«День» поздравляет прекрасного режиссера, художественного руководителя мастерской «Сузір’я», главу Киевского отделения Национального союза театральных деятелей Украины , а еще друга и автора нашей газеты со знаковыми событиями.
Алексей Павлович — человек творческий и креативный. Напомним, что «Сузір’я» начиналось, как антрепризный театр, где выступали преимущественно звезды, но сегодня эта сцена стала «кузницей талантов», где свои творческие эксперименты показывают не только мастера, но и талантливая молодежь. Кстати, именно здесь дарили свой талант такие известные мастера, как Богдан Ступка, Ада Роговцева, Николай Рушковский, Надежда Батурина, Лариса Кадочникова, Раиса Недашкивская, Степан Олексенко, Лариса Кадырова, Людмила Лымарь и другие. В репертуаре театра классические и современные постановки, а каждый вечер аншлаги на основной и микросцене.
Алексей Кужельный является вдохновителем и инициатором проекта «Нет провинции в культуре», который на сцене «Сузір’я» предоставляет возможность разным профессиональным театрам Украины показывать свои резонансные и экспериментальные постановки. Поэтому мы решили предоставить слово его коллегам, товарищам и любителям театрального искусства, которые рассказывают о художнике.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
«НАШ «РОМАН» ДЛИТСЯ УЖЕ ТРИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ»
Ада РОГОВЦЕВА, актриса театра «Сузір’я» и Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра:
— В 1988 году Алексей Павлович сделал большой подарок мне, Николаю Рушковскому и всем участникам пректакля «Насмешливое мое счастье» (сценический роман в письмах — пьеса Леонида Малюгина по письмам Антона Павловича Чехова в постановке М.Резниковича. — Т.П.), предложив играть этот спектакль в «Сузір’ї», потому что после 18 лет аншлагов его сняли из репертуара Русской драмы. Это была в другом формате, камерная, проницательная версия, которая органично вписалась в стильный интерьер этого исторического здания.
У меня большая нежность к временам, когда «Сузір’я» только начинало работать, как первый в нашей стране ангажементный театр. Я очень люблю дом, который «построил» радушный А.Кужельный. Наш «роман» длится уже три десятилетия.
На сцене «Сузір’я» родились постановки «Будьте как дома» и «Похоже на счастье», которые мы теперь показываем по разным городам Украины, выступая на больших площадках. Нужно отметить, что актеры, режиссеры, сценографы, композиторы с большим удовольствием идут работать в «Сузір’я». Здесь становятся звездами, как, например, Ахтем Сейтаблаев (мой партнер в спектакле «Будьте как дома»). Он пришел как известный киевский актер, а сейчас это звезда №1 в Украине. То есть «Сузір’я» взращивает таланты. Для художников здесь серьезное испытание сценой, потому что когда потом спектакль расширяет свой театральный плацдарм, то он уже очень крепкий и после камерного «Сузір’я» легко играть на любой площадке — в несколькотысячных залах, домах культуры, перед бойцами АТО или в импровизированном помещении...
«Похоже на счастье» тоже родилось здесь (играем вместе со Светланой Орличенко). Спектакль очень тепло воспринимает публика, не только в Киеве, но и когда мы его показываем на гастролях по стране.
Огромная благодарность Алексею Павловичу, который всегда идет навстречу, поддерживая разные творческие проекты.
У меня был очень тяжелый «юбилейный год» (75-летие. — Т.П.). Из-за смерти сына Кости и траура я не хотела широкого празднования, но Кужельный сказал, что эту дату нельзя пропускать, и предложил в «Сузір’ї» сделать презентацию моей книги «Свидетельство о жизни». После того теплого вечера документальный спектакль под таким же названием родился в этих очень дорогих для меня стенах.
Кстати, в начале марта тоже в «Сузір’ї» была представлена новая автобиографичная книга («Прості речі: вісім розмов с Адою Роговцевою» — это интервью с актрисой, которые записывали на протяжении двух лет филолог Татьяна Терен и театровед Анна Липкивская. — Т.П.). Вышел очень симпатичный вечер под «аккомпанемент» театральных голосов, который потом на «бис» мы повторили уже в Доме кино.
«ДАЖЕ В ЛОСКУТКЕ ТКАНИ МОЖЕТ НАЙТИ КАКОЙ-ТО ОБРАЗ»
Игорь СЛАВИНСКИЙ, педагог, актер, режиссер Театра на Подоле:
— Впервые я увидел Алексея Павловича, еще когда был студентом Театрального института. Моим однокурсником был Игорь Афанасьев, который учился с Кужельным в школе, и с 1971 года мы начали втроем дружить и до сих пор дружим. Никогда не конфликтовали, всегда находили общий язык.
