10 июля в Брюсселе состоялась презентация документального расследования о коррупции в ФИФА, разрешившего проведение чемпионата мира по футболу в России, которая ведет вооруженную агрессию против Украины и удерживает украинских политических заключенных.
Фильм называется «Один кубок мира по футболу, одна война, а сколько коррупций?» (в оригинале «One World Cup, One War, How Much Corruption?»). Его автор и режиссер — британский журналист-расследователь Тим Вайт.
«Сейчас в Украине идет война. Очевидно, что все в мире понимают, кто является агрессором. И эта страна проводит Кубок мира... На мой взгляд, решение предоставить России право провести чемпионат мира по футболу, очевидно, было коррумпированным. Это сейчас расследуется. И именно об этом мой фильм», — отмечает Тим Вайт.
Хронометраж фильма — 23 минуты. Пересмотреть его на языке оригинала, то есть на английском, уже можно на YouTube. Ожидается, что в ближайшее время фильм продемонстрируют на одном из украинских, а также британских телеканалов. Тем временем, «День» уже посмотрел документальное расследование Тима Вайта, записав наиболее интересные моменты для своих читателей.
«РЕШЕНИЕ НА МИЛЛИАРД ДОЛЛАРОВ»
«Один кубок мира по футболу, одна война, а сколько коррупций?» — попытка британского журналиста Тима Вайта правильно расставить акценты в мире, реальностью которого является большой спортивный праздник в стране-агрессоре. Главную причину этого он видит в коррупционной сути Международной федерации футбола. Автор считает недопустимым проведение чемпионата мира по футболу в стране, которая аннексировала Крым, ведет вооруженную агрессию против Украины и удерживает украинских политических заключенных.
Тим Вайт возвращается в ноябре 2010 года, когда ФИФА предоставила право на проведение чемпионатов мира по футболу в 2018 и 2022 годах России и Катара соответственно. Автор называет это «решением на миллиард долларов, которое было принято только 22 людьми, во главе которых стоял опальный бывший президент ФИФА Йозеф Блаттер».
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА
«Они не ехали в Москву обсуждать футбол. Их интересовал не футбол, а деньги», — рассказывает о визите небольшой делегации ФИФА в столицу России британский журналист-расследователь Эндрю Дженнингс в интервью для Тима Вайта. Интересно, что Дженнингс неоднократно выступает спикером в этом фильме. Это логично: работе над темой коррупции в ФИФА Эндрю посвятил не один десяток лет. Из-под его пэра вышли несколько громких по своему содержанию книг. В частности, «Фол! Тайный мир ФИФА: взятки, голосования и скандалы с билетами», «Мафия Блаттера. Обратная сторона футбола» и «Грязная игра: раскрытие скандала в ФИФА». Цветная гама обложки последней книги, изданной в 2015 году, не случайно повторяет российский триколор.
В своем фильме Тим Вайт вспоминает скандал 2015 года, когда было открыто уголовное дело против высших должностных лиц ФИФА по обвинению их в коррупции, мошенничестве и отмывании денег. Тогда среди обвинений был и коррупционный характер предоставления прав на проведение чемпионатов мира по футболу России и Катара. Однако никаких весомых результатов, кроме отстранения президента ФИФА Йозефа Блаттера и президента УЕФА Мишеля Платини, достигнуто не было. Но от смены глав суть этих футбольных структур не изменилась.
Вопрос о том, чтобы отобрать чемпионат мира у России, серьезно так и не был поднят. Обсуждалось предложение сделать хозяйкой турнира в 2018 году Англию. Однако за это решение проголосовали лишь двое из 22 вышеупомянутых членов комиссии ФИФА.
«Я все еще не убежден, справедливо ли делается выбор ФИФА и УЕФА, — отмечает Герре Сатклифф, который в течение 2007—2010 годов возглавлял Министерство спорта и туризма в британском правительстве. — Есть большие проблемы относительно целостности управления спортом, которые нужно решить. Я думаю, что необходимо ввести третью сторону, которая бы технически следила за честностью процесса отбора стран-хозяев крупных спортивных турниров.
