Юрий Речинский родился в 1986 году. Учился в Киевском политехническом институте, затем поступил в КНУКТиТ им. И. Карпенко-Карого, но через полгода оставил учебу. Его первый фильм «Больныесукалюди» (2013) — документальная драма о беспризорных наркоманах — получил награды на фестивалях в Канаде, Франции, Великобритании, Польше, Австрии.
Мировая премьера полнометражного игрового дебюта Речинского «Январь — март» (международное название — «Ugly», что означает «Урод» или «Уродливые», «Срашные», совместное производство Украины и Австрии) состоялась на прошлогоднем Роттердамском фестивале, известном своим вниманием к новаторскому и экспериментальному кино. Фильм участвовал в конкурсе полнометражных дебютов Bright Future («Светлое будущее»).
«Январь — март» снимался в 2014—2015 гг. в Кривом Роге и в Вене. Украинскому режиссеру существенно помог именитый коллега — австриец Ульрих Зайдль (см. интервью в «Дне» №140, 2013 г.), известный, в частности, драмами «Собачья жара» и «Импорт/Экспорт», трилогией «Рай», блестящими документальными работами — его компания Ulrich Zeidl Filmproduktion выступила сопроизводителем «Ugly». Операторы «Января — марта» — номинанты прошлогоднего «Оскара» Вольфганг Талер (снимал «Рай», «Импорт/Экспорт») и его сын Себастьян Талер, а одну из главных женских ролей сыграла звезда фильмов Зайдля «Вера» и «Собачья жара», известная европейская актриса Мария Гофштеттер.
Остальные роли исполнили Ангела Грегович (Сербия), Дмитрий Богдан (Россия), Лариса Руснак, Влад Троицкий, Валерий Бассель (Украина) и Раймунд Валлиш (Австрия). Оригинальную музыку написал композитор Антон Байбаков («Украинские шерифы», «Евромайдан. Черновой монтаж», «Магазин певчих птиц», «Больныесукалюди»).
«Январь — март» составляют два параллельные сюжеты. В Украине молодая пара попадает в автомобильную аварию. Молодой герой по имени Юрий (Дмитрий Богдан) вынужден проводить время в больнице в Кривом Роге возле своей жены, австрийки Ханны (Ангела Грегович), которая выздоравливает тяжело и медленно. В то же время в Вене мать Ханны, Марта (Мария Гофштеттер) постепенно погружается в разрушение личности, вызванное болезнью Альцгеймера.
Слабые места фильма типичны для дебюта — это изъяны драматургии. Украинская часть слишком фрагментирована, актерам иногда не хватает мотивации и органичности, от всей истории в целом остается чувство незавершенности. Но и криворожские, и венские сцены сняты просто завораживающе. Вольфганг и Себастьян Талеры получили приз на фестивале Diagonale (Австрия) за эту работу.
Австрийский сюжет создавался позже, в нем чувствуются обретенный опыт и более уверенная рука режиссера — все в порядке и с диалогами, и с развитием персонажей. Сильнейшее впечатление, конечно — от работы Марии Гофштеттер. В роли растерянного человека, на которого надвигается забвение самой себя (собственно, один из первых признаков — она не может вспомнить, как называется месяц февраль, отсюда и украинское название картины), она болезненно убедительна.
Название «Ugly» — это знак общности неблагополучия. Уродом считает себя Юрий, который утверждает, что разучился чувствовать. Уродство болезни истощает Ханну, Марту и их мужей. Но все же надежда в этой истории есть, любовь и сочувствие пробиваются сквозь боль и безжалостный ветер, который прокатывается по полю сухого камыша (сквозной образ фильма).
Поэтому, при всех противоречиях, «Январь — март» — безусловно, один из наиболее ярких украинских дебютов этого года.