Хотя уже сейчас число погибших при пожаре в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в Кемерово достигло 64, и по уверению чинов МЧС, оно уже не должно увеличиться. Самое страшное — это то, что большинство погибших — дети, которых привезли на экскурсию в ТРЦ и фактически заперли в кинозалах. Хотя прошли уже почти сутки с момента начала пожара, огонь еще до конца не потушен, сохраняются отдельные тлеющие очаги пожара, что не позволяет спасателям добраться до одного из кинозалов на четвертом этаже, где, по свидетельству очевидцев, находилось много детей. К сожалению, шансов найти выживших уже нет.
Среди возможных причин пожара называют замыкание электропроводки, детские шалости с огнем и даже умышленный поджог. Первая причина кажется наиболее вероятной, но власти гораздо больше устраивают вторая и третья. Поскольку возгорание началось на четвертом этаже, где расположен детский центр и кинозалы, где в воскресный полдень находились преимущественно дети, один из чиновников, вице-губернатор Кемеровской области Владимир Чернов предположил, что кто-то из ребят с помощью зажигалки поджег поролоновый мячик, которые в изобилии имелись в детском центре, что и спровоцировало пожар. Правда, мальчик должен был быть совсем уж идиотом, да и родители должны были бы напрочь забыть старую мудрость еще советских времен, отраженную на многочисленных плакатах: «Спички (зажигалка) детям не игрушка!».
Версия же с поджогом выглядит абсурдной. Да, в полдень выходного дня в «Зимней вишне» предсказуемо было очень много народу — более тысячи человек. Но если поджог хотели бы устроить террористы, они бы устроили его на первом этаже, чтобы отрезать путь к спасению всем сотрудникам и посетителям ТРЦ. А если бы поджог устраивали конкуренты, то они, наоборот, чтобы минимизировать число жертв, выбрали бы глубокую ночь, когда в «Зимней вишне» нет никого, кроме немногочисленной охраны. Так что версия с коротким замыканием представляется наиболее вероятной, тем более, что некоторые свидетели утверждают, что видели, как загорелась проводка в детском батутном центре. А эта версия сводит всю трагедию ни к злой воле террористов, ни к недобросовестной конкуренции, ни к детской шалости, а, так сказать, к естественным причинам в виде системных ошибок в обеспечении пожарной безопасности в местах массового скопления людей, характерных для всей России.
Власти уже задержали по делу о пожаре 4 человек, в том числе владельцев «Зимней вишни». Впрочем, они вполне могут оказаться подставными лицами. Не приходится сомневаться, что столь лакомый кусок коммерческой недвижимости в центре областного центра нельзя было получить, не будучи тесно связанным с городскими и областными властями. Наверняка в деле присутствует и коррупционная составляющая. Нет сомнений, что и крайне сложная планировка ТРЦ, затрудняющая быструю эвакуацию посетителей в чрезвычайных обстоятельствах, и наличие в элементах отделки «Зимней вишни» большого числа легко воспламеняющихся компонентов, выделяющих при горении ядовитые газы, и несовершенная система оповещения о пожаре и пожаротушения, и закрытые наглухо эвакуационные выходы, превратившие кинозалы в смертельные ловушки, относятся к грубейшим нарушениям правил пожарной безопасности. Как показала одна из свидетельниц, «говорят, что так делают, когда рабочие отходят, двери закрывают, чтобы люди без билета не заходили. Но лично у меня такое было один раз, поэтому утверждать, что вчера были двери закрыты, не имею права». К несчастью, они действительно были заперты, что значительно увеличило число жертв. А сделано это было всего лишь для того, чтобы на сеанс не проникли несколько безбилетных «зайцев»! Цена человеческой жизни оказалась в 200—300 рублей! Но лишь бы только всю вину не возложили на стрелочников — работников киноцентра, закрывших двери кинозала. Проблема гораздо системнее и серьезнее.
Не хочу бросать камень в кемеровского губернатора Амана Тулеева. По некоторым сведениям, он сам в результате пожара потерял свою 11-летнюю родственницу. И в любом случае губернатора нельзя винить. Боюсь, что не в лучшем состоянии находится пожарная безопасность в подавляющем большинстве российских ТРЦ, от Калининграда до Сахалина, не исключая Москвы. Наверняка МЧС неоднократно фиксировала недостатки в системе пожарной безопасности «Зимней вишни», наверняка составлялись протоколы о необходимости их устранения, но потом за взятки контрольные органы закрывали глаза на так и не устраненные недостатки. Ведь для того, чтобы их устранить, надо было, по сути, перестраивать или строить заново ТРЦ, на что могли уйти сотни миллионов, если не миллиарды рублей. Дешевле было платить взятки да грошевые штрафы. Сейчас же, по оценке страховщиков, ущерб от пожара составил не менее 3 млрд рублей.
Власти на местах, не дожидаясь завершения тушения пожара в Кемерово, начинают тотальные проверки ТРЦ и других мест массового скопления людей на предмет соблюдения норм пожарной безопасности. Все то же самое уже было в декабре 2009 года после пожара в пермском ночном клубе «Хромая лошадь», когда погибли 156 человек. Тоже по всей России проверяли ТРЦ, ночные клубы и кино-концертные залы, тоже ужесточали требования к соблюдению правил пожарной безопасности, но все без толку. Оказалось, что большинство помещений, в которых располагаются соответствующие объекты, этим правилам в принципе не соответствуют, поскольку либо расположены в старых зданиях, построенных по старым нормам, либо в новых зданиях, проекты которых требованиям пожарной безопасности не отвечали.
