Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Настоящая реальность войны

На минувшей неделе журналист газеты «День» Валентин Торба представил в киевском Доме кино свой фильм «Луганск. Оккупация»
7 июня, 2018 - 20:06
БУДУЩИЕ ВОЕННЫЕ НА КИНОПОКАЗЕ ФИЛЬМА «ЛУГАНСК.ОККУПАЦИЯ» БЫЛИ ИСКРЕННЕ ВЗВОЛНОВАНЫ НЕ ТОЛЬКО ВИДЕОРЯДОМ И ОБЩЕНИЕМ С ГОСТЯМИ, НО И ПОЛУЧЕННЫМ УЧЕБНИКОМ ИСТИННОЙ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ УКРАИНЫ — КНИГОЙ «КОТЕЛ, АБО СПРАВА БЕЗ ТЕРМІНУ ДАВНОСТІ» / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»

Это лишь первая серия проекта, которая уже нашла отклики у зрителей, в частности в youtube. И следует сказать, что при всей проблематике темы, которой касается автор, реакция аудитории одобрительная. Сам автор фильма является коренным луганчанином, который до 2 сентября 2014 года оставался в родном городе и, соответственно, видел драматичное развитие событий агрессии РФ против Украины. Уже потом Валентин Торба на основе собственных воспоминаний и дневника написал книгу «Я — свідок. Записки з окупованого Луганська». Сам же фильм стал определенным видеовоплощением рефлексий и осмысления тех событий автором.

«Мою книгу, которая издана газетой «День», крайне необходимо рассматривать в системе двух других книг серии «Новейшая история для чайников», — говорит журналист «Дня» Валентин ТОРБА. — Своеобразным прологом для нее является книга Ивана Капсамуна «Котел, або справа без терміну давності», которая рассказывает о предыстории того политического «котла», в который попала наша страна. Мой же фильм является своего рода видеоиллюстрацией к трилогии книг, появившейся в «Дне» еще в 2015 году».

После показа фильму Валентин Торба сказал: «Я принес книги и хотел бы их подарить присутствующим военным. Это книга Ивана Капсамуна — редактора отдела политики газеты «День», и она называется «Котел, або справа без терміну давності». Обращу внимание на фразу — «без терміну давності»... У нас как раз проблема в том, что мы мыслим теми терминами, которые призывают к искусственному примирению. Думаем, что — да ладно, простим, забудем, подружимся, обнимемся. И все якобы будет хорошо. Помните, кстати, вот этот фейковый снимок в интернете о том, как должна выглядеть граница между Украиной и Россией? Там стол, где все пьют, едят и все такое прочее. С этого иллюзорного примирения начинается убийство нас. Никто с нами не хочет «брататься». Нас — украинцев — хотят уничтожить. Уничтожить нашу память и превратить в извечного второстепенного сателлита. И использует агрессор для этого наши слабости. Следовательно, забывать не нужно не только внешнего врага, но и внутреннего».

Действительно, разобраться в причинно-следственных связях нынешней войны нельзя, не углубившись в историю. Как внутреннюю историю, так и историю взаимоотношений нашей страны с соседом, который в итоге оказался врагом.

Самый «главный для меня вывод, что этот фильм имеет причинно-следственную связь, — говорит редактор отдела политики газеты «День» Иван КАПСАМУН. — Это самое важное. Потому что то, что мы имеем сегодня в информационном пространстве, это картинка, иногда вывод — без объяснения, каковы причины той или иной проблемы. И многие на это ведутся. А в этом фильме практически показана новейшая история Украины, в частности как происходила подготовка и окончательная оккупация Луганщины. Действительно, в фильме вспоминаются времена Голодомора. Также много говорится о том, что в начале 1990-х наша страна оказалась в очень сложной ситуации, потому что общество было постколониальным и постгеноцидным. И в такие сложные времена реально нужны были очень большие усилия для того, чтобы строить государство. Но вместо этого мы увидели (и в фильме это показано), что в стране не строили государственные институции, а формировали кланово-олигархическую систему, в которой, по сути, мы существуем по сей день. Те революции, которые у нас были, — их сложно назвать революциями. Общество очень много делало для того, чтобы сломать эту систему, но, к сожалению, не удавалось. Потому что само общество больное. И оно не смогло организоваться — ни после первого Майдана, ни после второго».