«Сузір’я» притягивает теплой аурой, которую создали Алексей Павлович и его театральная команда. На этой сцене я сделал немало постановок, так как Кужельный дает возможность реализовывать разные проекты. Если что-то ему не нравилось, то откровенно об этом говорит. Он «держит руку на пульсе» не только в «Сузір’ї», но и как глава Киевского отделения НСТД. Он хороший менеджер, хорошие идеи выдает, а еще умеет их реализовывать. Кужельный мыслит неординарно. Он никогда не прессует художников. Свои замечания или опасения высказывает тет-а-тет. С ним уютно работать. Если видит, что ты буксуешь, то придет на помощь, подскажет, но никогда не топчет самолюбие человека. Знаете, в «Сузір’ї» уже 18 лет с аншлагами идет мой спектакль «В Барабанном переулке», в основу композиции легли песни знаменитого барда Булата Окуджавы, а действие происходит на вокзале под живой аккомпанемент пианино. Главные роли потрясающе исполняют Сергей Мельник и Ирина Калашникова. Эти актеры приехали из Вологды, и этот спектакль стал их возвращением на киевскую сцену. Среди новинок — «У Черного моря» — по произведения М.Жванецкого. Этот спектакль возродился после того, как мы ушли из Театра «Актер», и приобрел новые краски.
Сейчас мы вместе с Алексеем Павловичем ведем курс режиссуры для заочников в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. Если говорить о режиссерском почерке Кужельного, то он любит яркую форму и даже в лоскутке ткани может найти какой-то образ. Эта неординарность завораживает.
Я поражен, как потрясающе он поставил моноспектакль на микросцене «Новеченто (1900-й)» современного итальянского писателя Алессандро Барикко — увлекательная история о музыканте, который всю жизнь провел на корабле, ни разу не ступив на берег! В этом спектакле Кужельный интересно раскрыл молодого актера Стаса Мельника. А какая психологически-поэтическая его постановка и замечательная сценография «Прекрасный зверь в сердце» по Николаю Винграновскому, где Евгений Нищук играет, словно на разрыв аорты. Какая оригинальная форма подачи этого сложного материала, и я не знаю другого режиссера, кто бы смог так убедительно поставить такой философский текст о жизни, вдохновении, поэтическом даре.
Сегодня «Сузір’я» — это театр мастеров родных школ и возраста. Алексей Павлович не боится трудностей, которые его закаляют.
«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ФОНТАНИРУЕТ ИДЕЯМИ, ВНОСЯ ИХ ДАЖЕ В БЫТОВУЮ ЖИЗНЬ, СТРЕМЯСЬ ПРИДАТЬ ПРАЗДНИЧНОСТЬ — БУДНИЧНОСТИ»
Евгений НИЩУК, актер, министр Министерства культуры Украины:
— Среди плеяды театральных деятелей — режиссеров, педагогов, менеджеров театра — Алексей Павлович Кужельный выделяется особенно — естественностью театрала-эстета, театрала-интеллигента, театрала с большим вкусом. Это очень ценно для искусства, для воспитания молодежи, это те черты, которые являются неподдельными и сегодня встречаются не так часто, как хотелось бы, которые иногда теряются в театральных интригах, или в жестокости современного мира.
Я хорошо помню время, когда Алексей Павлович был одним из моих преподавателей в театральном институте Карпенко-Карого, мастерской Валентины Зимней. Он всегда брал в работу чрезвычайно интересный, самобытный материал, говорил нам не только о сугубо роли, но и об обстоятельствах, в которых существует тот или иной персонаж, об эпохе, в которой он жил, о его культуре. Культуре его поведения, которая творит этот весь мир.
Это мне очень запомнилось. Каждый из нас учился проживать роль, чувствовать ее полностью, чтобы так же живо донести эту историю до зрителя, донести жизненные уроки языком искусства.
В дальнейшем это продолжилось и в его режиссерских постановках, к которым я имел честь приобщиться. В каждом произведении затрагиваются очень тонкие струны, символизм совмещается с острой реальностью.
Его фигура кому-то может казаться странноватой, возможно, для кого-то он — «белая ворона», но, как по мне, он умышленно вносит в такой жестокий и реалистичный художественный мир именно театральную форму — форму красоты. Так вроде бы возвышая театральную душу над реальностью.
