Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как приспособить мегаполис для людей

Датский архитектор Йен ГЕЛ представил в Киеве свою знаменитую книгу
25 апреля, 2018 - 10:51

Книгу впервые издали в 2010 году. За почти восемь лет она переведена более чем на 30 языков. В прошлом году права на издание украинской версии получила образовательная платформа CANactions в сотрудничестве с издательством «Основы». Часть средств на печать инициаторы издания собрали на краудфандинговой платформе «Спільнокошт».

CANactions характеризуют «Города для людей» так: «Это книга-месседж для всего общества. В ней предложен очень простой, действенный и успешно реализованный механизм трансформации города, переориентации его на людей, а также осознание жителями своей роли в его будущем». Этот труд, который стал урбанистической классикой, очень легко читается. Автор подкрепляет свои суждения красноречивыми фотографиями из реальных городов.

О собственном опыте изменений в самых известных мегаполисах, о важности «человеческого масштаба» и характеристиках городов будущего Йен Гел рассказал на презентации своей книги на международном архитектурном фестивале CANactions.

СЧАСТЛИВЫЕ МАШИНЫ, УНИЖЕННЫЕ ЛЮДИ

«В течение последних 50 лет две доминирующих идеологии планирования очень сильно испортили мир, — начинает Йен. — Первая — модернизм, создатели которого перестраивали города под человека, который быстро передвигается с одной точки в другую. Для последователей этого направления здания были более приоритетными, чем свободное пространство. Еще один недостаток их мышления — взгляд сверху. Тогда архитекторы планировали города, формируя из зданий на схеме причудливые узоры. Но построенные по этим проектам населенные пункты стали плохо выглядеть на уровне человеческих глаз, ведь планировщики не догадались оценить город с точки зрения главного пользователя. Они почему-то забыли, что далеко не каждый имеет геликоптер и может насладиться видом на город сверху».

Вторая из упомянутых идеологий — моторизм, или «нашествие машин». Гел демонстрирует слайды: вот Копенгаген в 1905 году, где одна машина не препятствует движению людей, а вот Москва в 2012-м — один пешеход маневрирует между плотными рядами автомобилей. Архитектор говорит: «В 1960-х годах все города пытались создать квалифицированные департаменты транспорта, подсчитывали статистику использования машин, заботились их «счастьем». Но никто не интересовался данными о пешеходах. Не было, соответственно, ни одного департамента для них. К счастью, сейчас ситуация изменяется, потребности жителей разных городов начинают изучать».

УЛИЧНАЯ УЧЕБА

Однажды психологи спросили Йена: «Почему вы, архитекторы, совершенно не интересуетесь людьми? Почему вас не учат ничему о людях и их восприятиях среды?» После дискуссий с ними Гел понял: модернизм допустил ошибку, отбросив знание предыдущих поколений специалистов и игнорируя взгляд человека на среду, в которой он живет. Это повлияло и на будущих архитекторов, которые до сих пор не понимают, как приспособить город к масштабу человека.

«Все последующие сорок лет своей профессиональной деятельности я наверстывал то, чего не получил за годы учебы, — сознается архитектор. — Я следил за людьми в разных уголках мира». Гелу удалось подметить много интересного. Например, люди не любят асфальтированные дорожки под прямым углом, а отдают предпочтение более коротким тропинкам, протоптанным через газоны. «Ландшафтным дизайнерам следует прокладывать дорожки там, где люди хотят ими пользоваться», — акцентирует Йен. Этот совет актуален и для украинских городов.

ПЕРЕД ФЕСТИВАЛЕМ CANACTIONS ЕГО КОМАНДА ПРОВЕЛА КОНКУРС В СОЦСЕТИ INSTAGRAM. СРЕДИ ФОТОГРАФИЙ, ОТОБРАЖАВШИХ СВЯЗИ (CONNECTIONS — ТЕМА ФЕСТИВАЛЯ) В ГОРОДЕ, ЕЖЕНЕДЕЛЬНО ВЫБИРАЛИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. В ФИНАЛЬНУЮ ВЫСТАВКУ ВОШЛА И РАБОТА АВТОРА «ДНЯ» ДАРЬИ ТРАПЕЗНИКОВОЙ, СДЕЛАННАЯ В КРАКОВЕ. «ПЕШЕХОДНАЯ КЛАДКА OJCA BERNATKA ОЛИЦЕТВОРЯЕТ ТРИ ВАЖНЫЕ СВЯЗИ, — КОММЕНТИРУЕТ ОНА. — РАЗ — СОЧЕТАНИЕ РАЙОНОВ KAZIMIERZ И PODGORZE, ДВА — ЧЛЕН ОСОБОЙ КАСТЫ «МОСТОВ ЛЮБВИ», ТРИ — СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА НА КЛАДКЕ КАК БУДТО ОБЪЕДИНЯЕТ НЕБО И ЗЕМЛЮ» / ФОТО АВТОРА

