрос дизель-генераторов или батареек для фонарей). Вы не услышите от Глена «все плохо» или «все пропало», он признает, что украинская армия становится лучше каждый день, но в целом как организация она не среди лучших в Европе. Он раскрывает критические оборонительные недостатки, говорит - посмотрите в те стороны, где присутствует критическая уязвимость и куда мало кто смотрит, предлагает целесообразные изменения, чтобы придать войскам и штабам ключевые стратегические преимущества - мобильность, опережение и высокий операционный темп.
Следует отметить, что принципиальные положения публичной статьи Глена были разработаны им еще в 2014-м и докладывались тогдашнему руководству Министерства обороны. Тогда тушили пожары и тем, кто был наделен правом и обязанностью принятия решений, было не до этого. Затем они передавались в СНБО Украины - результат такой же. По ряду аспектов этой тематики он выступал на 5-м канале в мае 2016 года, три недели назад это интервью было показано снова... Прошло четыре года, в ходе которых Украина «активно имплементирует стандарты НАТО». Неужели за этот период в нашей армии преодолен советский менталитет? Есть ли гарантированные инструменты сдерживания и отражения возможной агрессии? Неужели решена проблема военного лидерства? Остановлено ли бумажное цунами, занимающее большую часть служебного времени офицера? Будем откровенны: поднятые Гленом проблемы имеют место и они не делают нашу армию качественной. Несколько симметричной относительно угроз - да, но на симметричном ответе победить будет крайне трудно, Украине нужен иной смысл командно-штабной культуры и качественная военная сила, построенная на лидерстве, мобильности и мотивированности. Но вместо имплементации быстрых изменений система пытается сохранить себя. Именно поэтому трансформации крайне медленны. Они довольно часто лакированы красивыми словами и ходят по кругу, ограничиваются сменой вывесок и табличек, наполнены популизмом. Основой этого является устаревшая бывшая советская военная культура, в основе которой - контроль и наказание, никак не лидерство и мотивация. Это является проблемой, которая не работает на безопасность страны.
Глен не воюет и никогда не воевал против Минобороны Украины, его цель диаметрально иная - помочь нашему государству выстоять в крайне тяжелых условиях аннексии части ее территории и продолжающегося вооруженного конфликта на востоке. Хочу поблагодарить его за это. Не надо тешить себя надеждой, что конфликт идет на убыль - нет военно-стратегических индикаторов, которые могут подтвердить это. Согласен, что в нем есть признаки стратегической паузы, которая измеряется очень коротким историческим периодом. Но любая стратегическая пауза имеет целью усиление и перегруппировку войск (сил) для их подготовки к продолжению войны. Именно поэтому следует прислушаться к совету британского эксперта: «Украина должна не упустить это время». Мы стремимся построить либерально-демократическую страну на базе западных ценностей и западного способа защиты этих ценностей. Но, к сожалению, мнение человека, который имеет знания и опыт в этой области, называет хоть и неприятные, но важные в контексте выживания страны вещи своими именами, сегодня не воспринято, даже частично. Конечно, будет завтра, которое рассудит всех. Не хотелось бы за подтверждение стратегических выводов и рекомендаций британца платить высокую цену украинцам...