Что нужно, чтобы добиться успеха в любом деле? Прежде всего, это заряд на результат, это профессиональность и способность быстро учиться. И наверное, если говорить об украинских реалиях, это небезразличие, полноформатное погружение в процесс. На днях я имел чрезвычайно приятную встречу с небольшой командой именно таких «погруженных и небезразличных» волонтеров, бывших атовцев, строителей, что впряглись в достаточно амбициозный и неотложный проект, который в Украине на сегодня известен как #184 общаги. Государство, наконец, начало предоставлять адекватный объем ресурса на перестройку инфраструктуры Вооруженных сил. И что примечательно, оборонное ведомство осмелилось в то же время строить как лагерные городки нового качества, полигонные арсеналы, так и пробует сдвинуть в армии с длительного застоя квартирный вопрос.
СИНЕРГИИ НЕ НУЖНО НАЧАЛЬСТВО
Никто не говорил, что будет легко. Это понимают все, кто по собственной инициативе или по воле судьбы теперь причастны к строительству 184 общежитий по всей стране для наших воинов — от высшего руководства государства и Минобороны к бетонщиков и каменщиков, которые невзирая на нынешнюю жару и дождь материализуют мечту 23 тысяч военнослужащих о пристойном жилье. Жилье как мотивации и жилье как перспективе.
...Уже несколько месяцев их вторым домом является кабинет в ДП МОУ Центральный проектный институт. С утра и до позднего вечера здесь не умолкают телефоны, пахнет кофе, в воздухе витают незримые клубы дизайнерских и строительных идей. Это профессионалы, патриоты и партнеры, которые собрались вместе, чтобы помочь армии. Да, именно партнеры, потому что они сами говорят, что в их группе нет начальства, поскольку здесь руководствуются не повелительными регламентами, а фактически творят синергический продукт. Именно благодаря их стараниям проект не стал мертвым. Возможно, он не так быстро, как хотелось бы, воплощается, однако на большей части стройплощадок уже кипит работа.
Хотя, может и несколько субъективно, но роль «моторчика» команды я бы отдал именно Александру Погребискому.
— Александр, можно ли говорить, что проект находится где-то близко к его экваториальной линии? — интересуюсь у него.
— Ой, нет! Экватор для нас — это полная готовность кровли сооружений. Тогда можно с некоторым облегчением вздохнуть и разворачивать внутренние работы — следующую не менее важную часть начинания.
— Процедуры торгов стали серьезным испытанием для проекта?
— Оборонное ведомство впервые настолько массово столкнулось с потребностью одновременно проводить огромное количество торгов. Идет речь о заказчиках — Территориальных квартиро-эксплуатационных управлениях (ТерКЭУ). И мы не могли здесь долго играться, потому что на выполнение комплекса строительных работ «нарезали» всего 7 месяцев. Практически для всех ТерКЭУ — это был вызов. С помощью известной волонтерки Нелли Стельмах мы организовали им семинары под руководством специалистов по процедуре торгов (площадки «Прозорро», Минэкономразвития, Киевской школы экономики и тому подобное). Учили на примерах реальных торгов, главное, как правильно действовать в соответствии с законом и не допускать типичных ошибок и проблем.
— И на первых заседаниях в тендерных комитетах мы видели, что ребята из ТерКЭУ заметно «плавают» в этой теме. Приходилось разбираться и помогать во многих ситуациях, искать выходы, — приобщается к разговору креативная Дарья Недозим. — Существовал большой риск ошибок, следовательно — вероятности обжалования заключенных соглашений, что затягивало бы процедуру торгов и само строительство.
Собеседники сознаются: на торги заходили фирмы без успешного строительного бекграунда или предлагали фантастически низкие цены на выполнение работ. Теоретически это становилось залогом их формальной победы. Однако проекту #184 общаги феноменально повезло: ожидаемое засилье таких «фирмочек» не состоялось. Тот, кто откровенно демпинговал, обычно имел неурядицы с документами и не проходил сито тендерной комиссии.
ЗЛАЯ ШУТКА ОТКРЫТОЙ ПУБЛИЧНОСТИ
— Формируя договорную базу, мы учли ошибки, которые допустили на строительстве лагерного городка для «Широкого Лана» и других объектов, которые стартовали раньше, — говорит Дарья Недозим. — В частности, предусмотрели твердые цены. Не получится, так, что участник становится победителем благодаря демпингу, а затем путем перезаключения дополнительных соглашений поднимает стоимость работ. Есть определенный объем средств — согласились на него, пожалуйста, стройте. Потратите больше — вам никто не заплатит. Также заложена возможность штрафных санкций и расторжения соглашения в случае его невыполнения. У нас уже есть такой прецедент. Подрядчик на протяжении 5 дней после подписания соглашения должен был выехать техникой на площадку. Но он этого не сделал и не начал работы через 20 дней. Мы одностороннее разорвали договор.
— Какая картина реальных сроков сдачи объектов, ведь их обещали сдать до конца 2018-го?