 

Йен рассказывает и о «эффекте края» — люди любят прижиматься к стенам и сидеть с краю, немного поодаль от других, чтобы не впускать незнакомцев в личное пространство и иметь опору за спиной. Именно поэтому на скамьи без спинок, по словам Гела, сядут только крайне уставшие люди и при отсутствии других мест для отдыха. Можно схитрить и «посадить» на скамьи памятники — так они будут выглядеть безопаснее.

«Наблюдая за всем этим, я думал: отличаются ли архитекторы от других людей? Может, они имеют особенное ощущение пространства? — делится Йен. — Мы провели исследование в архитектурных школах и поняли: никакой разницы нет. Так кто же тогда и зачем расставляет эти скамьи и проектирует неудобные города?»

ИНФРАСТРУКТУРА КАК СТИМУЛ К ДВИЖЕНИЮ

Йен Гел предлагает простую формулу гуманизированного города ХХІ века — живого, постоянного и здорового. Один из главных элементов этой формации — разнообразие публичных пространств. Датчанин замечает: виртуальный мир никогда не заменит живое общение. Людям нужно видеть и слышать друг друга, и тогда отношения в обществе будут здоровыми.

Передвижение пешком или на велосипеде хорошо влияет и на климат, и на самочувствие горожан. Один час в день таких «упражнений» может подарить дополнительные семь-восемь лет жизни! По мнению Йена Гела, именно городская инфраструктура должна стимулировать людей к этому. Такая практика должна быть нормой, а не просто досугом на выходных. Большая роль отведена развитому публичному транспорту, который способен конкурировать с автомобилем и создает комфортные условия для велосипедистов. Напомним, в киевском метрополитене велосипед можно перевозить только в манжете со снятым передним колесом. О других видах транспорта нечего и говорить.

Архитектор коротко рассказывает о городах, которые он возвращал людям. Сидней — выведение автобусов из центра и замена их  трамваями. Нью-Йорк — 800 километров велодорожек, пешеходные Бродвей и Таймс-сквер. Решение проблем с неконтролированным движением и парковкой в Вильнюсе и Бухаресте. Озеленение и расчистка пешеходных участков московских улиц от стихийных парковок и рекламы.  Однако с наибольшей гордостью Гел рассказывает об изменениях в своем родном городе — Копенгагене.

САМЫЙ ЛУЧШИЙ ГОРОД В МИРЕ

«В 1962 году мы закрыли для автомобилей первую улицу, — вспоминает Йен. — Никто не верил, что это сработает, ведь мы в Дании были очень привязаны к машинам». Тем не менее, это сработало. За полвека сеть пешеходных пространств в датской столице значительно расширилась. Улицы имеют максимум по две полосы движения в одну сторону, а посредине — велодорожки или зелень. Объединение тротуаров дало приоритет пешеходам, которые теперь не пересекают дорогу.

Неотъемлемый элемент городской культуры Копенгагена — велосипеды. 41% горожан, от кронпринцессы и министров до учеников младших классов, выбирает этот способ передвижения. Удобная сеть велодорожек и безопасные перекрестки — прекрасный стимул к этому. К тому же, велосипедистов радостно принимают и в общественном транспорте, и в пригородных поездах.

«Впрочем, есть у нас и проблемы, — серьезным тоном говорит Гел и переключает на слайд с десятками «всадников» и одним авто. — Велосипедные заторы! В действительности пропускная способность велодорожки в пять раз  выше, чем у автомобильной полосы. Поэтому уже десять лет мы забираем для них асфальт от автополос и парковок». Киевляне в зале скептически улыбаются — у нас велосипедистов притесняют и пешеходы, и тем более автомобилисты.

«В 2009 году мы создали стратегию «Мегаполис для людей», чтобы построить самый лучший город в мире. Один экземпляр я привез для мэра Киева», — под громкие аплодисменты Йен Гел передает брошюру организаторам, а затем приглашает Виталия Кличко и киевских архитекторов взять пример с коллег со всего мира и приехать в Копенгаген на трехдневную учебу.

Дарья ТРАПЕЗНИКОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