Отдельно Иван Капсамун прибавил: «Валентин до последнего находился в Луганске, когда город уже фактически контролировали российские войска. Расскажу, как он начал сотрудничать с газетой «День»? Еще во время так называемой русской весны весной-летом 2014 года, главный редактор «Дня» Лариса Ившина обратила внимание на острые, содержательные и жизненные посты и блоги Валентина в «Фейсбуке», где он описывал то, что происходило в его городе и регионе, и предложила ему писать в нашу газету. Он согласился, и дальше по поручению главного редактора я начал контактировать с ним непосредственно, потому что многие его тексты шли через меня. Таким образом мы получали информацию и анализ того, что происходит в городе непосредственно с места событий. Потом, когда в Луганске уже невозможно было оставаться, потому что это стало угрозой для жизни, Валентину пришлось покинуть родной город. Он переехал в Киев, и газета предложила ему попробовать себя в редакции.

В 2015 году «День» подготовил трилогию книг, составителями которой стал я («Котел»), Валентин Торба («Я — свідок») и Мария Семенченко («Катастрофа і тріумф»). Первая — рассказывает о том, почему страна оказалась в «политическом котле» на примере резонансных убийств Евгения Щербаня, Бориса Деревянко, Вадима Гетьмана и как апофеоз системы — покушение на Александра Ельяшкевича, нападение и похищение Алексея Подольского и убийство Георгия Гонгадзе. Вторая книга — о причинах и «архитекторах» того, почему стала возможной оккупация Луганска и вообще Крыма и части Донбасса. Третья книга — уже как следствие рассказывает о живых и погибших героях, которые своими телами, воюя на востоке, закрыли те ошибки, которые наделали политики.

С презентацией книг «Дня» мы объездили фактически всю Украину, по сути, проводя просветительскую работу, которую бы должно было воплощать государство. Фильм «Луганск. Оккупация» — это очень серьезная работа. Валентин фактически экранизировал то, о чем много лет писала газета «День». Желаю своему коллеге успехов и чтобы этот фильм посмотрело как можно больше людей, потому что, прежде чем оккупировать наши территории, Кремль оккупировал мозги людей. Чтобы этого не было, необходимо знать свою новейшую историю на примере «Библиотеки газеты «День» и представленного фильма».

«Это действительно история, которая задевает, и мне действительно очень бы хотелось, чтобы люди, которые не имеют отношения лично к нашей Луганщине, посмотрели и первую часть фильма, и все следующие... — сказала общественный деятель Марина ЗОЛКИНА на кинопоказе фильма. — Меня в силу моей работы очень часто спрашивают, почему те или иные решения не принимаются. У меня остается не очень профессиональное объяснение, почему у нас, по крайней мере, такая наша внутренняя реакция на это затягивание. По моему мнению, это потому, что те, кому по воле нашего выбора, нужно принимать решения — им это безразлично. Вот вам, Валентине,  не безразлично. Вам как журналисту, как писателю, как человеку, который не принимает решения, вам не безразлично. Так где брать силы для того, чтобы на самом деле эти временно оккупированные территории вернулись к центральной власти? Где должен быть источник этой силы, чтобы прийти к этому и дождаться этого?».

«По моему мнению, первый наш источник силы должен заключаться в том, чтобы осознавать — война никогда не закончится, — дал ответ на этот вопрос Валентин Торба, — Страшные слова, но, к сожалению, мы сейчас  находимся в состоянии перманентной войны. И если мы будем себя убеждать, что будет как-то иначе, то это неправильно. Не будет иначе. Не было 300 лет иначе, и раньше не было иначе. Война — она перманентная, и началась она в не 2014 году. Нас уничтожали в 1933 году, и до того уничтожали, и манипулировали. И вместо того, чтобы создать государственные институции, нам подсовывали некоторые персоналии, которые просто разрушали эти институции, разрушали основы для восстановления нашей государственности. А по поводу, почему безразлично представителям власти? Я скажу еще одну крамольную вещь — почему-то убежден, что и вроде бы политическая элита себя неплохо чувствует и без Луганска, и без Донецка, и без Крыма».