— Не скрываю, что по объективным причинам — неготовность стройплощадки, обжалование торгов или блокирование процедуры — часть домов сдадут только в следующем году. Например, в Черновцах громаду безосновательно подстрекают к блокированию одного из наших общежитий. Считаю: так шантажируют Минобороны, — замечает Александр Погребиский. — Лица, которые проживают рядом в ведомственных общежитиях, за счет #184 общаги как-то хотят улучшить и свой быт. Именно публичность проекта играет с ним злую шутку, потому что такая открытость на руку тем, кто хочет заниматься манипуляциями. Не понимаю такую позицию, ведь там сооружают не торгово-офисный центр, а жилье военным! И строительство физически не задевает их старый дом: ленточный фундамент новой двухэтажки никак не повлияет на соседнюю — там не забивают сваи, не копают более глубокий котлован. Наверное, все дело в общественном лидере, который навязывает землякам мысль, что перед тем, как кого-то пустить строиться, нужно что-то выторговать себе.
Нелли Стельмах как-то вначале говорила команде #184 общаги: «Если вы заключите 50 соглашений — вы герои». В настоящее время уже заключено почти 170 соглашений, где начались или в разгаре строительные работы из запланированных 184. На почти полсотни локаций практически готовы стены. Команда не собирается останавливаться. Их дроны, словно всевидящие глаза, неутомимо летают над площадками и фиксируют состояние дел в реальном времени.
— А как воспринимают проект подрядчики. Это вызов для них или просто возможность заработать?
— Проект чрезвычайно публичный, и не все стройкомпании поняли это сразу, воспринимая его как рядовое коммерческое предложение, — отвечает Дарья Недозим. — В целом подрядчики очень разные. Есть даже бывшие атовцы, которые сплотились и теперь строят для действующих военных. Вот в Белой Церкви заместитель комбата 72-й бригады вернулся после мобилизации в свою строительную компанию и теперь строит общежитие для части. Он честно выиграл торги на «Прозорро», хоть к его работе и есть замечания. Кстати, самая успешная локация проекта — строительство для 95-й бригады и 199-го Учебного центра ДШВ в Житомире.
Другим серьезным вызовом #184 общаги стал дефицит стройматериалов, в основном фундаментных блоков. Критический сегмент проблемы тот, что, несмотря на осведомленность об объемах строительства, заводы не успевали их производить. Волонтерской группе пришлось встретиться и с массовой неподготовленностью площадок и плохо выполненными инженерно-геодезическими исследованиями. Нужно было успевать отреагировать везде. И тогда или заводы начинали производить те же керамоблоки в три смены, или в проекты вносили изменения под другие материалы, менее дефицитные, но не менее качественные. Также оказалось, что запроектированные для #184 общаги лестницы соответствовали госстандарту, но их в стране... не производили. Тогда команда проекта быстро разработала выход из ситуации, послав на места алгоритм ее решения.
СМАРТ-КВАРТИРЫ ДЛЯ СЕРЖАНТОВ
Общежития только на первый взгляд типовые. Архитектурно-инженерные решения здесь индивидуальные, в зависимости от местного климата, особенностей почв, их гидрологического режима, сейсмичности и т.п. Стандартная только «коробка». Уже на местах проектировщики закладывали условия для фундамента. Где-то котлован имеет глубину 70 см, а кое-где — почти 5 метров. Поэтому смета домов «скакала» от 16 до 20 и более миллионов гривен.
Есть и у нас ошибка. Как говорят, век живи — век учись. Мы не должны были устанавливать для всех проектов одинаковые сроки выполнения работ, — честно признается Дарья Недозим. -Площадкам со сложными фундаментами нужно было дать значительно больше времени на работу.
— И что, как сейчас корректируете сроки?
— Договариваемся с исполнителями, что у них есть возможность задержаться на одном этапе, а нагнать на следующем. Идем друг другу навстречу. Почти по всему пытаемся выйти на ранее определенные тайминги.
Постепенно наши задачи стали однотипными. А когда все начиналось, было много нового и непонятного. Теперь проблемы можно автоматизировать, загнать в табличку и реагировать на них программно. Опыт решения проблемы нехватки и замены материалов в регионах теперь являются частью нашей прогнозной аналитики. Немногие представляют, сколько кругов ада нужно пройти, чтобы что-то изменить. «Эксперты-критиканы» только горлопанят, сами не пытаясь хоть что-то сделать, — говорит еще один участник команды Руслан Калайда. — Уже началось производство мебели для общежитий. И эти шкафы, тумбочки и кровати — тоже продукт нашего творчества. Так мы закладываем новые традиции в армии и реально отходим от «совка».
Разноплановый опыт дебюта #184 общаги вдохновляет Дарью Недозим в ее новой работе над последующим развитием проекта. Речь идет о сержантских смарт-квартирах — четырехэтажных типовых зданиях, сделанных на основе проектов улучшенных общежитий. Это служебное жилье с достаточно нормальными условиями. Площадь квартиры будет даже больше, чем средний показатель коммерческого смарт-сегмента на рынке. Военным будут предлагать около 30 кв метров, тогда как в обычном строительстве «мини» бывают вдвое меньшими. Согласно запланированной реформе, такую квартиру будут предлагать любому сержанту, независимо от состава семьи. Даже если он не женат. Мы понимаем, что неженатому, женатому без детей или с одним ребенком там нормально живется, а если детей больше — сержант сможет арендовать другое жилье, получая компенсацию. Теперь команда уже точно знает, как и где искать материалы, алгоритмы. Например, под «смарты» будут закладывать монолитные фундаменты, чтобы не провоцировать нехватку фундаментных блоков, так же с лестницами уже проблем не будет возникать.
У многих «экспертов» есть простой спортивный интерес: «А что из этого будет?» Генерировать конструктив — это тоже труд, и не самый легкий.