Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Торжество предсказуемости и мелодрамы

В Лос-Анджелесе вручили «Оскары»
5 марта, 2018 - 19:02
ЛУЧШИЕ АКТЕРЫ: СЭМ РОКУЭЛЛ (ЗА ФИЛЬМ «ТРИ БИЛБОРДА НА ГРАНИЦЕ ЭББИНГА, МИССУРИ» — ЛУЧШИЙ АКТЕР ВТОРОГО ПЛАНА), ФРЭНСИС МАКДОРМАНД (КАРТИНА «ТРИ БИЛБОРДА НА ГРАНИЦЕ ЭББИНГА, МИССУРИ» — ЛУЧШАЯ АКТРИСА), ЭЛЛИСОН ДЖЕННИ (КАРТИНА «ТОНЯ ПРОТИВ ВСЕХ» — ЛУЧШАЯ АКТРИСА ВТОРОГО ПЛАНА) И ГАРИ ОЛДМАН (ФИЛЬМ «ТЕМНЫЕ ВРЕМЕНА» — ЛУЧШИЙ АКТЕР) / ФОТО РЕЙТЕР

В главную номинацию — «лучший полнометражный фильм» — вошли девять работ.

Вполне предсказуемо здесь победила «Форма воды» (плюс награды за работу художников и музыку), которая подошла к гонке в статусе обладателя «Золотого льва» Венецианского фестиваля. Мексиканец Гильермо Дель Торо также получил статуэтку как лучший режиссер (у него есть уже «Золотой глобус» в той же категории). Действие картины происходит в 1962-м, на пике противостояния СССР и США в холодной войне. Элайза (Салли Хокинс) — немая девушка, уборщица в секретной военной лаборатории в Балтиморе. В лабораторию привозят новый живой «объект» — амфибию-гуманоида. Постепенно между уборщицей и чужеземцем возникает связь. Когда Элайза узнает, что предмет ее страсти собираются убить и препарировать, она организовывает операцию по спасению существа.

Режиссер стилизовал кадр под классические фильмы ранних 1960-х, наполнил картину прическами, нарядами, интерьерами тех времен, а звуковую дорожку — соответствующими песенками. Конечно, Дель Торо для некой взрослости добавляет насилие и сцены секса, но по сути «Форма воды» — мелодраматическая сказка с карамельным хеппи-эндом. Красиво снятая история о любви между Золушкой и Ихтиандром — что еще нужно широкому зрителю? Очевидно, приблизительно так и размышляли киноакадемики.

ГЛАВНЫЙ ТРИУМФАТОР «ОСКАРА» РЕЖИССЕР ГИЛЬЕРМО ДЕЛЬ ТОРО ПОЛУЧИЛ СТАТУЭТКИ КАК «ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР» И ЗА «ЛУЧШИЙ ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ» «ФОРМА ВОДЫ» (У ЭТОЙ КАРТИНЫ — ЧЕТЫРЕ НАГРАДЫ) / ФОТО РЕЙТЕР

Награды лучшей актрисе и лучшему актеру второго плана — соответственно, у Френсис Макдорманд и Сэма Рокуэлла, которые сыграли антагонистов в «Трех биллбордах на границе Эббинга, Миссури» (режиссер Мартин Макдонах, известный по криминальной трагикомедии «Залечь на дно в Брюгге»). Мать-одиночка Милдред Хейз вступает в противоборство с полицией родного города, считая, что стражи порядка не хотят раскрыть убийство ее дочери Анджелы. Для этого она арендует три рекламных биллборда, расположенных на подъезде к городу, и вывешивает там плакаты с короткими надписями, напоминающими об убийстве Анджелы и бездеятельности шерифа Билла Виллоуби (Вуди Харельсон). В то время, как у Виллоуби нет ни одной зацепки, жители города относятся к поступку Милдред сначала скептически, а затем и агрессивно; особенно активно ей противостоит полисмен Джейсон Диксон (Сэм Рокуэлл) — однако и она отвечает агрессией в ответ.  Как и в «Брюгге», самой сильной стороной фильма является сценарий: «Три биллборда» — увлекательная история с массой непредсказуемых поворотов, однако режиссура Макдонаха грешит мелодраматизмом. Френсис Макдорманд — любимая актриса братьев Коэнов; к сожалению, здесь ей недостает инспирированной братьями ироничности, но этот «Оскар» давно ею заслужен.

С лучшим актером было все понятно, как только на экраны вышли «Темные времена» (режиссер Джо Райт) — типичная историко-биографическая картина о «самом темном часе» в начале войны, когда Германия казалась непобедимой.

Райт показывает события от отставки премьера Нейвила Чемберлена до инициированной его преемником Черчиллем операции «Динамо» по эвакуации войск, окруженных немцами под Дюнкерком. Стопроцентно главный герой здесь — Уинстон Черчилль в исполнении Гарри Олдмена. Видим его глазами оппонентов и союзников, а также жены и секретарши; охваченного сомнениями и отчаянием; в смешных или трогательных ситуациях; в парламенте и среди народа. Не будет преувеличением сказать, что в целом посредственный фильм держится на 60-летнем Олдмене. Его внешнее перевоплощение поражает (говорят, что он проводил ежедневно по несколько часов в кресле гримера, который шутя заметил, что должен был «превратить хорька в бульдога»), но не менее примечательно, как актер передает своего персонажа: с массой индивидуальных черт, эмоциональными контрастами и широким диапазоном реакций. Скорее всего, Черчилль теперь очень долго будет ассоциироваться с Олдменом, который, напомню, прославился ролями мятежников, преступников и аутсайдеров.