Идея — в сохранении спорта отдельно от политики. Я понимаю этот принцип, но реальность иная. Если вы подаете заявку на проведение Кубка мира или Олимпийских игр, то это будет стоить правительству страны-хозяйки или городу-хозяину миллионы фунтов и долларов. Политики должны принимать участие в этом, потому что необходимо предоставить гарантии безопасности и инфраструктуры. Я не убежден, что процесс отбора в FIFA или в других видах спорта является полностью свободным от того, что произошло».
Тим Вайт вспоминает, как Запад ввел санкции против бывшего СССР и бойкотировал московские Олимпийские игры 1980 года в ответ на введение советского военного контингента в Афганистан.
«В отношении России это сделано не было. ФИФА должна была отозвать Кубок мира из этой страны», — убежден британский журналист. Он предполагает: если бы такие крупные футбольные и экономически развитые страны, заказывающие масштабные футбольные телетрансляции, как Испания, Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды и другие, заняли единую позицию и надавили на ФИФА, то организатор чемпионата мира принял бы правильное решение.
ФАКТОР СУРКИСА И МЕДВЕДЧУКА
Большой фокус в фильме Тим Вайт делает на самой Украине, объясняя и рассказывая зрителю многое об украинских футбольных и политических реалиях. В частности, автор выясняет, что некоторые украинские властные круги способствовали России в проведении чемпионата мира по футболу.
В фильме отмечается, что посредниками между Россией и ФИФА были футбольный функционер и бизнесмен Григорий Суркис и Виктор Медведчук — приближенный к Путину украинский политик. Они помогали России не только получить ЧМ, но и впоследствии сохранить право на его проведение, когда на ФИФА начали оказывать давление. Суркис-старший в этом вопросе способствовал как известная и влиятельная в футбольных кругах личность, отмечается в фильме. В течение 12 лет он возглавлял Федерацию футбола Украины, а с мая 2013 года является вице-президентом УЕФА.
«Украинским медиа и спецслужбам известно, что с 2015 года, от первого визита Суркиса и Медведчука в Санкт-Петербург, проходили консультации по поводу проведения и содействия Суркисом, из-за его возможностей в УЕФА, чтобы чемпионат мира прошел именно в России», — рассказывает в интервью Вайту народный депутат Украины Андрей Левус.
ПРАВИЛЬНЫЙ ДИСКУРС
В целом, фильм Тима Вайта сложно назвать обстоятельным журналистским расследованием, ведь местами глубины фактажа и конкретных доказательств ему ощутимо не хватает. Впрочем, «Один кубок мира по футболу, одна война, а сколько коррупции?» — документальная лента, снятая в правильном дискурсе.
Вспомните риторику, которую чаще всего использовали западные политики, обсуждая вероятность бойкота чемпионата мира в России. Фокус был на отравлении в британском Солсбери и на кризисе в Сирии. В дискурсе совсем отсутствовали упоминания о российских преступлениях в Украине, не прекращающиеся до сих пор. Не вспоминали ни аннексии Крыма, ни войны на Донбассе, ни, наконец, трагедию с MH-17. Британский журналист Тим Вайт в своем фильме не вспоминает Солсбери, однако делает акцент исключительно на моральном конфликте проведения спортивного праздника в стране-агрессоре, терроризирующем Украину. Прежде всего, этот фильм рассчитан на европейскую аудиторию, хотя украинскому зрителю он, вне сомнения, тоже будет интересен.
История ФИФА типична для организации, которую напрочь проела коррупция. Ее репутация запятнана скандалами настолько, что уже даже трудно представить, как эти пятна вывести. Об историях с привкусом футбольной коррупции и в дальнейшем будут снимать фильмы и писать книги. Тем временем ФИФА будет продолжать красть у нас игру. Кстати, книга-бестселлер британского писателя Дейвида Эллопа о коммерциализации футбола и коррупции в высших эшелонах ФИФА именно так и называется — «Как они украли у нас игру». Эта книга в свое время вызвала серьезный резонанс в мировых окололофутбольних кругах. ФИФА пыталась всеми доступными способами запретить книгу и помешать ее распространению, однако она лишь дополнялась и переиздавалась.
Теперь благодаря стараниям журналиста Тима Вайта на одну такую документальную ленту стало больше. Вопрос лишь в том, сколько еще таких материалов будет снято и написано до того момента, когда ФИФА под давлением общественности и соответствующих структур наконец решится на полную перезагрузку и очистку.