Почти тысяча остановок общественного транспорта столицы стали предметом инвестиционного конкурса относительно их благоустройства. Недавно в Киевской городской государственной администрации определились с его победителями. Право на переоборудование остановок получили несколько компаний, в частности «Юкрейниан Девелопмент», «Киев Маркет Солюшн» и «Киевтрансинвест». Они занимаются сдачей в аренду малых архитектурных форм. Это настораживает, потому что вместо комфортных и удобных остановок можем получить кучу новых МАФов. «День» выяснял, почему в Киеве победили бизнес-интересы, а не урбанистический подход.
ПРЕТЕНЗИОННЫЙ КОНКУРС
Конкурс относительно благоустройства остановок объявили еще в начале года. Но сразу ряд предпринимателей выступили с заявлением, что он проводится с нарушениями, в частности без публичных обсуждений и без привлечения общественности. Кроме того, в КГГА решили демонтировать 872 остановочных комплекса существующих инвесторов. По условиям конкурса, коммунальное предприятие «Киевпасстранс» действительно должно освободить 20-метровую зону вокруг остановок от временных сооружений, которые могут помешать выполнению инвестиционного договора. Выглядит так, что старые МАФы уберут, чтобы освободить пространство для новых. Понятно, что никто не гарантирует предпринимателям, которые сейчас работают вблизи остановок, что их киоски останутся. Отсюда — их протесты.
Хромала не только экономическая составляющая конкурса. Киевляне получат немного преимуществ от переоснащения мест ожидания транспорта. Или, может, вас устраивает абсолютно все на нынешних остановках? Может, у вашего дома есть такие, которые имеют информационное табло, удобные сидения и защита от солнца или дождя? При этом без рекламы и киосков.
Чтобы обновить места, где мы ежедневно ждем троллейбус или автобус, город готов потратить десятки миллионов гривен. На каждый такой комплекс пойдет 355 тысяч гривен. Он должен состоять из павильона ожидания площадью 15 квадратных метров и стоимостью 115 тысяч гривен и киоска, равноценного по площади павильону, который стоит 149 тысяч гривен. На благоустройство территории запланировано потратить 50 тысяч гривен, на информационное табло — 40 тысяч гривен и еще одну тысячу — на кнопку тревоги.
Но при этом о кардинальном улучшении безопасности и комфорта речь не идет. Например, в меры благоустройства город включает нанесение желтых полос, которые будут обозначать границы остановки, установление урн и павильона ожидания с лавками. Но частично это есть и сейчас. Почему-то к благоустройству засчитывают монтаж киоска по продаже проездных документов и других товаров. То есть без торговли никак, будет ли тепло-сухо прохладно (в зависимости от погоды) — хлопоты пассажиров.
ПО-КАНАДСКИ, ТО ЕСТЬ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ
Зарубежный опыт свидетельствует о другом: остановка общественного транспорта работает прежде всего для пассажиров, а не для рекламы и торговли. Киевский урбан-активист Сергей Щелкунов рассказал «Дню», как обустраивают остановочные комплексы в Канаде, где он сейчас на обучении. По его словам, на остановках вообще ничего не продается. В виде исключения — большие терминалы скоростных автобусов для дальних перевозок, также может быть маленький киоск по продаже газет, сладостей или воды.
«Честно говоря, я не припоминаю на улицах Канады малых архитектурных форм в нашем понимании, — делится Сергей Щелкунов. — Остановки должны выполнять ограниченное количество функций — информационную и защитную. Что касается навигационной функции, то пользователи остановки должны понимать, какие именно маршруты общественного транспорта здесь останавливаются, когда их ждать, куда они направляются. Чтобы делать пересадки, должна быть понятная и легкая для чтения схема маршрутов на украинском и английском языках. Можно, конечно, говорить об информационных табло, но, видимо, не в сегодняшних украинских реалиях. Для нас вполне доступны таблички с расписанием каждого маршрута. Много лет прошло с тех пор, как это реализовали в Европе и Северной Америке. Думаю, Украина наконец до этого доросла».
ОСТАНОВКАМ НУЖНА ЗАЩИТА ОТ АВТО
«Что касается защитной функции, то остановочный комплекс должен защищать пассажиров от погодных условий, иметь соответствующее освещение и в некоторых случаях даже отопление, — продолжает Сергей Щелкунов. — Одна из интересных особенностей, которую я заметил именно в Канаде, — некоторые остановки в Оттаве и Торонто полностью закрыты стеклом от проезжей части. Чтобы попасть в двери общественного транспорта, пассажирам приходится выходить из остановки и обходить ее. Благодаря этому может работать механизм отопления комплексов. Когда температура воздуха опускается ниже 2-3 градусов по Цельсию, пассажиры вручную могут включить на остановке отопление, это инфракрасный луч, который дает тепло в течение 15 минут, также это можно делать повторно».
Среди прочих особенностей канадских остановок — прозрачное покрытие, красная предупредительная линия, чтобы не спутать стекло с воздухом, никакой рекламы и запрет курения в радиусе девяти метров. Если речь идет о насыщенных пассажирами местах, на остановках может работать Wi-Fi и устройства для зарядки мобильных телефонов.
«Думаю, что в контексте Киева, когда автомобилисты часто наезжают на пассажиров, есть необходимость говорить еще и о такой функции остановок, как отбойник для защиты от легковых автомобилей», — резюмирует урбан-активист.
НИКАКОГО ФУНКЦИОНАЛА
Есть ли что-то подобное в Киеве? Так сказать, идеальная остановка общественного транспорта. Архитектор Олег Гречух говорит об остановках на Русановской набережной, которые показались ему более-менее эстетичными и удобными. Их установили накануне Евровиденья-2017 и впоследствии заменили другими конструкциями. Еще эксперт вспомнил, как лет пять назад город готовил проект по унификации остановок, но ничего хорошего из того не получилось.
«Остановка — это не просто павильон, который защищает от дождя, а место безопасности с соответствующей навигацией, — рассуждает Олег Гречух. — Город должен заботиться о том, чтобы люди получали больше качества от общественного транспорта, а не думать, как тот МАФ втулить около остановки. Пассажирам должно быть здесь удобно, потому что есть вот четкое расписание движения, табло со временем отправления, схемы маршрутов, чего не хватает на существующих остановках. Они могут быть сделаны из дорогих материалов, но при этом не давать никакого качества услуг, не иметь потребительских свойств».
По мнению эксперта, город на первое место ставит не удобство остановки, а обустройство около нее МАФа любой ценой. Чаще всего там продают кофе-чай, сигареты, спиртное, соответственно — вокруг остановок создается некая неблагополучная среда. И это еще одна проблема. «Я не знаю, как с этим бороться, — констатирует Олег Гречух. — Часть вины лежит на людях, которые пользуются услугами этих МАФов. Не пользуйтесь и не создавайте поток, ради которого эта тема заваривается. С другой стороны, есть городская власть, которая должна проводить социальную политику, стимулирующую более безопасную среду. Как не перетасовывай карты, все равно получается МАФ вместо остановки».