Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«План Маршалла» для Колумбии. Опыт для Украины

Семь необходимых составляющих
2 марта, 2018 - 13:18
«КАРТОШЕЧКА» / ФОТО ЕЛИЗАВЕТЫ НЕВСКОЙ

В жестком противостоянии между либералами и консерваторами (1948—1958 годы) в Колумбии, где основной вопрос был «земельным», консерваторы победили. Это историческое противостояние под названием Ла Виоленсия (Насилие) переросло в настоящую вооруженную борьбу. Основную роль в ней сыграло объединение либералов и коммунистических кругов в Революционные Вооруженные силы Колумбии — Армия Народа (FARC — от исп. Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia — Ejercito del Pueblo. Ключевым толчком к появлению подобных организаций в Латинской Америке стала победа Кубинской революции во главе с Фиделем Кастро и как следствие, популяризация в регионе революционной доктрины, построенной на идеях марксистско-ленинского направления и военной стратегии, совмещающей элементы партизанской борьбы и терроризма.

На начальном этапе деятельность FARC была направлена на самозащиту бедного населения и партизанскую войну против центрального правительства Колумбии, которое имело поддержку со стороны США и местного крупного капитала. Ситуация  кардинально усложнилась в 1980-е годы, когда FARC активно включился в наркобизснес.  В обмен на защиту плантаций крестьян и обеспечение защиты криминальной группировкой от государства FARC получал оружие или наличность с каждого проданного килограмма кокаина. Приблизительный годовой доход FARC составлял от 1,1 до 3,5 млрд дол. США. Контроль над добычей полезных ископаемых, похищениями, убийствами, торговлей людьми и т.д. и помощь частных доноров дополнительно обеспечивали приблизительно 40—50% от годового дохода FARC.

На базе полученного огромного финансового ресурса от торговли наркотиками криминальные группировки в альянсе с FARC и другими парамилитарными группами обрели такой размах, что почти полностью взяли под контроль правоохранительную, судебную и административную систему целых провинций и городов. Один из лидеров Меделинского картеля, известный как Пабло Эскобар, был избран конгрессменом и метил в президенты Колумбии. Широкую поддержку  этот колумбийский Робин Гуд получил благодаря бедному населению страны, он активно строил дороги, школы, жилье и т.д.

Колумбия скатывалась в пропасть неопределенности, хаоса, насилия и балканизации страны. За десятилетие войны в Колумбии было убито 225 тыс. человек и 6 млн граждан стали беженцами. FARC присутствовали в 24 из 32 департаментов Колумбии, особенно на юге и востоке страны. Колумбийское правительство сообщало о существовании военных операций и лагерей в странах, граничащих с Колумбией, таких как Венесуэла, Эквадор, Панама и Бразилия.

Но уже в конце 2016 года мир наблюдал кардинально другую картину.

Доказательством этого была одна из последних самых помпезных официальных встреч предыдущего президента США Барака Обамы с президентом Колумбии Хуаном Мануэлем Сантосом (Juan Manuel Santos). Для обоих это был хороший повод праздновать.

Президент Мануэль Сантос от имени правительства после почти 50 лет войны подписал соглашение о прекращении военного противостояния с FARC в лице лидера  Родриго Лондоньо Эччевери, по прозвищу Тимошенко, за что впоследствии получил Нобелевскую премию мира. Решением Совбеза ООН от 25 января 2016 года была основана политическая миссия (миссия невооруженных международных наблюдателей) на 12 месяцев во главе со специальным представителем Генерального секретаря ООН для помощи и контроля в процессе становления мира.

Барак Обама, в свою очередь, мог смело говорить, что поддержка Колумбии со стороны США была одной из самых успешных операций за последний период. Это стоило американским налогоплательщикам около 10 млрд дол. США, из которых 3,7 млрд дол. — в рамках «Плана Колумбия».

Именно системность действий американской администрации и международная поддержка защитили Колумбию от сползания в пропасть политико-экономической деградации, полной анархии и угрозы возникновения югославского сценария на территории этой страны после десятилетий вооруженной борьбы.

