14 апреля мир, проснувшись утром, получил очень тревожную новость: США, Великобритания и Франция нанесли ракетный удар по Сирии. Этот шаг предсказывали многие эксперты, и особенно реальным он стал после личного тематического поста Дональда Трампа в соцсети. То, что произошло, - уже свершившийся исторический факт. Однако до сих пор осталось много вопросов без ответов: почему нанесен удар, пока нет выводов Организации по запрещению химического оружия о возможной химатаке? Как отдельные государства, не имея решения Совбеза ООН, позволили себе подобные действия? И вообще, какие же это будет иметь последствия для ближневосточного региона и международной системы?
Сирийский внутренний конфликт, связанный с противостоянием правящего режима и оппозиции, затянулся на годы. За это время погибло около семисот тысяч сирийцев, еще больше получили ранения и стали беженцами. Состоялось немало круглых столов, переговоров. К решению конфликта постепенно присоединились международные организации и иностранные государства. Ситуацию в стране значительно ухудшала деятельность ИГИЛ, против которого борьбу вели как сирийская армия, так и международное сообщество. Кульминацией этого противостояния стало введение российских военных сил по приглашению президента САР Башара Асада для противостояния террористам.
Недавняя ситуация в Сирии была еще далека от идеальной, но ИГИЛ практически полностью был зачищен, беженцы начали возвращаться в свои дома в освобожденных районах, в церквях снова начались литургии без страха быть подорванными или зарезанными радикалами. Асад фактически примерил на себя венец триумфатора, а многие эксперты намекали, что России удалось закрепиться в Сирии и доказать миру свою военную мощь. К этому добавились еще и недавние сообщения американского президента Д. Трампа о планах по выводу американских сил из страны. Стоит заметить, что недавние встречи в Астане наглядно продемонстрировали, что судьбу Сирии решают между собой Россия, Иран и Турция (которая также имеет в САР свои интересы, связанные с курдами). А где же Запад?
В общественном мнении начали формироваться убеждения о слабости западных позиций в данном конфликте и вседозволенности режима при поддержке России и Ирана. Ситуацию «подогрела» по совпадению и проблема отравления семьи Скрипалей в Великобритании, обвинившей Россию в применении химического средства «Новичок» против этих людей. И хотя общественность так и не получила достоверных доказательств о применении «Новичка», резонанс в обществе уже состоялся. И вот, в условиях событий в сирийской Восточной Гуте, которые уже назвали химической атакой, три западных государства по указанию своих лидеров (Д. Трампа, Т. Мэй и Э. Макрона), не дожидаясь решений Совбеза ООН или хотя бы выводов экспертов ОЗХО, прибегают к бомбардировке Сирии. Интересно, что именно в субботу (14 апреля) вышеупомянутые эксперты должны были начать свою работу в Гуте по исследованию химических веществ, которые предположительно были применены. Однако их не дождались и в ночь на субботу атака на САР «союзом трех» была осуществлена. Постфактум президент США Д. Трамп проинформировал Конгресс США о действиях американских военных в Сирии, ссылаясь на свои конституционные полномочия как главы государства. Однако в «крепчайшей демократии», как часто называют США, подобное нивелирование роли парламента - беспрецедентно и может иметь для самого Трампа длительные политические (если не юридические) последствия.
Согласно сообщениям генштаба САР, британские, американские и французские самолеты нанесли удары приблизительно 110 ракетами по объектам Сирии в ночь на 14 апреля в 3:55 по местному времени. Более 70 ракет были уничтожены. Погибших, к счастью, нет. Есть несколько раненых и ущерб нанесен преимущественно имущественный. Минобороны России сразу же сообщило, что ни одна из ракет, выпущенных западной коалицией, не входила в зону ответственности ПВО России в Тартусе и Хмеймиме и все ракеты, которые были сбиты, - уничтожены исключительно ПВО Сирии, которые были закуплены еще во времена СССР.
Интересно, что ранее Д. Трамп в Твиттере угрожал, что «прилетят новые и «смарт» ракеты». Что же это на самом деле прилетело? Или же ракеты не были слишком «новыми и «смарт», если большинство из них способны отбить даже устаревшие советские системы ПВО, или сирийская армия все-таки имела современную военную иностранную поддержку (в стиле «их там нет»).