Чтобы устранить эти недостатки по всей стране, нужны были многомиллиардные затраты — на реконструкцию уже имеющихся площадей или покупку новых. Таких средств не было ни в региональных бюджетах, ни у частных инвесторов. Поэтому, после того как посадили владельцев «Хромой лошади» и вороватых пожарных инспекторов, все вернулось на круги своя. По-другому и не могло быть в насквозь коррумпированном и милитаризованном государстве, где миллиарды охотно выделяют на самые фантастические системы вооружений, а не на сохранение жизней граждан, которые ценятся очень дешево.
Весьма показательно, что президент Владимир Путин, как это обычно и бывает в кризисных ситуациях, не спешил выражать свои соболезнования родным и близким погибших и пострадавших. Он сделал это только утром в понедельник, после канцлера Австрии и нескольких других европейских лидеров. И с обращением к народу до сих пор не выступил, и траур не объявил. Что ж, Владимир Владимирович, как известно, любит говорить с народом только о приятном. Например, о новых бомбах и ракетах, способных уничтожить все живое... И федеральные каналы сетку вещания не перестраивали и прямых репортажей с места трагедии не вели. Команды не было!
КОММЕНТАРИЙ
«В Украине нет системы проверок в торговых центрах»
Трагедия в Кемерово заставляет вспомнить и о наших проблемах с пожарной безопасностью
На этой неделе, утром 26 марта, в харьковском «Доме торговли центральном» произошло возгорание. Спасатели эвакуировали 31 человека и быстро потушили пожар. К счастью, никто не пострадал, но так бывают не всегда.
Пожар в торговом центре в Кемерово подталкивает задуматься о том, как бы такая ситуация могла разворачиваться в Украине. Тем более, у нас есть свои трагедии. Например, пожар в одесском лагере «Виктория» в прошлом сентябре, когда погибли трое детей. После таких случаев объявляют масштабные проверки. Правда, их результаты как-то незаметны.
Вскоре в Украине могут упростить государственные строительные нормы, поэтому тема безопасности в общественных учреждениях приобретает актуальность. О ситуации сейчас и ее возможном развитии говорит Виктор ГЛЕБА, независимый эксперт по государственному управлению и градостроению:
— Наши так называемые пожарники борются за то, чтобы упростить государственные строительные нормы. Например, чтобы уменьшить расстояние от пожарноопасных объектов до жилых домов и общественных объектов.
В Украине после трагедии в Одессе, когда сгорели дети, никто не сделал выводы. Думаете, кто-то сделает выводы после Кемерово? У Бориса Гребенщикова есть песня «Человек из Кемерово» — советую всем переслушать, там идет речь о наших рулевых.
Кто сейчас обращает внимание на торговые центры? Там нарушение на нарушении, и Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ открещивается, что не давало разрешений на строительство с отклонениями от ГСН. Давало. Торговые центры имеют индульгенцию от Минрегиона на такие отклонения.
Погибают люди, а выводы не делают. Потому что у нас государство коммерческое, а не социальное. Коммерсанты могут попасть на встречу с премьер-министром Гройсманом, а активисты, эксперты и некоммерческие проектировщики — нет, хотя мы пытались сделать это с сентября прошлого года. Коммерческие архитекторы, которые недавно ходили на встречу с премьером, требуют только упрощения строительных норм в части безопасности, расстояния или количественных показателей.
Десятки уголовных дел открыто против чиновников, которые нарушают ГСН. И счастье, что нет трагедий. Но трагедии происходят, когда их не ожидают.
В торгово-развлекательных центрах нет никакой системы проверок. Что говорить о торговых центрах — у нас общежития кто-то проверяет? На грибки, соответствие санитарным и пожарным нормам. В общежитиях Киева завалены выходы на пожарную лестницу.
Государство у нас утратило контрольные функции. Представитель Государственной архитектурно-строительной инспекции приезжает инспектировать объект. Его не пустили, директора не нашли. Инспектор пишет: «Мы не смогли попасть на строительство, проверка не состоялась». В это время там работает кран, падает с 24-го этажа строитель, разбивается на смерть — стоят полиция, «скорая». И что? Это же коммерческий объект, за все отвечает застройщик. А за что отвечает застройщик в нашей стране? Общество с ограниченной ответственностью в Украине имеет безграничные возможности благодаря экспертным отчетам. В экспертном отчете пишется: все хорошо. Поднимаем документы — полное несоответствие ГСН. Но есть письма Минрегиона, экспертов, что все хорошо.
Что-то случится — все будут показывать бумажки, как с «БРСМ-Нафта» (нефтебаза в Василькове, которая входит в сеть этой компании, загорелась 8 июня 2015 года, пожар продолжался восемь дней, шесть человек погибло. — Ред.). Почему по васильковской трагедии до сих пор не сделаны выводы? Нам о Кемерово нужно читать? Нам своего «БРСМ-Нафта» мало? Сгоревшие пожарники, многомиллионные убытки, экологическая катастрофа на Васильковщине — а в отчете для Минприроды написали, что убытков нет. Люди, которые привели своей бездеятельностью к трагедии, сейчас занимаются сокращением пожарных норм.
Что касается предложений по упрощению норм пожарной безопасности. Расстояние от многотопливной заправки сейчас составляет 50 метров, потому что взрыв контейнера с топливом имеет купол взрыва, радиус разлета осколков, 50 метров. Пожарники предлагают уменьшить расстояние до 15 метров, потому что на расстоянии далее 15 метров нет самовозгорания. Пламя есть, но оконные стекла не горят. Только плавятся. А в терминологии так называемых пожарников это не несет никакой опасности.
Мария ПРОКОПЕНКО, «День»