Алексей Кужельный — человек, который всегда фонтанирует креативными идеями, внося их даже в бытовую жизнь, стремясь придать праздничность — будничности. Он для меня — вдохновитель, учитель, друг.
Я знаю, что Алексей Павлович очень любит, когда позволяет время, путешествовать и познавать мир вокруг, открывать для себя интересное и неизведанное, поэтому я желаю, чтобы у него всегда были силы и возможности видеть что-то новое, то, что он обязательно сублимирует и вынесет в такой тонкий и глубокий, красивый и временами жестокий мир искусства.
«МОЙ ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ»
Остап СТУПКА, актер Национального театра им. И.Франко:
— Алексей Павлович мой первый учитель. Я учился в восьмом классе, когда к нам в школу пришли набирать детей в Театральную студию детского и юношеского творчества. Нас пригласили на прослушивание в Студию на ул. Чкалова (сейчас ул. Гончара) — небольшое помещение. После отбора начались занятия с Алексеем Павловичем. Он запомнился худеньким мужчиной, одетым в красивый вельветовый костюм-тройку. Потом мы переехали во Дворец пионеров. Очень интересно проходили репетиции. Мы играли не только сказки, но и ставили серьезные пьесы, даже ездили с этим постановками на гастроли.
А история мастерской «Сузір’я» началась 24 мая 1989 года со спектакля Кужельного «Сад божественных песен» Валерия Шевчука по произведениям Григория Сковороды (сценография — Владимира Карашевского). Главную роль Сковороды играл Богдан Сильвестрович (Ступка), а я и Жанна Калантай Детей его сновидений. Потом, когда Жанна уехала в Германию, моей партнершей стала Инна Капинос. Именно этот спектакль стал первым в афише вновь созданного театра-мастерской.
Сцена «Сузір’я» имеет свою особую ауру, а театр свою публику и атмосферу. Кажется, только вчера впервые открыли двери, а сейчас уже будем отмечать юбилей — три десятилетия основание «Сузір’я». Я желаю Алексею Павловичу здоровья на многие лета, творческих успехов, и чтобы вокруг него всегда было много любящих людей!
«СЕЙЧАС ЭТО КАЖЕТСЯ СТРАННЫМ, НО НИКТО, КРОМЕ КУЖЕЛЬНОГО, НЕ ВИДЕЛ В ПОМЕЩЕНИИ (УЛ. ЯРОСЛАВОВ ВАЛ, 14-Б) ПЕРСПЕКТИВЫ!»
Ирина КАЛАШНИКОВА, актриса театра «Сузір’я»:
— Я познакомилась с Алексеем Павловичем еще в Театре эстрады. В то время он возглавил этот коллектив, но мы не успели поработать вместе. И вот прошло время, мы с мужем (Сергеем Мельником) вернулись в Киев, узнали, что Кужельный создал первый украинский ангажементный театр-мастерскую. Предложили ему несколько идей. Они понравились, и так начался наш творческий путь под флагом «Сузір’я». Алексей Павлович — уникальная личность! Знаете, сегодня это кажется странным, но никто, кроме Кужельного, не видел в помещении (ул. Ярославов Вал, 14-б) перспективы! У него есть очень ценное качество — предчувствие возможного.
Он умеет вбирать в себя немало интересного, трансформируя в оригинальные идеи, собирать вокруг себя неординарных людей. Хотя «Сузір’я» начиналось со спектаклей, где играли звезды, но постепенно здесь заработала площадка для творческих экспериментов, и Алексей Павлович дал зеленый свет молодежи заявить о себе в полный голос. Театр постепенно меняется, и именно на этой сцене начали сиять новые звезды. Я удивляюсь, как у Кужельного хватает времени на творчество, педагогическую и административную деятельность. Часто он идет на риск, но это только на пользу делу. Он дает каждому артисту, режиссеру, сценографу шанс проявить себя. Другое дело, что кто-то останется в «Сузір’ї» на долгие годы, а кто-то ищет что-то другое.
«ОН ХОЧЕТ УНИЧТОЖИТЬ ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРНАЯ ПРОВИНЦИЯ»
Алла ПОДЛУЖНАЯ, театровед:
— Режиссер Алексей Кужельный — мастер особого креативного вымысла. Во всем, за что он берется, будь-то спектакль, какая-то творческая импреза, художественный праздник, фестиваль, даже обычное поздравление театральных коллективов или коллег, он хочет яркой оригинальности, всегда отходит от стандартов и замусоленных штампов. С банальностью Алексей Павлович борется с творческим юмором, легко и непринужденно, каждый раз удивляя всплесками своей фантазии.