«Здесь речь шла о границе между Украиной и Россией, — сказал Алексей ПОДОЛЬСКИЙ, журналист, политолог, бывший сотрудник Министерства иностранных дел, общественный деятель после просмотра фильма. — Первые переговоры относительно этого вопроса начались в 1995 году, и я в них принимал участие. До этого Россия с нами о границах совсем не имела никаких разговоров. Я тогда был дипломатом, и впервые в Луганск я приехал, когда мы проводили такую акцию, чтобы убедить тогдашнюю власть в том, что нужно идти по эстонскому пути. Я принимал участие в закрытых переговорах по Черноморскому флоту. Я принимал участие в закрытых переговорах по газу, при участии Лазаренко и Туркменистана... В конечном итоге я убедился, что наша власть — это главный предатель. Что тот агент России, который продает наше государство, сидит во главе нашего государства. И я, начальник отдела России нашего украинского МИД, ушел по собственному желанию... и ушел в оппозицию к Кучме. Писать, бегать, держать конспиративную типографию и так далее. И все это закончилось делом Гонгадзе. И Гонгадзе в этом принимал участие, чтобы вы знали. И наши соратники, и не он один... Помните Ельяшкевича? А Юрия Оробца? Здесь тоже многих нет, кто ушел уже из жизни. Вот я человек, который принимал в этом всем участие, я видел все это собственными глазами. Переговоры по Черноморскому флоту, когда отдавался Крым за газовую взятку. Через все эти «РосУкрЭнерго» кормились целые семьи и семьи наших президентов. И Торба правильно сказал, что война будет продолжаться. И об этом фильм. О том, как цинично отдавался Крым и Донбасс».

В следующих планах автора продемонстрировать картину на Луганщине, а именно в городе Северодонецке, которому посчастливилось быть освобожденным еще летом 2014 года.


КОМЕНТАР

Это честное и смелое кино

Пока продавцы шума продавали свой залежалый товар. Пока страна обсуждала список «30», который быстро превратился в список «47», в столичном Доме кино прошло нечто удивительное, тут состоялась презентация первой серии фильма Валентина Торбы: «Луганск. Оккупация». 

Я намеренно написал о «продавцах списков». Один из этих продавцов был героем нескольких эпизодов в фильме. Сколько их еще, эпизодичных героев-пустоцветов в истории Украины, которые за наш счет и за счет страны  пытаются продлить свое бесполезное политическое присутствие в пространстве, выжженным ими же самими? 

Я бы посетил презентацию и без приглашения автора. Признаюсь, сильно волновался. Это тот случай, когда личное знакомство может помешать беспристрастному восприятию фильма. Кроме того, это был дебют Валентина в жанре документального и неигрового кино, но все мои волнения улетучились с первыми кадрами — фильм получился и стал для меня настоящим откровением.

Торба не стал отстраняться от своего материала. Свою позицию автор не скрывает. Он отказался от сухого и бесстрастного языка, но фильм от этого больше приобрел, поскольку невооруженным глазом видно то, как Торба пропускает через свои капиллярные сосуды каждый эпизод. Валентин сделал это искренне и честно, поэтому ему хочется верить, как веришь голому человеческому страданию.

Нет смысла пересказывать сюжет фильма, тем более, что публике была представлена только первая серия картины.

Это честное и смелое кино, где не только четко обозначен внешний враг Украины, а где открыто, говорится о врагах внутренних. При этом нет никакого намека на гражданскую войну, о чем говорит само название фильма.

Гадливая улыбка Леонида Кучмы, согнутая спина Юрия Луценко, кадры кинохроники — имеющий глаза, увидит, имеющий уши, услышит. 

Валентин Торба талантливо сделал простую вещь — он связал распавшуюся часть времен. Он собрал мозаику из событий и людей, из их поступков и слов, упорядочил все по времени, разложив все по полочкам.

Это фильм о войне, об оккупации, о «русском мире», с одной важной поправкой — автор утверждает, что оккупация и война начались намного раньше, чем это принято считать.  

Валентин Торба не ищет мягкие интонации, не подбирает слова, не пытается понравиться, не спекулирует слезами на экране. Он говорит! Говорит, как может говорить художник с включенной камерой в руках. 

Это настоящее украинское кино талантливого украинского журналиста, который жил и работал в украинском Луганске.

Валерий ФУЕР

Владимир КОСТЫРИН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