Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дмитрий Пожоджук: «Молюсь над каждым «крестиком»

17 мая будем отмечать Всемирный день вышиванки
16 мая, 2018 - 19:48
ФОТО ИЗ АРХИВА ДМИТРИЯ ПОЖОДЖУКА

Дмитрий Ануфриевич — писатель, журналист, общественно-политический деятель, этнограф, фольклорист, писанкарь, вышивальщик и этнолог. Его творчество вызывает позитивные эмоции, создает эстетическое наслаждение и добрые мысли. Художник пропагандирует своими произведениями Украину в мире! Пожоджук возродил писанкарство в нашей стране после его упадка во время разгула атеизма. Именно по его инициативе в 1992 г. был проведен I Всеукраинский конгресс писанкарей, а в Киеве — I Международный съезд писанкарей, на который съехались украинские писанкари и исследователи писанкарства из Канады, США, Франции, Германии, Польши, Великобритании. «День» пообщался с известным гуцульским мастером по вышиванию и писанкарству.

«НАШИ УЗОРЫ НА ВЫШИВАНКАХ, ПИСАНКАХ, КЕРАМИКЕ ИМЕЮТ СВОЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ СИМВОЛИКУ»

— Дмитрий, ты успел пройти немало испытаний и гонений, ведь за свое хобби в советское время считался буржуазным националистом, а сегодня опять борешься за родное, за генетический код в независимом государстве!

— Если посмотреть много мировых музеев, то достойное место в них  отведено украинским писанкам и нашей вышивке, ведь это наш вклад в мировую культуру, в этих ремеслах мы были и должны остаться основоположниками. Правда, наполнялись экспонаты работами наших земляков из диаспоры, так как коммунисты украинцев к этому никогда не допускали.

История писанок уходит корнями в далекое прошлое украинского народа и связана еще с языческим ритуалом восхваления извечного закона весеннего возрождения земли. Наши знаменитые писанки берут свое начало от древнейших верований народа. А какой гордостью является наибольший в мире памятник в виде писанки, установленный в Вегревиле, большую часть населения которого представляют канадские украинцы. Военное министерство в 1974 г. дало средства на лучший мирный памятник в честь столетия Королевской канадской конной полиции. Конкурс выиграли украинцы, лучшим признали 10-метровое пасхальное яйцо, символизирующее мир и безопасность, которую представители конной полиции смогли обеспечить первым поселенцам этого региона и их потомкам. Да и не будем забывать, что теми пионерами эмиграции были прикарпатцы Иван Пилипив и Василь Елиняк, выходцы из села Небилив — ныне Рожнятивского района.

ТЮРЕМНЫЕ ВЫШИВКИ АННЫ ПРОЦКИВ-ЛИВЕНЬ, 1949 г.

Знаешь, как оскорбительно было слышать, когда на диаспорных фестивалях в советские времена украинцев упрекали, что, кроме яйца в Канаде, они ничего не имеют: ни государства, ни правдивой истории. На что наши отвечали: «Ничего страшного, когда прилетит та птица, которая снесла то яйцо, вам всем не сладко придется».

Но почему в своей родной земле должным образом не ценятся народные обычаи, традиции на таком уровне, как это делают народы мира?

— Растет поколение без элементарных исторических знаний. Из-за этого и все беды — и война на Донбассе, и Крым не наш. Ребенок рождается и растет сознательным и национально богатым только в семьях национальных фанатиков, так выглядит, что у своего рода чудаков. Не будем забывать, что народная песня, вышивка, писанкарство были и останутся национальной идеей страны. Мы до сих пор живем без своей идеологии, не знаем даже, на чем стоим и какую Украину строим.

Не забуду, как в 1992 году впервые в Киеве проводил Международный съезд писанкарей. Сколько было проблем, как воспринималось враждебно, никто на государственном уровне не помогал,  даже вредили! А еще до того повезло в Ивано-Франковске провести первый Мировой конгресс писанкарей, куда съехалась диаспора со всего мира и заявила в полный голос, какое многовековое неописуемое богатство мы имеем. Если взять старинные писанки и вышиванки и узоры Курщины, Воронежчины и сравнить их с родными из Подолья, Лемковщины или из Гуцульщины, это одно и то же! Где раньше жили и творили украинцы. А взять Московщину, там подобного и близко не было! Наши узоры на вышиванках, писанках, керамике имеют свою национальную символику, которую можно прочитать исторически.

Что ни говори, но украинская национальная вышивка, писанки, их лучшие вековые традиции не только сохранились, но и распространяются благодаря таким фанатам дела, как ты, Дмитрий? Тем более что кое-кто считает эти ремесла сугубо женскими.

— У нас, в Космаче, имел когда-то приход Владимир Романюк, будущий Патриарх, который до сих пор почивает в Бозе под стенами Святой Софии. Так вот: он в бурные коммунистические времена призывал прихожан не стесняться обычаев, традиций, одеваться в вышиванки, продолжать обычаи писанкарства. А это считалось противоречащим советской идеологии, враждебным. Так и я из-за своего любимого занятия всегда для них был буржуазным националистом.

— Но государство было греховным, чужим, а нынешняя, независимая Украина воспринимает твое хобби как должное?

— К сожалению, того, чего ожидали, на что так надеялись и за что погибали лучшие сыновья и дочери, еще далеко не видно. Только настоящие патриоты должны руководить государством. И культурой! Те, кто живет Украиной, языком, песней, вышиванкой. Мне становится страшно, когда вижу нынешнюю «элиту» в большие праздники. В какие вышиванки они одеваются вместе с женами, детьми, семейством? В большинстве это дешевые китайские, машинные, бездушные работы без национального духа и украинской энергетики! Хотя наша власть купается в миллионах и миллиардах, но жалеет денег даже на вышиванки.

