Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Телевизор, сайты и разговоры на кухне

Социологи назвали источники политической информации украинцев
25 мая, 2018 - 12:51

Телевидение остается в Украине лидером общественного мнения, но «на пятки» ему уже наступает интернет. Об этом свидетельствуют результаты исследования, которое проводилось Социологической группой «Рейтинг» по заказу Международного республиканского института (США).

Опрос проводился по всей Украине (кроме оккупированных территорий Крыма и Донбасса) с 15 по 31 марта 2018 г. Всего было опрошено 2 тыс. 400 жителей страны в возрасте 18 лет и старше, имеющих право голосовать. Выборка является репрезентативной по полу, возрасту, региону и размеру населенного пункта.

Допустимая погрешность не превышает 2%. Согласно данным, которые 21 мая обнародовали социологи, 79% граждан Украины получают политическую информацию из новостей и программ украинского ТВ.

На втором месте — веб-сайты. 41% украинцев читают «о политике» на информационных интернет-ресурсах. Почти столько же людей — 37% — получают информацию о политических событиях из социальных сетей.

То есть основными источниками информации о событиях в стране и мире в Украине сегодня являются телевидение и интернет. Понятные и закономерные данные.

Но дальше, сразу за виртуальными социальными сетями, в качестве источников политической информации идут «реальные» социальные сети.

Немногим менее трети граждан Украины — 30 % — получают политическую (!) информацию от родственников и друзей. «Сарафанное радио» по параметру «охвата аудитории» опережает и «классические» радиостанции (19%), и газеты, и журналы (22%).

Такой источник новостей о политике, как «коллеги по работе» — еще один кластер «реальной» социальной сети, — все же уступает всем видам традиционных СМИ. Но почти 17% наших сограждан узнают что-то новое, общаясь со своими сотрудниками.

Каким-то чудом все еще остаются источниками политических новостей для жителей Украины российское телевидение, российская пресса и российское радио. Но если количество людей, которые смотрят «РашаТВ», составляет достаточно значительную цифру —  9%, то читают газеты и журналы из РФ всего 2%, и столько же слушают радиостанции.

Прогнозируемо незначительным является количество респондентов, которые узнают о новостях политики из «рекламных бигбордов, стендов на улицах» (6%), «буклетов, другой бесплатной информации», которую доставляют с почтой (4%) и на встречах с политиками (2%).

Каким-то другим, неназванным образом получают новости политики 2% наших сограждан, и столько же вообще никак не узнает о ходе политической жизни. Трудно было ответить на вопрос касательно источников получения политической информации всего 1% людей. Эти данные, в принципе, свидетельствуют о том, что заинтересованность политическими новостями в Украине является практически тотальной.

Если рассмотреть каналы получения новостей о политической жизни Украины и мира в разрезе возрастных групп, то здесь нас ожидают некоторые прогнозируемые результаты, а некоторые — неожиданные.

Граждане Украины старше 51 года практически безальтернативно (91%) выбирают телевидение источником информации о политике. Люди этого почтенного возраста единственные, кто доверяет прессе (31%) и радио (22%) больше или примерно так же, как веб-сайтам (24%) и социальным сетям (16%).

У молодых людей (18—35) телевидение как источник политических новостей практически сравнялось с интернетом. 65% молодежи выбирает телевизор, 58% — веб-страницы, 60% — социальные сети для того, чтобы узнать что-то новое о политической жизни.

Впрочем, абсолютно все возрастные категории без исключения практически одинаково склонны прислушиваться к рассказам о политике своих родственников и друзей. В возрасте 18—35 лет таких людей 31%, в возрасте 36—50 и «51+» — 30%.

Еще одна неожиданность.

Новости о политике из телевизора узнают чаще всего на Западе страны — 86%, тогда как в Центре, на Юге и Востоке — 75%—78%.

А вот прислушиваются в политических вопросах к родственникам и друзьям в основном на «промышленном и урбанизированном» Востоке (40%), а не на «сельском» Западе (28%).

Есть среди полученных социологами и неприятные данные. На Юге и на Востоке российское ТВ в качестве источника информации использует значительное количество людей — 3—14%, это в разы больше, чем на Западе (4%) и в Центре (8%).

Теперь перейдем к другому рейтингу — доверию к источнику политической информации.

Невероятно, но наиболее надежным поставщиком новостей о политике граждане Украины считают... родственников, друзей и коллег по работе! Очень надежным, или «скорее надежным» эти источники информации считает 45% и 29% респондентов соответственно.

Далее идет украинское телевидение. Телевизор является более или менее надежным источником политической информации для каждого четвертого (25%) украинца.

Следующая группа информационных ресурсов — веб-страницы, социальные сети — пользуются немного более низким уровнем доверия: 23% и 22% соответственно.

Уровень надежности информации, полученной из украинских газет, журналов и радио, — 19%.

Всем другим каналам коммуникаций доверяют гораздо меньше. Всего 9% считают надежным источником политической информации встречи с политиками, всего 2% — российское ТВ и всего 1% — российскую прессу и радиостанции.

Следовательно, из исследования можно сделать несколько важных выводов.

• Российское телевидение на Востоке и на Юге все еще является источником информации для значительного количества людей, и это реальный вызов для украинской государственной информационной политики. Что-то там явно делается не так, как надо.

• Еще один неутешительный вывод — СМИ не удовлетворяют спрос на качественную и достоверную политическую информацию. Никакой другой причиной невозможно объяснить огромное количество наших сограждан, которые, во-первых, узнают новости (скорее «новости») «на кухне», а во-вторых, доверяют полученной таким образом информации.

• Ну и о ТВ. Телевидение все еще «царь медиа», но эра интернета уже близко. До лидирующих позиций веб-сайтам и социальным сетям, в масштабах всего населения Украины, еще далеко, но ведущими источниками информации о политике среди молодежи они станут уже очень скоро.

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