Длительное время оставаясь незамеченным или проигнорированным на международной арене, колумбийский конфликт в конце 1980-х превратился в настоящую головную боль как для американцев, так и для европейцев в связи с тем, что фактически страна не имела возможности остановить бесконечное кровопролитие, завязанное на наркоторговле, коррумпированности и безответственности власти. Но именно благодаря проявленной инициативе самих колумбийцев удалось изменить ситуацию.

В Украине сегодня активно обсуждается «Новый европейский план для Украины», инициированный литовскими коллегами как «План Маршалла» для Украины. По поручению первого вице-премьер-министра С. Кубива создана рабочая группа. На страницах многих изданий было уже много публикаций относительно того, какое именно наполнение должен иметь план как инструмент решения системных проблем, накопившихся в нашей стране.

Путь трансформации Колумбии во многих случаях очень похож на украинские реалии. Государственный аппарат в Колумбии полностью контролировался наркобизнесом, картели, как и олигархи в Украине, десятилетиями были крепко имплементированы во все институты власти, правоохранительная, судебная и административная системы не защищали интересы налогоплательщиков, экономика была монополизированной и закрытой, центральная власть слабо контролировала регионы, а среди бедного населения, которое формировало электоральную базу для коррумпированного политикума, были популярны левые идеи патернационализма.

Изменения начались в ходе президентской предвыборной кампании одного из кандидатов Андреса Пастрана Аранго. В 1998 г. им был предложен «План Маршалла» для Колумбии. Кандидат мотивировал свое предложение тем, что развитые страны должны содействовать развитию Колумбии, осуществляя в первую очередь финансовую поддержку. Как пример — Пастрана ссылался в поддержку послевоенной Европы со стороны США с целью остановки бедности населения и уменьшения влияния марксистско-ленинских идей в континентальной Европе.

После победы президента Пастрана Аранго предложенное им название «Плана Маршалла для Колумбии» было трансформировано в рабочее название «План для Колумбийского мира», где он описывал «набор альтернативных проектов развития, которые будут направлять совместные усилия международных организаций по отношению к колумбийскому обществу». В ходе встречи с президентом США Биллом Клинтоном 3 августа 1998 года ими обсуждалась возможность обеспечения усиления американской помощи для антинаркотических проектов, устойчивого экономического развития, защиты прав человека, гуманитарной помощи, стимулирования частных инвестиций и присоединения других доноров и международных финансовых институтов для обеспечения экономического роста Колумбии.

Колумбийцы быстро отреагировали на лояльность со стороны американской администрации и начали создавать рабочий документ на уровне дипломатических каналов. Работа дипломатов по этим вопросам велась год. Все участники процесса запуска «Плана Колумбия» отмечают персональную и важную роль тогдашнего посла Колумбии в Вашингтоне Луиса Алберто Морено (Luis Alberto Moreno), который выступил главным драйвером процесса, имел замечательное американское образование, умело использовал сильные и слабые стороны американской политики и, как утверждают свидетели тех времен, «жил в кабинетах американских сенаторов». За десятилетия войны в Колумбии существовало множество планов и стратегий прекращения войны в стране и обеспечения благосостояния населения, поэтому для колумбийцев важно было разработать единый документ, который принимался бы политиками в Колумбии и имел поддержку США как главного союзника.

К октябрю 1999 г. проект соглашения получил рабочее название «План мира, процветания и укрепления государства», который был утвержден в Конгрессе США в июле 2000 г. как окончательный вариант «Плана Колумбия». Он кардинально отличался от того, который выдвигал Пастрана во время своей предвыборной кампании. В тексте документа, представленном администрацией Клинтона, было объявлено о значительном расширении пакета помощи Колумбии. Интересно, что в США «План Колумбия» был воспринят как часть программы «Войны с наркотиками», запущенной еще в 1971 г. администрацией президента Никсона.

Сам документ разработан и написан на английском языке на 46 страницах под руководством консультантов Государственного департамента США и с личным участием посла Альберто Морено. В специальном законопроекте S1758, представленном сенаторами, рабочее название документа уже было Alianza Act.

В документе выделялись главные приоритеты, которые были важны для американской администрации и совпадали с интересами самой Колумбии: восстановление экономики, модернизация вооруженных сил Колумбии для эффективного противодействия повстанческим группировкам и преступным организациям, борьба с наркобизнесом в партнерстве с другими странами и судебная реформа. Много фактов свидетельствовало о том, что влияние США на «План Колумбия» был огромным.

