Свекольно-сахарный комплекс в Украине когда-то считался стратегическим направлением не только АПК, но и всей экономики страны. В 1990-м аграрии собрали 40 млн тонн сырья, из которого 192 сахарных завода произвели свыше 5,5 млн тонн сахара, что составляло 15% мирового производства. Потом еще лет десять отрасль по привычке называли тяжелой индустрией АПК, пока производство сахара в 2009 году не упало до 1,27 млн тонн, которых не хватило даже для того, чтобы покрыть внутренние потребности.
ЛЕГКАЯ АГРАРНАЯ ИНДУСТРИЯ
Несмотря на постоянное перепроизводство в страну каким-то чудом заходили огромные партии тростникового или свекольного продукта белорусского или российского происхождения. Мало того, отечественные кондитеры, чтобы удешевить продукцию, стали импортировать химические сахарозаменители в объеме, эквивалентном 400 тыс. тонн сахара. Менеджеры и правительственные чиновники стучали в двери внешних рынков, но они не открывались, потому что наш сахар не соответствовал стандартам качества или же был слишком дорогим. Вышло так, что сахарная гора раздавила своего производителя.
Тяжелая аграрная индустрия стала легче на 150 заводов, на 4 млн тонн сахара, сузилась на 800 тыс. гектаров свекольных площадей. Выжили только те предприятия, которые попали к владельцам, которые ориентировались на инновации. Благодаря современным подходам средняя урожайность сахарной свеклы выросла более чем в два раза, расходы газа и электроэнергии уменьшились в 1,5—2 раза. Обратите внимание: если в 2012 году было посеяно 460 тысяч гектаров свеклы, 64 предприятия произвели 2,1 млн тонн сахара, то в 2018-м из сахарной свеклы, собранной с 300 тысяч гектаров, 46 предприятий отрасли произвели почти такое же количество продукции. Отрасль стала хоть и легче, зато более эффективной. Но спасенной ли?
РЫНОЧНЫЕ «КАЧЕЛИ»
А вот еще один сдвиг. Если по итогам прошлого 2016/2017 сезона отрасль производила 31% сахара первой категории («Икумса»-45), который соответствует экспортным стандартам, то в текущем часть продукта этого качества возросла до 50%. Сахарщики заверяют, что будут увеличивать ее и в дальнейшем. А потому рекордный показатель экспорта по итогам прошлого сезона (почти 800 тыс. тонн) был достигнут не только благодаря улучшению мировой рыночной конъюнктуры, но и повышению качества продукции.
Однако в этом сезоне спрос на украинский сахар на внешних рынках стал заметно падать. За сентябрь—апрель 2017/18 маркетингового года украинские сахарщики поставили на внешние рынки 380,5 тыс. т сахара общей стоимостью 153,5 млн дол. Ожидается, что общие объемы экспорта в этом сезоне будут составлять около 500 тыс. тонн. Уменьшение этого показателя объясняется увеличением профицита сладкого продукта на мировом рынке до 6—10 млн т.
Это уже не первый год, когда объемы производства сахара в мире превышают глобальное потребление. Такая ситуация отображается на динамике мировых цен. Так, по состоянию на конец мая сахар белый торговался на Лондонской бирже по 351 дол./т, что +20 дол./т по сравнению с концом апреля, однако еще далеко до уровня мая 2017 г. или 2016 г.
По выводам руководителя аналитического отдела «Укрсахара» Русланы Бутило, профицит прогнозируется и на следующий сезон, поэтому в течение ближайшего периода не стоит рассчитывать на зону высоких цен. В настоящий момент оптово-отпускные цены практически равноценны расходам на производство. Это значит, что потребитель выигрывает, а производитель проигрывает.
АГРОНОМЫ И ДОЛГОНОСИКИ
На смену ситуации на рынке сразу же отреагировал украинский производитель. Фактические площади под сахарной свеклой уменьшились на 13—15% против прошлого года и составляют 280 тыс. гектаров. В ассоциации «Укрцукор» считают, что площадь к сбору может быть несколько меньше посеянной и будет составлять около 275 тыс. гектаров. Это не катастрофическое уменьшение для отрасли. Напомним, что в 2015 году свекольный клин составлял 237 тыс. гектаров, но, несмотря на это, сахарозаводы произвели объемы продукции, которые полностью покрыли внутренние потребности страны. Произошли некоторые изменения в структуре площадей в разрезе регионов. На юге Украины (Николаевская и Херсонская обл.) свеклы вообще не сеяли. Значительное сокращение испытали посевные площади Харьковской, Киевской, Хмельницкой, Львовской, Волынской областей. Несколько уменьшились площади сахарных на Винничине, Житомирщине, Ривненщине, Полтавщине, Черкащине, Кировоградщине. Увеличением посевных площадей смогут похвастаться лишь предприятия Тернопольщины.
Поздний посев компенсировался скоростью, так как сразу после Пасхи через две недели было засеяно 85% площадей сахарной свеклы. Погодные условия стали причиной движения посевной с запада на восток, поэтому Киевская, Харьковская и Черниговская области имели незначительное отставание в ходе полевых работ. Состояние посевов на полях удовлетворительное, главная проблема — недостаток влаги. Больше всего от жары и засухи страдает центральная часть Украины, потому что на западе и севере все-таки прошли небольшие дожди. Жара и отсутствие влаги не только тормозили рост сахарной свеклы, но и не позволили агрономическим службам проводить опрыскивания в дневной период. Более того, засуха ослабила действие грунтовых гербицидов, что значительно усложнило борьбу с сорняками.
