«Война, зачем ты забрала наше детство? Неужели ты тоже хочешь стать ребенком?»... Дети и война - может ли быть в жизни сочетание, ужаснее чем это? Пожалуй, нет. Но это сочетание - сегодняшняя реалия Украины, и в этой реалии живут десятки тысяч наших детей. И в смертельном грохоте вооруженных залпов не слышно ответа войны на их вопрос: «Зачем ты забрала наше детство?»
Когда вам случится увидеть ребенка из зоны бойвих действий и он будет радостно смеяться - не думайте, что он смеется потому, что эмоции беззаботного детства стерли из его памяти все страхи, связанные с войной. Эти страхи не стираются. Они оседают в подсознании, выныривают в психосоматике, проявляюються в нервных заболеваниях. Я видела много детей в прифронтовых городах, которые радостно смеялись, остроумно шутили друг над другом, пели или танцевали хип-хоп. Но какой-то бытовой громкий звук, неожиданно раздававшийся рядом, мгновенно вводил их в состояние ступора. А когда они начинали рассказывать свои истории, мне сложно было сложить в единый пазл эти истории и этот смех, эти шутки, этот хип-хоп... Вот красивый подросток с белокурыми волосами и большими карими глазами - Марк из Авдеевки. Из тех, кого называют «душа компании». Вот он дурачиться, вот он упорно отрывается под звуки рэпа... И вот он рассказывает, как пришел из школы, был дома один и начался обстрел. Он лег в коридоре на пол, прикрыл голову руками, а мысли разрывал страх за маму, которая в это время вышла в магазин. Вот невероятная красавица, похожая на юную Пенелопу Крус - Мирослава из Красногоровки, очень умная, с бешеным чувством юмора, из тех, кто за словом в карман не лезет. Вот она тщательно наносит макияж, готовясь выйти из дома, не забывая поддавать веселого жару младшей сестре, которая готовится к выходу медленно и неторопливо. А вот она услышала какую-то новость, которая ее расстроила. И начинает быстро моргать, тереть руками глаза. «Когда я нервничаю, у меня зрение начинает падать. Это у меня после обстрелов. Когда начинаются, у меня в глазах темнеет». И, да, это она спрашивает у войны, неужели та хочет стать ребенком.
ОДНА ИЗ МНОГОЭТАЖЕК, С КОТОРЫХ НАЧИНАЕТСЯ РАЙОН НОВАЯ АВДЕЕВКА. ВСЕ ДОМА ЗДЕСЬ СИЛЬНО ПОСТРАДАЛИ ОТ ОБСТРЕЛОВ, НО ВО МНОГИХ КВАРТИРАХ ЖИВУТ ЛЮДИ, КОТОРЫМ НЕКУДА ПЕРЕЕХАТЬ. ФОТО ЕЛЕНЫ ЧЕРЕДНИЧЕНКО
...Прочитайте эти тексты. Их написали дети из разных городов, и пишут они об одном. Вернее, об одной. О той, которая унесла их детство. Мы продолжаем собирать свидетельства детей о российско-украинской войне в рамках проекта «Маленькие собкоры Донбасса». Его участники - воспитанники волонтерского проекта по творческому образованию для детей «Желтый Автобус» и просто школьники из прифронтовых городов. Прочитайте, чтобы знать, что кроется за радостным смехом ребенка из зоны боевых действий, если вам случится его увидеть.
Что дальше?
Роман ПИНЧУК, 14 лет, г. Новогродовка, Донецкая область.
На подоконнике - чашка свежего горячего кофе. Сижу у окна, погрузившись в свои мысли. По улице, не замечая лиц, снуют мимо друг друга люди: торопятся на работу, спешат домой, звонят знакомым... Просто живут. Но ничто сегодня не поможет забыть ужасные события, которые охватили страну четыре года назад.
Вспомнилось, что за нашими плечами лишь второе десятилетие нового века. А XXI век уже ознаменовался крупномасштабными военными потрясениями в различных уголках нашей планеты. Особый резонанс вызвали как террористические акты в США, России, Испании, Англии, так и военные конфликты в Афганистане, Ираке и Сирии.