С такой же оригинальностью, по принципам которой он живет, Кужельный придумал, выстроил и держит тридцать лет свой авторский творческий проект — мастерскую театрального искусства «Сузір’я». Он сделал благородный и щедрый подарок артистам, режиссерам, драматургам, сценографам, композиторам, балетмейстерам, которые получили площадку для своих проектов, самовыражения. Этот центр творчества в центре Киева превратился в теплый и уютный дом, где могут встретиться, посмотреть работы друг друга, пообщаться многие киевские художники. А теперь уже и не только киевские, потому что благодаря своей очередной творческой идее Алексей Кужельный открыл двери «Сузір’я» для театров из других украинских городов в желании уничтожить понятие «культурная провинция». Поэтому «Сузір’я» в лице директора и вдохновителя, генератора новых идей делает самое главное и неожиданное — объединяет художников и доказывает, что при желании места в маленьком «Сузір’ї» хватит для всех. И в его микрокосмосе будет продолжать жить вселенная театра.
«АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ УМЕЕТ РАЗГЛЯДЕТЬ ИНТЕРЕСНОЕ И НЕОРДИНАРНОЕ»
Александра ЛЮТАЯ, актриса Львовского национального театра им. М.Заньковецкой:
— Большая благодарность Алексею Павловичу за то, что именно спектакль нашего театра имел честь открыть творческий проект «Нет провинции в культуре». Три года назад спектаклем «Огни» мы вместе с коллегами: Тарасом Жирковым и Юрием Чековым дали новую сценическую жизнь этой тонкой психологической постановке замечательного режиссера Аллы Бабенко. Это размышления о смысле жизни, любви, верности, измене и безразличии.
После огромного успеха на Чеховском театральном фестивале в Мелихово — усадьбе Антона Павловича руководитель «Сузір’я» предложил нам раз в месяц играть «Огни» в Киеве. Эта постановка объединила три театра — «Сузір’я», Национальный театр им. И.Франко и Национальный театр им. М.Заньковецкой. Зрители очень тепло воспринимают спектакль.
Надо отметить, что Алексей Павлович умеет разглядеть интересное и неординарное. Благодаря Кужельному 26 апреля на сцене «Сузір’я» состоится показ еще одной сценической работы Аллы Григорьевны по пьесе современного драматурга Романа Горака — моноспектакль «Актриса» — о жизни и творчестве легендарной Марии Заньковецкой.
«СЮДА, СЛОВНО МАГНИТОМ ПРИТЯГИВАЮТ ВСЕХ»
Екатерина СТЕПАНКОВА, актриса, режиссер театра «Сузір’я»:
— В самый тяжелый 2012 год в моей жизни, когда я ушла из Театра Романа Виктюка и вернулась из Москвы в Киев, именно Алексей Кужельный поддержал. Почему-то беда одна не ходит — смерть брата Кости (Степанкова), которая подкосила всю нашу семью, безработица — потому что три спектакля, которые я поставила, сняли из репертуара. Муж (Алексей Скляренко, актер и хореограф. — Т.П.) доигрывает спектакли у Виктюка и тоже возвращается в Киев, нашему ребенку Матвею один год, а у нас обоих нет работы.
На следующий день после того, как похоронили Костю, позвонил Алексей Павлович и предложил работать режиссером в «Сузір’ї», добавил, что будет счастлив, если стану членом их театральной семьи. На тот момент Кужельный был единственным, кому была не безразлична моя творческая судьба! Его руку поддержки в трудную минуту буду помнить всегда и огромная благодарность за это! Я верна «Сузір’ю». Сегодня в репертуаре идут две мои постановки — «Похоже на счастье» и «Нездешний». Во время Майдана Алексей Павлович предложил мне перед началом спектаклей общаться со зрителями. У нас есть традиция перед постановкой рассказывать публике о доме, его истории, хозяевах, интерьерных занятных штучках, а также о самом спектакле, который будут демонстрировать зрителям.
Сейчас ищу материал именно для «Сузір’я», чтобы это была пьеса не только интересная мне, актерам, публике, но и чтобы «вписалась» в это уникальное помещение, или открыла, как это произошло в «Счастье...», или полностью использовала, как это проходит во время спектакля «Нездешний».
Для меня «Сузір’я» — это второй дом. Сюда, словно магнитом притягивают всех — художников и студентов, критиков и любителей театрального искусства.