Аргументация американских сенаторов во время слушания законопроекта по предоставлению помощи Колумбии была следующей:

«Мы находимся на пути к балканизации Колумбии. Президент Пастрана продолжает идти на уступки партизанам FARC, что вызывает нестабильность, которая в настоящий момент также угрожает соседним странам».

«Настаивать, чтобы правительство Колумбии завершило срочные реформы, направленные на полное открытие своей экономики для инвестиций и внешней торговли, особенно для нефтяной промышленности».

Версия «Плана Колумбия», представленная сенаторами США, подчеркивает угрозу нестабильности в Колумбии для США. Лишь в июне 2000 года Сенат поддержал законопроект реализации «Плана Колумбия», и закон был подписан 13 июля президентом Биллом Клинтоном.

Данные таблицы свидетельствуют, что большую часть расходов на реализацию «Плана Колумбия» страна профинансировала самостоятельно. Это было доказательством партнерам серьезности намерений и высокого уровня ответственности.

Запуск «Плана Колумбии» ознаменовал значительное увеличение американской помощи. В период с 2000 по 2002 год Колумбия становится третьей среди стран-бенефициаров финансовой помощи США после Израиля и Египта, а посольство США в Колумбии стало вторым в мире по количеству персонала.

На призывы Колумбийского правительства о поддержке страны Европы отреагировали несколько сдержаннее. Ситуацию удалось изменить после первой конференции стран-доноров «Консультативной группы по поддержке мирного процесса в Колумбии», которая состоялась в Мадриде 7 июля 2000 года. На ней была утверждена экономическая поддержка со стороны международных финансовых организаций (Межамериканского банка развития, Мирового банка, ООН, Andean Development Corporation) и Японии на общую сумму 619 млн дол. США.

17 октября 2000 года Европейский Союз подтвердил политическую поддержку мирных усилий президента Пастрана. Еврокомиссары представили свое предложение о многолетней программе поддержки Колумбии, отметив, что значительный европейский вклад в мирный процесс в Колумбии является фундаментальным  с точки зрения доверия к компромиссу Европейского Союза с миром и региональной стабильности. Через неделю после второй встречи группы поддержки мирного процесса, которая состоялась в Боготе 24 и 25 октября 2000 года, представители Еврокомиссии и председательствующий в Европейском Союзе объявили о том, что Европа выделит около 100 млн евро для мира в Колумбии и будет финансировать создание лабораторий мира в Магдалине Медио. 30 апреля 2001 года на третьем совещании стран-доноров, где присутствовали представители двадцати семи стран и десяти международных организаций, европейский комиссар по внешним связям Крис Паттен сообщил, что суммарный вклад Европы за 2001-2004 годы будет составлять более 330 млн евро.

Колумбийское правительство приветствовало европейский вклад в становление мира в Колумбии, хотя и не в рамках «Плана Колумбия». Вместе с тем не скрывали разочарования: предварительно колумбийцы рассчитывали получить около миллиарда долларов от ЕС. В сухом остатке из обещанных 330 млн от ЕС фактически было получено менее половины (140 млн евро). Остальная сумма, которая составляла около 190 млн евро, поступила в рамках двусторонней помощи со стороны европейских стран, в первую очередь от Испании, а также — Норвегии и Швейцарии, которые не являются членами ЕС.

1 февраля 2001 года была проголосована резолюция Европарламента по поддержке «Плана Колумбия» и мирного процесса в Колумбии. Традиционно ЕС устраняет ссылку на военное присутствие и делает акцент на защите прав человека.

В самом «Плане Колумбия» были определены 10 главных пунктов, которые нуждались в финансировании:

1. Экономическая стратегия: «План Колумбия» должен способствовать созданию рабочих мест путем подписания Соглашения о свободной торговле и поощрении зарубежных инвестиций.

2. Фискальная и финансовая стратегия: приватизация государственных банков с целью восстановления доверия международных рынков к Колумбии.

3. Стратегия мира: План способствует заключению мирных соглашений с незаконными группировками. Международное содружество должно поддерживать эти соглашения дипломатически и финансово.

4. Стратегия национальной обороны: модернизация национальной полиции для обеспечения верховенства права.