Долгоносик всегда донимает посевы свеклы в мае. Однако в этом году наблюдалось их большое нашествие. Причиной стала сухая и жаркая погода, которая создает идеальные условия для пробуждения насекомых и способствует их быстрому распространению на полях. Борьбу с вредителями усложняло то, что не все хозяйства имели достаточно опрыскивателей. Самыми проблемными были поля, расположенные рядом с прошлогодними, часто насекомые просто съедали края и их приходилось пересеивать. Однако хозяйства провели дополнительные обработки инсектицидами и наконец справились с этой бедой.
Понятное, что из-за увеличения операций, подорожания горюче-смазочных и других расходных ресурсов резко пошла вверх кривая себестоимости выращивания сахарной свеклы. По подсчетам аналитиков ассоциации «Укрцукор», затраты достигнут 30 000 грн/га, то и есть на 10% больше показателя прошлого года. В частности, рост расходов на удобрения составлял 33%, на горюче-смазочные материалы — 29% и на семена сахарной свеклы — 15%.
ЖОМ, БИОЭТАНОЛ, БИОГАЗ
Уменьшение площадей под сахарными — решение мудрое, хотя и вынужденное, однако еще разумнее было бы прислушаться к ученым, которые уже 25 лет подряд рекомендуют воспользоваться опытом стран ЕС, в частности Франции, где диверсификация сахарного производства достигла такого высокого уровня, что тамошним сахарщикам никакие ценовые обвалы не страшны. Если ценовая стрелка двигается вниз, заводы переключаются на производство биоэтанола, спрос на который постоянно растет, как только ситуация на рынке стабилизируется, опять возвращаются к выпуску сахара. Специальное оборудование обеспечивает выход сахара из корнеплодов на уровне 9%, а остальные попадают в так называемую «зеленую патоку», что обеспечивает высокий выход биотоплива. Помимо сахара и биоэтанола благодаря этой технологии производят биогаз, шрот, сухой жом, который идет на корм скоту. То есть рентабельность производства очень высока. В течение почти десятилетней практики применения таких комплексных технологий Франция довела объемы биоэтанола до 3 млрд литров в год, что дало возможность заменить этим топливом свыше 7% нефтяных энергоносителей.
Судя по последним инвестициям самых крупных интегрированных производителей, в украинском свекольно-сахарном комплексе постепенно формируется осознание безальтернативности диверсификации производства. На сегодня биоэтанол производят на Гнидавском и Узинском сахарном заводах. Объем производства биоэтанола на Гнидавском заводе составляет 48—50 тонн в сутки. Продукт реализуют для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, однако проблемы со сбытом все же остаются.
«Биоэтанол имеет стабильно высокий спрос, а рентабельность производства составляет 15—30%. Кроме того, построив биоэтанольный комплекс, у предприятия появляется возможность наладить производство хлебопекарских дрожжей или сжиженной углекислоты, которые реализуются как отдельные продукты. Так, например, завод, который ежедневно перерабатывает 200 т мелассы, может получить 50 т биоэтанола и 40 т углекислоты. Себестоимость жидкой кислоты — $30, при рыночной цене — не менее $100 за тонну», — объясняет ведущий аналитик ассоциации «Укрцукор» Василий Долинский. — Однако несовершенство законодательства тормозит развитие биоэтанольного рынка. Сахарный завод, который инвестировал в переработку мелассы в биоэтанол, не имеет возможности реализовать продукцию без лицензии от ГП «Укрспирт», потому что по закону биоэтанол приравнен к спирту и оба продукта имеют одинаковый код УКТВЭД 2207. Хотя биоэтанол — это спирт этиловый обезвоженный, изготовленный из сахаро— и крохмалосодержащего сырья. Таким образом, завод не может реализовать биоэтанол, поскольку для продажи спирта нужна оптовая лицензия стоимостью 500 тыс. грн. в год, которую Кабинет Министров выдает только для ГП «Укрспирт». Чтобы урегулировать этот вопрос, следует принять законопроект об обязательности добавления биоэтанола к бензину. Тогда биоэтанол будет считаться не спиртом, а горючим, имея свой код УКТВЭД...»
Пионером биогазового производства несколько лет назад выступила компания «Астарта-Киев», которая на основе современных технологий построила «Глобинский биоэнергетический комплекс». Он поставляет биогаз на Глобинский сахарный завод и на местный завод по переработке сои. Объем производства биогаза 5—6 тыс. куб. м в час. Этого хватает для обеспечения 50% потребностей сахарного завода в энергоносителях во время переработки сахарной свеклы. Биогазовые комплексы построили также «Теофипольский сахарный завод», «Гнидавский сахарный завод», ПАО «Линовицкий сахарный завод». Начал строительство завода с производства биогаза и «Новомиргородский сахарный завод». Одним словом, отрасль понемногу диверсифицируется. Большой интерес к этому процессу проявляют международные финансовые институты. Поэтому есть надежда, что темпы этого процесса ускорятся.
Согласно прогнозу ассоциации «Укрцукор», в этом сезоне будет работать около 40 заводов. Все начали подготовку к переработке сырья, которая начнется в конце августа.