Собственно, операции «Динамо» — эвакуации по морю 300 тысяч английских, бельгийских и французских военных, заблокированных на северном побережье Франции в 1940 году, посвящен «Дюнкерк» (США — Великобритания — Франция, режиссер Кристофер Нолан), который имеет награды за лучшие монтаж, звук, звуковой монтаж.

Сюжеты разворачиваются на пляже, забитом деморализованным войском, на море, по которому под немецкими бомбами корабли союзников будут эвакуировать людей, и в воздухе, где британские истребители пытаются противодействовать Люфтваффе. Самих немцев режиссер не показывает, превращая их в анонимную, и от того еще более страшную, угрозу. Такая структура позволяет без вреда для целостности насыщать сюжет массой параллельных сцен и поддерживать безумную динамику. Нолан задает сверхвысокий темп прямо с первых кадров побега молодого британского солдата от вражеских пуль по улицам опустевшего городка. Все бои и катастрофы сняты/нарисованы безукоризненно. Самая сильная сторона «Дюнкерка» — увлекательная плотность событий, усиливать которую помогает композитор Ханс Циммер. Его минималистическая музыка доводит напряжение до предела возможного. Когда приходит время, Циммер пускает несколько патетические, но уместные протяжные синтезаторные аккорды — в кадр заплывает флотилия гражданских суден, которые пришли для спасения окруженных (то же самое «Динамо»); слезы наворачиваются сами собой. В целом Нолан и Циммер умеют манипулировать эмоциями зала, и в этот раз не изменили себе.

Лучший адаптированный сценарий — «Называй меня своим именем» (США — Италия — Франция — Бразилия, режиссер Лука Гваданьино), написанный Джеймсом Айвори на основе одноименного романа Андре Асиман (2007). Летом 1983 года 17-летний Элио Перлман, который живет со своими родителями в Италии, встречается с 24-летним ученым по имени Оливер, который приехал погостить на вилле Перлманов. Между Элио и Оливером начинаются романтические отношения, однако объективные  обстоятельства им не способствуют. Среди исполнителей только одно известное имя — Майкл Сталберг. Фактически это достаточно скромная  гей-драма с явными аллюзиями на наследие Пьера Паоло Пазолини. О фильме много пишут и говорят, и, хоть его не назовешь лучшим в списке, статуэтку он себе гарантировал хотя бы из-за этого налета сенсационности.

Время и место действия удостоенной приза за лучшие костюмы «Призрачной нити» (режиссер Пол Томас Андерсон) — Лондон 1950-х, но это не историческая картина. Главный герой, кутюрье Рейнольдс Вудкок (трехкратный лауреат «Оскара» Дэниел Дей-Льюис) признан как гений британской моды. У него одеваются наивысшие слои общества, а к своим платьям он относится, как к произведениям искусства, разрываясь между ревностью и перфекционизмом. Женщины для него — в первую очередь носители его фантазий. Однажды он встречает  обманчиво простую, а в действительности вольнолюбивую и сильную Альму (замечательная Вики Крипс), которая вскоре закрепляется в его жизни на позиции сначала любовницы, а затем жены. Чувства к девушке приносят модельеру счастье, которое вскоре затмевается осознанием того, что любовь к ней разрушает его полное самоконтроля существование.

«Нить» — завораживающе красивый фильм, со звуковой дорожкой, достойной отдельного приза, с совершенным актерским ансамблем, в первую очередь невероятным Дей-Льюисом, который после этой роли собирается покинуть профессию. Но для киноакадемиков Андерсон слишком «европейский».

Стоит повторить, все вышеупомянутые награды были более-менее предсказуемы. Настоящей же сенсацией стал «Оскар» за оригинальный сценарий  Джордана Пила, который дебютировал в прошлом году с триллером «Ловушка» («Прочь», ориг. Get Out).

Молодой афроамериканец, фотограф Крис едет со своей девушкой Роуз в загородное имение ее родителей. Приезжают и другие гости. Скучновато и уютно. Только вот слуги — исключительно чернокожие. А господа — белые. Причем все либеральные, толерантные, правда, задают иногда странные вопросы. Постепенно чудачества складываются в цепочку ужасных событий.

Все жанровые признаки соблюдены. Колоссальное напряжение. Меткий черный юмор. Атмосфера — обманчиво спокойная в начале, все более параноидальная впоследствии. Герои меняются соответственно. Неординарность «Ловушки» в том, что в определенный момент она выходит за рамки триллера и начинает звучать как недобрая, мрачная сатира. Ведь злодеи здесь — в первую очередь, потребители. Просто предел допустимого в них отодвинут дальше, чем у обычных людей. Ничего личного, только бизнес. У антигероев фильма нет никаких суеверий, в отличие от зрителей, которых Джордан Пил замечательно провоцирует и выходит абсолютным победителем: фильм при 4,5 млн бюджета получил 200-миллионные сборы.

За этим исключением можно сказать, что на «Оскаре» уже в который раз взяла верх мелодрама. Но разве могло быть иначе?

Дмитрий Десятерик, «День». Фото Рейтер
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