Узнавая из новостей об этих страшных событиях, я даже не думал, что мачеха-война подкрадется к нашему небольшому горному городку Новогродовке. Особый отпечаток это событие наложило на нас, подростков. Да-да, именно на нас, потому что дети дошкольного и младшего школьного возраста, я считаю, почти ничего не будут помнить, ведь родители, «оберегая свое сокровище», не выражают тревог, переживаний. Взрослые люди все события переживают и воспринимают по-другому, не так, как мы - подрастающее поколение.
Итак, 2014 год. С чем он ассоциируется?
Цветущий май - с прекращением водоснабжения в результате повреждения водопроводных путей и насосной станции Карловского водохранилища. Боевые действия на территории станции лишили жителей нашего города воды на долгих 5 месяцев. Родителей, родственников, соседей, жителей всего города беспокоил главный вопрос: «Где взять воду?» По улицам тянулись длинные очереди к машинам с технической водой. Мы с родителями дважды в неделю выезжали за 18 километров от города для того, чтобы набрать питьевой воды из природного источника. Действительно, это было время, когда вода ценилась как самое дорогое сокровище.
Жаркий июнь возникает в памяти активными боевыми действиями в Авдеевке и Карловке. Летом наш городок утопает в зелени, все радуются и наслаждаются красотой улиц, но эхо взрывов, от которых вздрагивала земля, поселило в головах жителей еще один вопрос: «Что дальше?».
А дальше... Окна, заклеенные скотчем, таблицы со схемами всех бомбоубежищ города, угнетение и страх в глазах взрослых. В город вошла военная техника и, не понимая всей беды, дети, подростки, радуясь, фотографировались у этих машин. Тогда подростки еще не совсем понимали, что любая радость под угрозой...
Багряный сентября 2014 года ассоциируется с пополнением почти всех классов 2-3 новыми учениками. Это ребята, которые вместе с родителями вынужденно покинули свои дома из-за военного конфликта на Донбассе.
Школьники нашего заведения, вместе с родителями и учителями, пытаются хоть немного помочь переселенцам. Мы устраиваем благотворительные ярмарки и акции, а продукты, вещи, деньги, вырученные на этих мероприятиях, распределяем среди тех, кто в них нуждается.
А еще в нашей школе теперь регулярно проводят инструктажи, тематические часы, на которых учителя рассказывают о правилах обращения с неизвестными, взрывоопасными веществами, правила безопасности при обстрелах.
В чем же ужас войны? Лично для меня он заключается в том, что ни один человек в любом уголке земного шара, независимо от пола, возраста, рода занятий, вероисповедания, не может чувствовать себя в полной безопасности даже в стенах собственного дома. А дети, которые не понаслышке знают войну, никогда уже ее не забудут. Ночью они, как и раньше, будут видеть дрожащие стекла окон собственных домов, слышать взрывы минометных снарядов.
Какой может быть вывод? Люди должны перестать быть эгоистами. Они должны думать не только о благе для своей семьи, но и заботиться о родном городе и стране, в которой живут. Ведь никому не приходит в голову подорвать гостиную или разрушить кухню в собственном доме.
...Позвонили в дверь. На подоконнике - чашка холодного кофе.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НА ДВЕРИ КВАРТИРЫ В РАЗРУШЕННОМ СНАРЯДАМИ 9-ЭТАЖНОМ ДОМЕ В НОВОЙ АВДЕЕВКЕ. ФОТО ЕЛЕНЫ ЧЕРЕДНИЧЕНКО
Два дня из моей жизни
Родион СКОРОХОД, 16 лет, г. Попасная, Луганская область.
Я никогда не думал, что увижу войну.
Много всего видел и слышал по телевизору, но не думал, что нечто подобное может случиться в моем городе. Когда выходишь со двора своего дома и слышишь очень сильные выстрелы – то стоишь и понимаешь: война достала и тебя тоже... Страх пронзает тело как разряд тока, от макушки до пяток. Выстрел за выстрелом – и ты цепенеешь в ожидании неизвестности: когда и где упадет снаряд. И это самое страшное, потому что предугадать, где и когда он упадет, просто-напросто невозможно.
