Проект Aftermath VR: Euromaidan («Последствия. VR: Евромайдан») создала команда New Cave Media. Это иммерсивный документальный проект о событиях Революции Достоинства в Киеве. Основатели компании New Cave Media — Алексей Фурман, Сергей Полежака и Кирилл Жилинский. Алексей и Сергей в свое время становились призерами международного фотоконкурса «Дня».
«В мрачное утро 20 февраля 2014 года вооруженные правоохранители открыли огонь по протестующим, защищавшимся битами и деревянными щитами. Погибли пятьдесят человек, и через несколько дней президент Виктор Янукович бежал в Россию. С помощью фотограмметрии и трехмерной компьютерной графики мы воспроизводим улицу Институтскую в том виде, в котором она находится сегодня, чтобы показать тогдашнее место кровопролития», — говорится в описании проекта на его фейсбук-страничке.Зрители имеют возможность повторить путь протестующих, шедших навстречу милиции. История утра 20 февраля 2014-го рассказывается через архивные кадры. Воспоминания очевидцев записаны в формате 360° видеоинтервью там, где произошли расстрелы.
Сам Алексей Фурман рассказал о создании Aftermath VR: Euromaidan на своей страничке в «Фейсбуке»: «Год назад (если точно, 11 июля). Мы получаем грант Journalism 360 Challenge, поддерживающий иммерсивную журналистику по всему миру. Идею рассказа о трагическом расстреле 20 февраля 2014 года, которую мы долго вынашивали с Сергеем Полежакой, поддерживают Google News Lab, Knight Foundation и Online News Association наряду с проектами от The Washington Post, USA Today, NPR, Knight Lab и других крутых организаций. Сегодня (если точно, 24 июля). Мы представляем демо-версию нашего проекта Aftermath VR: Euromaidan в центре Нью-Йорка, в пространстве VR World NYC, во время Journalism 360 Unconference, первой конференции по иммерсивной журналистике, где я выступаю на одной панели с редактором The New York Times. А между этими двумя — целая жизнь. В ней много открытий и экспериментов, много кофе и тяжелых бессонных ночей, и много улицы Институтской ранним утром в выходные, потому что в рабочие дни она превращается в парковочную площадку и сканировать невозможно. Этот по-настоящему сложный проект (технически, режиссерски, морально) делает каждый участник (участница) нашей команды New Cave Media. Забери одного (одну) — и так, как сейчас, уже не будет. Я горжусь каждым (каждой) из вас!»
Как Алексей Фурман рассказал «Голосу Америки», осталось завершить приблизительно треть проекта. Его премьера в Украине запланирована на ноябрь 2018 года, когда будет отмечаться пятая годовщина начала Евромайдана.
Документальный проект Aftermath VR: Euromaidan можно увидеть в нью-йоркском пространстве VR World NYC до 31 августа. Как отмечает Алексей Фурман, его демонстрируют наряду с журналистскими проектами от BBC News, FRONTLINE/PBS, Emblematic Group и проектом The Wall от The Arizona Republic и USA TODAY, выигравшим Пулитцеровскую премию.
«ЭТО ПОМОГАЕТ РАЗОБРАТЬСЯ В ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО»
«День» связался с Алексеем Фурманом, который сейчас находится в Нью-Йорке, и задал несколько вопросов по проекту Aftermath VR: Euromaidan.
- Уже есть положительные отзывы о проекте от иностранных специалистов. А как его воспринимали первые посетители экспозиции? Насколько люди знакомы с тем, что происходило в Украине зимой в 2014 году?
- Я получил очень положительный фидбэк от первых зрителей, которым имел шанс показать проект лично. Техника фотограмметрии довольно редко используется для того, чтобы реконструировать такую большую площадь - в этом одна из уникальных особенностей нашего проекта.
Довольно часто от иностранных зрителей можно услышать, что они узнают отдельные элементы, которые видят на виртуальной Институтской - монумент Независимости, Октябрьский дворец и др. Тогда обычно добавляют, что пребывание на полной улице дает ощущение масштаба, помогает разобраться в случившемся.
- Вы упоминали о различных трудностях при подготовке проекта. Даже таких технических, как запаркованная улица Институтская. Что было самым трудным с технической точки зрения? А что - с психологической? Насколько охотно очевидцы этих событий шли на контакт?
- Мы используем технику, которая называется фотограмметрия, для документального воспроизведения улицы Институтской. Как это работает? С помощью обычных цифровых камер или дронов мы снимаем объекты на Институтской, из которых потом создаем документальные трехмерные модели. В мире не так много проектов, на которые можно ориентироваться, это довольно уникальный опыт. Соответственно, мало кто сталкивался с техническими трудностями, с которыми сталкиваемся мы. Мы сканировали преимущественно в выходные, когда нет машин. Конечно, совсем не помогало то, что на Институтской осенью 2018-го периодически проводились акции протеста. Так что определенные объекты (вазоны, например) часто передвигают, были проблемы со сшивкой нескольких съемок. Приходилось переснимать.
С первых дней проекта мы работаем с архивными фотографиями и видео, снятыми в тот день. Эти крайне важные материалы украинских и зарубежных коллег задокументировали страшную трагедию, которая произошла в центре украинской столицы. Используем их для того, чтобы рассказать историю расстрела на Институтской. Их крайне травматично пересматривать.
Герои, у которых мы берем интервью в формате 360°, специально приезжали в Киев, чтобы рассказать свои истории. Очень им благодарны.
- Что еще надо доработать для проекта? Полностью Aftermath VR: Euromaidan впервые увидят именно в Украине?
- Должны закончить трехмерную модель улицы, участок у «Кинопалаца» и так называемый «кровавый пятачок», чтобы довести рассказ об утре 20 февраля 2014 года до конца.
Да, полную версию проекта планируем презентовать в Киеве к пятой годовщине Революции Достоинства и опубликовать проект для загрузки онлайн в 2019 году.