Известный американский театровед Оскар Брокетт говорил: «Театр — очень сложный институт, поскольку он включает в себя написание пьесы, режиссуру, игру, костюмы и бутафорию, грим, сценографию, освещение, архитектуру театра, механизмы сцены, специальные эффекты, менеджмент, зрительскую аудиторию и критику». Без каждого из этих элементов этот институт будет неполноценным.
А теперь посмотрим на гипотетическую сцену, где в обшарпанный автомобильчик втискивается с реквизитом, костюмами, текстами, фонарями, чемоданами и другой мелочью множество народа. Их подталкивает, глядя время от времени в свой планшет и определяя лучшие места, человек (назовем его Летописцем). Параллельно с этим бригада мастеров прилаживает новые колеса на авто.
Как вы поняли: и автомобильчик, и люди, и их багаж — все это наш украинский реформированный театр. С контрактной системой, которая узаконила определенные взаимоотношения между театром и художественным составом. И дала возможность оспаривать нарушения со стороны театра в судах. Правда, и до сих пор не реформированных. Еще дала возможность не продлевать контракт с артистами, которые долгое время мало играют или в немолодом возрасте. Чтобы на их место пришли молодые. Правда, выпускники театральных вузов не очень спешат покинуть города, где учились — Киев, Харьков, Днипро, часто идут на все, чтобы в них остаться (а приглашать способных исполнителей из самодеятельности сейчас достаточно сложно). Потому что государство не сделало того, что от него ожидали с первых дней независимости: создания в поселках и городах такой же инфраструктуры, какая в мегаполисах. Где есть дополнительный заработок (потому что маленькие зарплаты просто формально «реформировали» в контракты).
Согласно театральной реформе совмещение одним человеком должностей директора и художественного руководителя сделано для того, чтобы управление было из одного центра. Правда, для этого нужно, чтобы совместитель был универсальным человеком (честным и справедливым, чтобы его субъективность не доминировала над объективностью), который одинаково хорошо понимает в административно-хозяйственной, финансовой деятельности и творческой тоже... Да и сама система отбора таких руководителей (как и главных режиссеров) не всегда достаточно прозрачна, да еще зависит от утверждения на сессиях местных советов (где депутаты часто не в теме этого вопроса).
Еще много чего можно вспомнить (хотя есть риски): и о том, что в реформированном театре остались из прошлого разные обязательные планы по зрителям, количеству спектаклей, финансам; и что осталось понятие театрального заведения как «коммунального предприятия»; и что на разнообразных фестивалях и обзорах в жюри десятилетиями находятся одни и те же люди; и что критика, при быстром реагировании на увиденное, бывает поверхностной; и что в культурной политике государства обязательным должен был бы быть план реконструкции театральных зданий и построения новых; и что должен был бы быть предусмотрен индивидуальный подход реформирования театров разного вида, потому что не все они находятся в одинаковых условиях; и о закрытии единственного профессионального журнала «Украинский театр» после 100 лет его существования (в настоящий момент НСТД Украины ищет пути, как реанимировать это издание); и о том, что, к сожалению, и после реформы в украинском театре не появился спектакль, который мог бы объездить и покорить весь мир (в котором отношение к нашему театру не из лучших).
А на обшарпанном авто новые колеса поставили, и пассажиры заняли свои места, и водитель сел за руль, и Летописец записал событие для истории. Но машина с места не сдвинулась — потому что не имела двигателя. Потому что реформировать нужно все и желательно быстро и сразу (чтобы обязательно видеть улучшение). И те элементы, из которых, по Оскару Брокетту, состоит театр. И всю страну в целом.