И дальше – новый страх. Сидишь в подвале, смотришь на маму, всю в слезах, пытаешься как-то ее утешить, в итоге просто понимаешь, что это бесполезно... и все равно продолжаешь это делать. Потом, после множества часов стрельбы, когда обстрелы прекращаются, наконец-то выходишь из подвала, чтобы поесть. В этот момент мимо дома проезжает большая колонна танков, бронированных машин. Она оставляет след не только на асфальте, но и в моей душе, в моих воспоминаниях. Я стою возле дома, вижу всю эту картину, у меня текут слезы, и я спрашиваю у самого себя: почему все это происходит со мной и моей семьей? Размышляя, понимаю, что я ведь не один задаюсь этим вопросом. Понимаю, что я не один такой. И от этой мысли почему-то сразу становится легче, я решаю пойти и лечь спать, думая, что усну, а потом, проснувшись, увижу, что ничего этого уже не будет. Пойму, что все это – лишь страшный сон, что все это мне приснилось, что утром встану и будет тишина, будет мир в Украине, папа пойдет на работу, мама будет хозяйничать по дому, а мы с братом будем ей помогать. И не буду думать о том, что когда пойдем гулять с друзьями, нас снарядом убьет, или осколок попадёт, и я останусь калекой на всю жизнь...
... Подорвавшись рано утром с кровати, я минут пять твержу себе, что это был страшный сон. Но тут же услышал выстрелы. Они были не очень громкими, наверное, стреляли из автомата на блокпосту. И я понял, что это не сон, а реальность.
Тому, кто не был в зоне АТО, не понять эту боль – когда ты теряешь друзей и все, что было тебе дорого. Всем, кто не бывал здесь, где нахожусь я, этого просто не понять... Когда вы слышите об этом, видите по телевизору или читаете в новостях – это всего лишь малая часть того, что происходит здесь. Это все только приближает вас к пониманию этого, но до конца вам не понять всю боль войны.
Хочу сказать, что за столь короткое время своей жизни я повидал больше, чем некоторые взрослые.
... Я рассказал всего лишь о двух днях из моей жизни.
Мир в моем объективе
Мирослава ТРОФИМЧУК, 16 лет, г. Красногоровка, Донецкая область.
Война, зачем ты забрала наше детство? Зачем оно тебе? Неужели ты тоже хочешь стать ребенком - как и мы?
В нашем городе сейчас идет война, страшная, которая уносит жизни, детство, чувства без разбора. У войны нет своих... Наш маленький городок сильно пострадал, но войне, видимо, этого мало. Красногоровка продолжает страдать каждый и каждый день, и, к сожалению, никто так и не может услышать слезы этого беззащитного города...
Меня зовут Мирослава, мне 16 лет, и я живу именно в этом беззащитном городе Красногоровке. Вместе с городом я переживаю его ужасную боль. Но, как и каждый человек, я пыталась отвлечься. Я начала фотографировать. Через объектив я видела совсем другую картинку, и она не менялась в реальности: здания, школы, жилые дома так и оставались разрушенными, но я видела надежду. Надежду на то, что скоро все изменится, в школах снова будет бурлить детский смех, в домах будет закипать чайник для семейного чаепития...
Я много фотографировала, но не могла развиваться дальше, пока в моей жизни не появился... проект «Желтый автобус». Благодаря ему я стала двигаться дальше, и теперь я не только начинающий фотограф, но еще и начинающий кинооператор. Я получила огромный багаж знаний, которым теперь могу сама делиться с другими детьми, которые так же, как и я когда-то, начинают делать первые шаги в кино. Сегодня многими усилиями мы создали в Красногоровке собственный кинокласс «Объектив».
Теперь в моей жизни нет никаких границ - я стала видеть мир совсем другими глазами...
Что я чувствую, когда слышу выстрелы...
Руслан КОРЖ, 14 лет, г. Марьинка, Донецкая область.
В 2014 году в мой город пришла война, которая изменила жизнь многих людей и мою тоже…. Многие люди потеряли дом, работу, и даже своих близких людей.