Итак, рассмотрим подробнее наше первое предположение: удар по силам Сирии, где якобы производили химическое оружие, был настолько «аккуратный», что и «обиженных» не осталось: жертв практически нет, имущественный ущерб - несущественный. Россия и Иран осудили действия коалиции, но как-то «вяло». Это нас наводит на гипотезу, что удар был нанесен западными партнерами по некоторым предварительным договоренностям с Россией и самой Сирией для «сохранения лица»: Т. Мэй будто бы «дала сдачи» за «Новичка»; Д. Трамп пообещал «ответ» в Твиттере - так должен выполнять свое обещание. А Франция не могла оставаться в стороне от событий в Сирии, ведь это - ее бывшая колония и французские влияния там традиционно сильны.
Если же имел место второй вариант нашего вышеупомянутого предположения и Сирия на самом деле сбила подавляющее большинство ракет, скажем, не совсем одна - то сирийские иностранные друзья здесь не просто «сыграли мышцами», а на практике доказали свою военную мощь, что надолго может охладить пыл «союза трех».
Что же мы получили в итоге? В принципе, ничего нового: опять на сирийском поле сошлись в противостоянии несирийские игроки. На режим Асада это никак не повлияет, скорее всего придаст ему поддержку у местного населения, для которого он предстал в образе сильного лидера, который защищает свой народ от «колонизаторов». Между тем Россия заявила, что отныне рассматривает возможность поставки современного вооружения Сирии и даже некоторым другим регионам (от чего отказывалась ранее по просьбе западных партнеров). Таким образом, правящий режим вновь получил дополнительные шансы на свое усиление.
Для западной коалиции данная операция, правда, дает основания расширить формат и войти на правах партнера в переговорный процесс с Россией, Ираном и Турцией и влиять на дальнейшую судьбу Сирии. Однако особенно ли заинтересован сам Д. Трамп в длительном военном присутствии в САР? Не забывайте, что его предвыборная программа базировалась на идее усиления экономики США и внутренних вопросах, а не укреплении позиций «мирового жандарма», каким считают США в последние три десятилетия. В своем интервью, распространенном в «Евроньюс» 16 апреля, французский президент Э. Макрон заявил, что накануне бомбардировок он смог убедить Трампа не выводить американские войска из Сирии. Но надолго ли? Пока на этот вопрос опять же нет ответа.
Многие государства, включая Украину, поддержали действия «союза трех» в Сирии. Однако подобная атака на суверенное государство не может расцениваться однозначно. Не вдаваясь в акценты о действенности международных организаций, создании опасных прецедентов для независимых стран в XXI веке и т.п., считаем нужным привести цитату министра иностранных дел Италии из его интервью газете Corrierre della Sera: "Сейчас открываются новые возможности для переговорного процесса в Женеве во главе со спецпосланником по Сирии Стаффаном де Мистурой. Мы признаем результаты, достигнутые в Астане. Даже если режим прекращения огня в последнее время ослаб, но решение может быть достигнуто только в ООН. Следует использовать шок от действий президента Трампа, чтобы придать импульс переговорному процессу». Значит, шок?
В итоге сирийского конфликта, с его многочисленными кровавыми ранами, так и хочется спросить: сколько еще это будет продолжаться? А где ты, мир, был тогда, когда все это начиналось, когда убивали демонстрантов, когда распоясался ИГИЛ, когда сотнями тысяч сирийцы бежали из собственных домов? Почему лидеры мощных государств четыре года назад ограничивались «глубокой озабоченностью» и дипломатическими призывами к сдержанности сторон? И у них наступает «шок» только сейчас?
И почему именно сейчас, когда на сирийской земле начинает немного затихать пламя войны, надо снова его разжигать с новой силой? Почему «сильные мира сего» меряются силами на чужой земле, подвергая сирийский народ бесконечному страданию? Или нужны еще миллион-два сирийских эмигрантов в Европу?
Мир, тебе недостаточно?