Я не гонюсь за количеством, не стараюсь быть рекордсменом. Вышил почти 200 вышиванок, пусть вышью, если даст Господь, еще столько. Но я молюсь над каждым «крестиком», пою народные песни, прошу Бога, чтобы все мне удалось, чтобы человеку она пришлась по душе, чтобы оберегала от всего злого. Подбираю интересную и каждый раз другую цветовую гамму, добавляю к ней оригинальные знаки орнамента, учитываю цвет глаз будущего владельца, его телосложение, а даже характер. Если этого не делать, то вышиванка никак не будет приносить пользу, и даже, наоборот, вред! Все нюансы надо учитывать, все надо делать с большой любовью, с желанием приносить добро. Такая вышиванка, как у нас говорят, даже от беды и пуль может защитить.

«МЕНЯ НЕГЛАСНО ПРИЗНАЛИ «ИНАКОМЫСЛЯЩИМ» И НИГДЕ НЕ ПРИНИМАЛИ НА РАБОТУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ»

— Удалось ли тебе в таком необычном для мужчины хобби что-то почерпнуть из основной профессии, ведь ты закончил факультет журналистики Львовского университета?

— Да, ничего случайного в жизни нет. Журналистика дала мне очень много. Я научился все структурировать, не имел страха, что делать с огромным массивом собранного. Все обобщал и начал писать книги, делиться самым сокровенным, рассказывать другим то, чему научился и к чему пришел сам. После университета попал в буковинскую Новоселицу, в районную газету «Ленінським шляхом» (какие названия только не придумывали, лишь бы угодить режиму, лишь бы выслужиться!). Попал в певчий край семейства Софии Ротару и Лилии Сандулесы, там же творчески рос и Николай Мозговой. Украинским в округе было единственное село, остальные — молдавские. Тираж издания был двуязычным. Мне все было чужим, когда посылали в колхозы, то на собраниях о плохом говорили по-молдавски, о хорошем — по-русски. Редактор была рьяной коммунисткой. Не выдержал там даже месяца, перевелся в «Радянські Карпати» — районку глухого и самого отдаленного Путильского района. И там недолго пробыл — попал в Кицмань, в «Радянське село», там была хоть какая-то отдушина на благодатной родине Дмитрия Гнатюка, Ивана Миколайчука, семьи Михаила Ивасюка и их сына Владимира. В селах каждого района записывал народные песни, собирал легенды, мне простые люди давали кусочки вышиванок, которые складывал в отдельные альбомы. У меня они есть до сих пор. Села на Буковине интернациональные, поэтому такое богатство и такую бесценную историю и какие уникальные узоры дала мне возможность собрать журналистика. Хоть это настороженно воспринимали и на меня настучали. По указаниям районных отделений КГБ меня негласно признали «инакомыслящим» и нигде не принимали на работу по специальности. Таким образом меня еще больше привязали к вышиванию.

— Интересным фактом в твоей биографии являются два срока работы на должности поселкового головы Космача. Не жалеешь?

— Мне дважды доверили, дважды меня просили. Хотя административная работа для творческого человека — потерянное время. Сделал немало, приобщился к своеобразному пиару Космача на весь мир. Свободного времени почти не имел, за те два срока, к сожалению, ничего не вышил. Вот об этом жалею больше всего.

«БАГАТОЕ ПРИДАНОЕ» / ФОТО ЕВГЕНИЯ ТИМЧЕНКО

— Хоть ты уже не поселковый голова, но свободного времени по-прежнему нет, так как чуть ли не ежедневно принимаешь гостей со всего мира.

— Гости — также часть моей жизни. Все, что знаю, рассказываю, раскрываю все приобретенные знания, не имею никаких секретов. Никогда не забуду своего односельчанина, к которому часто наведывался, он учил меня жизни. Не раз говорил старику: «Как-то неудобно, вы столько на меня тратите своего времени». На что тот с улыбкой отвечал: «Это очень хорошо, когда приходят люди. Хуже всего, когда перестанут заходить».

Приезжали ко мне японцы, китайцы, индианцы. Кого только не было. Даже недавно был монах из Перу. Мы сравнивали наши культуры, нашел немало общего. Один из японцев сдружился со мной, он настолько проникся украинством, что научился исполнять на бандуре наши думы и песни, женился на нашей львовской девушке Оле, ходит в украинских народных костюмах.

Те образцы вышивок, которые я собрал, очень заинтересовали китайцев. Они давали мне огромные деньги, чтобы им продать. Они хотели это все использовать для машинной работы. Конечно, для меня подобное — большой грех, такие вышивки мертвые, поэтому отказал им.

Никогда не забуду, как на мою выставку в Каневе пришли болгарские полицейские и узнали по узорам болгарскую рубашку. Что такое гены — свое, родное, узнается сразу!

А какие приятные воспоминания оставила мировой фотомастер Таня Д’Авиньйон, которая гостила у меня на Пасху. Фиксировала традиции, наши обычаи, не пропускала ни одной детали. Боже, как она филигранно умеет это делать! Каждый кадр — изысканный шедевр! А еще ей так у нас понравилось, что вскоре приехала на космачскую свадьбу на... лошадях. Где не только молодые, но и гости — на лошадях! Горд, что приобщился и помог Тане зафиксировать уникальные кадры того, что уходит, но еще живет в моем родном Космаче.

Годы летят. Больно мне за родное. По золоту ходим, имеем то, что нас возвышает и восхваляет как нацию, как самобытный народ. Еще не ценим. Есть на то причины. Однако никто нам не виноват, надо начинать с нас самих: с колыбели, с садиков детских, ранних школьных классов, с семьи. Но, как писал великий Иван Франко: «Прийде ще час»!  И я в это верю.

Михаил МАСЛИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