Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Семейные сцены и семейные ценности

В «Новом украинском театре» состоялась премьера спектакля «Методы воспитания малых засранцев»
19 апреля, 2018 - 10:40
ФОТО ИЛЬИ БЕЛА

Это постановка по пьесе молодого 25-летнего драматурга Марины Смилянец. Совершенно жизненная история, рассказанная на очень простом, ясном языке, что еще больше придает спектаклю (режиссер Лариса Семирозуменко) драматичности, щемящей близости, трогательности каждому, кто сидит в маленьком уютном театральном зале.

Спектакль, как и пьеса, весьма симптоматичны  в театральном пространстве Киева, в котором малые, камерные театры и сцены начинают занимать едва ли не главные позиции со своими резонансными проектами, экспериментами, поисками и воплощением новейшей современной украинской драматургии с совсем молодыми режиссерами и актерами. «Папа, ты меня любил?» и «КатяКостяМамаЧай» в «Золотых воротах», «Это все — она» в Молодом театре, собственно, еще одна пьеса М. Смилянец «Кефир, зефир и кашемир» также поставлена в «Новом украинском театре». Такие  спектакли о «семейных ценностях», которые переворачивают душу и в финале, как правило, заставляют смахнуть слезу, — весьма востребованы и публикой, и театрами, которые очень чутко улавливают этот запрос.

Собственно, это те темы, о которых получается обычно очень красивое европейское фестивальное кино. Вечные темы, пронзительное звучание, истории якобы ни о чем и обо всем, о микрокосмосе маленького человека и космичности жизни и отношений, где невозможно сфальшивить. То, о чем сегодня  в украинской действительности на фоне войны, утрат, кризиса человеческой душевности и сердечности думают все больше порядочных людей или тех, кто еще не превратился в циничную биомассу потребителей. Собственно, и спектакль «Методы воспитания малых засранцев» побудил к выводу, что современных творческих 25-летних волнуют совсем непростые темы о жизни и смерти, семье и одиночестве, своих-чужих, любви-нелюбви в очень взрослом, даже трагическом контексте.

Интересно, ведь в этом театре драматург Марина Смилянец выросла и стала той, кем стала. Теперь это уже серьезный, взрослый и очень правильный с точки зрения продвижения современной украинской драматургии альянс. Здесь идут и детские пьесы Марины, и все рекорды по аншлагам бьет спектакль «Кефир, зефир и кашемир» по пьесе «Бьютифул лайф», которую поставила такая же, как и Марина — юная и талантливая Полина Кино.

Кстати, здесь скрыт еще один важный нюанс: унаследование тех «семейных ценностей», о которых вышеназванные спектакли. Полина Кино — дочь художественного руководителя и основателя НУТа — Виталия Кино. Марина Смилянец училась в колледже «Театра и кино» в мастерской В. Кино. В новой премьере театра дебютировал брат Полины — Даниил. Ему 18 лет, но он, как Полина и Марина, еще явно удивит, потому что первая его большая взрослая роль дала понять, что растет тонкий, вдумчивый, сложной душевной  организации актер. Наряду с ним его более опытные и ловкие партнеры, немножко старше его — Егор Снигир, Владислав Сведенюк и Юлиана Евстафиева — ученики Виталия Кино. То есть театральная семья. Можно сказать, целая династия по крови и по мировоззрению, по отношению и любви к Театру. Ведь все спектакли, которые пришлось видеть в этом театре, — очень честные. И актеры, которые их играют, иногда, возможно, не совсем совершенно с точки зрения «большой» сцены, тоже честные, открытые, немножко наивные, но настоящие. Зритель это чувствует и каждый вечер заполняет зал. Потому что  ему нужна эта наивность, исповедальность, участие, что и дает камерная сцена и именно такой, авторский  театр.

А что же сам художественный руководитель, который поразил в этом спектакле, сыграв старого пса Кубика? Кино считает, что «доигрался» уже до пса, а я считаю, что прорепетировал Фирса. А Фирса, как известно, обычно играют великие артисты. Вообще Кубик — клевый символ, замечательная роль и образ. Он цемент и основа спектакля. Роль, с которой можно писать портрет актера. А причем же тут пес Кубик?  Он должен быть у каждого. Классно, что он есть теперь у этого театра-дома, театра-семьи, есть в жизни этих трех братьев, о которых и не только спектакль, что он должен быть у каждого из нас или в каждом из нас...

Итак, маленький театр сделал большую серьезную вещь, и я, в нарушение всех законов жанра блиц-рецензии, советую сходить в этот театр-дом «на засранцев» или «на Кубика», а лучше — всей семьей, ведь это — семейные сцены и о семейных ценностях.

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