Я тоже должен был покинуть свой дом, расстаться с близкими друзьями…В самом начале боевых действий я вынужден был скитаться вместе со своей семьей по разным городам и селам в ожидании, пока обстановка хоть чуть-чуть не изменится. Остановились мы в селе Максимильяновка, которое находится недалеко от моего родного города Марьинка. Из новостей я узнавал, что в моем городе выстрелы гремят практически каждый день, и даже есть погибшие люди. Но о том, что происходило в Марьинке, можно было узнать и без новостей в СМИ - в Максимильяновке очень хорошо были слышны звуки этих обстрелов. Мне было страшно даже представить, как реагировали на это люди, как влияло это на их психику. Впрочем, я догадывался об их реакции, основываясь на своей собственной. Когда идешь вечером по улице и очень часто слышишь эти обстрелы, ощущения не из лучших, потому что в душе присутствует страх за тех людей, которые живут в Марьинке, засыпая и просыпаясь под эти звуки.
А особенно болит душа за родных - бабушку и дедушку, которые не захотели покидать родной дом, где они прожили полжизни. Иногда мне самому приходилось ездить в Марьинку во время обстрелов – в основном я чувствовал, как сжимается мое сердце, вызывая дрожь во всем теле и сильные переживания за родных и близких.
Очень хотелось бы пожелать людям, чтобы они никогда не попадали под такие обстрелы, чтобы берегли своих родных и близких, потому что дороже на свете нет никого.
Сюжет об Авдеевке
Марк ЛИХАЧЕВ, 15 лет, София ОСАУЛА, 14 лет, Лера СТОВОЛОСОВА, 15 лет, Лера БАХИРКИНА, 15 лет, г. Авдеевка, Донецкая область.
Прифронтовой город Авдеевка расположен в 13 километрах от Донецка. До войны из Авдеевки в Донецк можно было добраться за 20 минут. Местные жители ездили туда за покупками в супермаркеты и для того, чтобы посетить различные места отдыха, сходить в кинотеатры, поскольку в Авдеевке кинотеатров нет.
Сейчас этот путь занимает пять-девять часов. Но сначала нужно оформить пропуск для проезда в так называемую ДНР. Если ребенок едет с обоими родителями – ему пропуск не нужен. Если с кем-то одним – необходима доверенность от второго родителя, иначе не пропустят на блокпостах. На контрольно-пропускном пункте можно простоять несколько часов – из-за большого скопления людей, а еще потому, что, как правило, работают не все окошки, в которых по базе проверяют пропуска.
Город состоит из двух райнов, которые называются «Старая» и «Новая» часть Авдеевки. В Новой расположен самый большой в Европе Коксо-химический завод, основанный в 1963 году. На заводе работает основная часть жителей города. В прошлом году заводчанам повысили пенсии.
До войны в городе ходили трамваи. Потом снаряды повредили провода и трамваи сняли со всех маршрутов. Война кардинально изменила жизнь Авдеевки. Особенно тяжелыми выдались осень 2014 года и зима 2015-го. Тогда город перенес страшнейшие обстрелы, его жители лишились света, отопления и воды. В магазинах практически не было продуктов – поставщики боялись приезжать в Авдеевку, и горожане выживали только за счет гуманитарной помощи. Школы перестали работать – отпускать из дому детей стало очень опасно, к тому же многие учителя эвакуировались из города. Школьники учились дистанционно – раз в неделю приходили в школу за заданиями, которые выполняли на дому.
Многие дети из-за обстрелов, которые не утихают по сей день, стали страдать нервными заболеваниями, а некоторые получили ранения различной сложности. С детьми работают психологи, но их помощь, к сожалению, далеко не всегда эффективна.
Сегодня в городе работает большинство школ, восстановлены обычный график занятий и внеклассная работа. Проходят различные мероприятия – шевченковские дни, олимпиады, спортивные соревнования. Многие школьники занимаются в музыкальной и танцевальной школах, художественных студиях, спортивных секциях. И хотя орудийные залпы сотрясают воздух практически ежедневно, дети гуляют на улицах, собираются с друзьями в любимых городских местах, иногда засиживаясь до позднего вечера.
Одним словом, дети в Авдеевке – такие же, как и во всей Украине: ходят в школу, слушают музыку, пользуются Википедией, танцуют хип-хоп. С той только разницей, что все это происходит под сопровождение орудийного грохота. Но у детей нет выбора – войны развязывают взрослые, значит, и прекращать войны должны взрослые. Поэтому сегодня дети Авдеевки ждут, когда взрослые отдадут им свой долг.