5. Стратегия судов и прав человека: План призывает к уважению прав человека со стороны полиции. В то же время обеспечивает справедливость и одинаковое правосудие ко всем нарушителям закона.

6. Стратегия борьбы с наркотиками: в сотрудничестве с другими странами План стремится бороться с производством наркотиков на всех этапах. Его цель — уменьшить посевы коки на 50%. Государство должно гарантировать контроль над воздухом и сухопутным пространством, чтобы эффективно бороться с производством наркотиков.

7. Альтернативная стратегия развития: План стремится поощрить выращивание других сельскохозяйственных культур для крестьян ради получения прибыли на том же уровне, что и выращивание коки.

8. Стратегия социального участия: борьба с коррупцией и незаконными группами должна происходить на местном уровне. Местные общины должны поддерживать эту борьбу.

9. Стратегия человеческого развития: государство должно финансировать услуги по здравоохранению и образованию в пострадавших общинах, а также оказывать гуманитарную помощь перемещенным лицам и жертвам насилия.

10. Международная ориентация: План направлен на распространение информированности в рамках международного содружества относительно «общей ответственности» за проблему распространения наркотиков.

Реализация «Плана Колумбия» в комплексе с международной поддержкой, постоянным финансированием и политической волей обеспечили быструю трансформацию государства и усиление институционной возможности уполномоченных органов, как следствие — активный рост благосостояния населения, приток инвестиций и ослабление сил FARC в борьбе с центральным правительством.

При финансовой, кадровой и материальной поддержке США силовые структуры укрепились настолько, что в Колумбии сегодня проходят учения военнослужащих и полицейских из многих стран Латинской Америки. Именно США активно лоббировали программу приватизации и всячески способствовали вступлению Колумбии в торговый блок «Тихоокеанский альянс», который включает также Мексику, Чили и Перу. Члены этого блока стоят на позициях либерализма в своей торгово-экономической политике и показывают куда лучшие результаты, чем социалистические Венесуэла или Боливия. Средние темпы роста ВВП в течение последних лет достигали почти 4,5 процента, показатели безработицы и бедности рекордно низки. Параллельно на фоне институционного усиления силовых структур по американскому образцу и экономического роста в стране значительно улучшилось общее состояние прав человека, безопасность журналистов, профсоюзных деятелей, общественных активистов.

В рамках реализации Плана в период с 2000 года по 2009 год Колумбии удалось сократить объемы выращивания коки на 58%, одновременно через систему государственных дотаций сельхозпроизводителям было создано свыше 28 тыс. рабочих мест и 600 сельскохозяйственных предприятий.

На период начала действия «Плана Колумбия» в 2001 году FARC насчитывала около 16 тыс. бойцов. Уже в 2014 году Центр исследований для анализа конфликтов заявил, что в FARC находилось от 6,5 тыс. до 6,7 тыс. вооруженных боевиков. Согласно докладу Human Rights Watch около 20—30% членов ФАРК были несовершеннолетними, а согласно правительственным данным, многие из них были завербованы силой. Женщины, которые присутствовали в организации с самого начала, но были признаны партизанами только с 1970 года, составляли около 40% организации.

Оппоненты «Плана Колумбия» утверждают, что первоочередной задачей плана была борьба с FARC и их сторонниками, а не поддержка государственных институтов и демократии в Колумбии. Более того, План предлагал денежное вознаграждение за тела членов партизанских организаций. Еще одним спорным вопросом в осуществлении «Плана Колумбия» считаются действия авиационных сил по уничтожению коки на территории Колумбии.

Воздушное опрыскивание коки жестоко критиковалось: огромный вред наносится одновременно и разрешенным сельскохозяйственным культурам, и здоровью людей, работающих с гербицидами. План не предусматривал широкую кампанию по информированию населения относительно угроз наркотической культуры и навязанных картелями ценностей «легких денег и культа красивой жизни», которые являются одним из основных источников их мощности и популярности, особенно среди бедного населения. Социальное неравенство продолжает содействовать развитию наркокультуры. Борьба с наркобизнесом только военными и полицейскими методами без изменения традиций и социально-идеологической основы не является достаточно эффективной.

 

Виктор РОМАНЮК, депутат Верховной Рады Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