Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Без «звезд»

Минздрав предлагает ужесточить правила рекламы лекарств
17 мая, 2018 - 12:04
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

В Министерстве здравоохранения Украины собираются имплементировать европейские нормы рекламы лекарств благодаря законопроекту «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины (относительно усовершенствования порядка рекламы лекарственных средств)». Документ должен увеличить ответственность производителей, заказчиков и трансляторов рекламы фармпродукции. В частности, за нарушение требований предлагается увеличить штраф, который сейчас составляет 300 необложенных налогом минимумов (пять тысяч гривен), до 5% от лицензированного платежа за реализацию продукции.

По данным специалистов, фармацевтическая реклама сегодня занимает на телевидении 30—50% от всего такого продукта. Эксперты отмечают, что самая большая проблема, которую создает реклама лекарственных средств, в частности нелицензированных препаратов, — побуждение граждан к самолечению (около 69% украинцев сегодня лечатся преимущественно самостоятельно). Это, в свою очередь, приводит к снижению продолжительности жизни и инвалидизации.

«Вчера мы четыре часа проводили мониторинг рекламы лекарственных средств на телевидении. Просмотрели 45 роликов, из которых в двух случаях препараты были незарегистрированы, шесть — запрещены к рекламированию в Украине. То есть 12,5% рекламы — это реклама запрещенных лекарств», — акцентирует Роман ИЛИК, заместитель министра здравоохранения.

По данным Романа Илика, спрос на фармпрепараты с каждым годом растет. В 2017 г. украинцы купили свыше 1,2 миллиарда упаковок лекарственных средств, а это около 70 миллиардов гривен. По рецепту и амбулаторно употреблялись всего 12,6% из них (в Европе — 40—70%). Также, по данным экспертов, 50% лекарств, которые рекламируют телеканалы, не имеют доказанного клинического эффекта.

«По действующему законодательству Минздрав ограничен в возможностях мониторинга и контроля за лекарственными средствами. Реклама урегулирована частично, отсутствует контроль за выполнением запретов, — говорит Роман Илик. — Новым законопроектом мы предлагаем к существующим запретам, как, например, запрет рекламы рецептурных лекарственных средств, добавить дополнительные требования. Так, запрещается использование недостоверной информации об эффективности средства, запрещается рекламировать лекарства популярным лицам, не будет позволяться информация о том, что это лекарственное средство — для детей».

Предусматривается, что, как и ранее, контролировать рынок рекламы лекарственных средств будут Минздрав, Антимонопольный комитет и Госпродпотребслужба. Минздрав предлагает приобщиться к обсуждению законопроекта всех заинтересованных — фармпроизводителей, медицинское сообщество, общественность.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