Напомним, Андреевская церковь — единственное в мире творение Франческо Бартоломео Растрелли, которое до сих пор сохранило аутентичные архитектуру, иконостас и внутреннюю отделку! Этот шедевр гениального архитектора был освящен и открыт для верующих 250 лет тому назад...
Музейщики, научные работники, специалисты по охране памятников культуры и небезразличные киевляне в течение последних лет наблюдают за ремонтно-реставрационными работами, которые проходят в церкви. За свою историю Андреевская реставрировалась многократно: в настоящее время над сохранением этой достопримечательности, принадлежащей Национальному Заповеднику «София Киевская», работают опытные специалисты.
О работе реставраторов рассказала «Дню» старший научный сотрудник Лина ЯНЧЕНКО:
— Холм, на котором стоит церковь, еще в 2007 году был признан остро аварийным, а потому срочно руководством заповедника «София Киевская» приняли меры, чтобы провести работы по его укреплению в комплексе безотлагательных противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ.
Работы проводятся в три этапа — во-первых, укрепление холма, обновление церковной паперти, ремонтно-реставрационные работы стилобата. Напомню, к «Евро 2012» успели это сделать, и церковь как популярный туристический объект открыли для посетителей. Но, к сожалению, финансирование ремонтно-реставрационных работ на этом этапе прекратилось, следовательно с 2012 до 2015 гг. Андреевская церковь работала в обычном режиме — как действующая церковь и музей. Однако проблемы никуда не ушли — нужно было сделать гидроизоляцию лестницы, чтобы не замокали помещения, которые находятся снизу...
В 2015 г. церковь закрыли и начался второй этап внешних работ, над этим заданием работали специалисты Института «УкрНИИпроектреставрация», ООО «Екстер’єр-Будсервіс», ООО ФИРМА «ЭРИДАН». Летом 2017 г. комплексные внешние работы закончили и ко дню Независимости открыли для посещения обзорную площадку Андреевской церкви. А реставрация интерьера церкви длится и до сих пор.
Интересно, что автор проекта Андреевской церкви — архитектор Растрелли — сам никогда не бывал в Украине, строительство церкви он поручил своему одаренному и образованному помощнику Ивану Мичурину, который изучал инженерное дело в Голландии. Мичурин внимательно исследовал холм и состояние грунтов, что позволило удачно заложить фундаменты храма. Существующие грунтовые воды внутри холма были отведены с помощью деревянных труб, так называемых рур, которые шли к специально обустроенным дренажным колодцам и ближайшим городским водопадам. Один из таких водопадов до сих пор является украшением Киева — это известный «Самсон» на Подоле, к которому в свое время вода поступала из Андреевской горы. Части деревянных рур, которые были найдены во время археологических раскопок на Подоле, демонстрируются в настоящий момент в Музее воды. Именно благодаря профессиональной работе Ивана Мичурина, Андреевская Церковь уже четверть века возвышается на холме над Подолом.
Когда специалисты начали исследовать состояние слоя краски на стенах и сводах церкви, поняли — косметическим ремонтом не обойтись! Реставрация коснулась и живописи Андреевской церкви, часть икон из иконостаса была перенесена в мастерские Софийского заповедника. Над реставрацией икон середины XVIII ст. работают художники-реставраторы Дорат Капориков и Леонид Колодницкий, под руководством реставратора Анатолия Остапчука. Летом прошлого года они реставрировали уникальное произведение искусства резьбы времен барокко: Царские врата Андреевской церкви, которые экспонируются на выставке «Вознесенная к небесам» в северном зале Софийского собора (ІІ этаж).
Хотя труд реставраторов является незаметным и «закулисным», он является очень важной работой в деле сохранения шедевров для грядущих поколений. Таким образом, сотрудники по охране памятников и работники музея призывают нас задуматься: что важнее для нашего наследия — оригинальный интерьер периода барокко, который должен храниться в определенных условиях и температурно-влажном режиме, или действующий храм с новой церковной утварью и росписями?
Андреевская церковь по размерам небольшая, и когда горит много свечей, в храме резко повышается температура и влажность, что очень вредно для резного декора и иконописи... что же останется в храме после такой потери? В качестве положительного примера могу привести церковь Св. Юра во Львове, где пользуются электронными свечами (это прекрасное решение, мечта реставраторов и музейных работников). Мы должны сохранить уникальные памятники нашего национального наследия.