Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Именем светской львицы

Во Львове демонстрируют кресло-кушетку «Рекамье» начала XIX века
13 августа, 2018 - 17:14
ЖАК-ЛУИ ДАВИД. ПОРТРЕТ МАДАМ РЕКАМЬЕ (1800 ГОД)

Роскошное и помпезное кресло-кушетка в стиле ампир времен Наполеона I, представленное в постоянной экспозиции Музея этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины (проспект Свободы, 15), поражает своей изысканностью. Выполнено мастерами в Вене (Австрия) в начале позапрошлого века. Об этом «Дню» рассказал заведующий сектором экспозиции МЭХП Андрей Колотай. И прибавил, что женщины на нем сидели полулежа. Также     — позировали художникам. В белом наряде — как греческие богини.

Такие полотна есть в наработке французских художников Жака-Луи Давида (1748—1825) и Франсуа Жерара (1770—1837).

В кресло вмонтирован рог изобилия. «Инкрустированный несколькими ценными породами деревьев и перламутром, он уже сам по себе выглядит как совершенное произведение искусства», — говорит Андрей Колотай.

Кресло имеет четыре ножки, декорированные как лапы животных, а одна из них, для аллегории, выполнена в виде человеческой стопы. «Кресло-кушетка «Рекамье» имеет изысканную и деликатную форму, — говорит музейщик. —  Легкая ажурная спинка, которая идет полукругом, гармонирует с сидением, выполненным в виде декоративной сетки. Одним словом — ампир во всей своей красоте и величии!»

Остается прибавить, что антик Музей этнографии и художественного промысла унаследовал от своего предшественника — Городского промышленного музея,  основанного в1874 году.

И в конце о том,  почему кресло-кушетка имеет название «Рекамье». Кто ищет — тот находит!

Жюльет Рекамье (1777—1849) — светская львица, и в ее салон приходили очень известные личности.

15-летней Жюльет вышла замуж за Жака-Розе Рекамье, старше ее аж на тридцать лет. Потом ее муж писал, что не любит Жюльет, но очень нежно к ней относится. Ходили даже слухи, что Жак-Розе — отец Жюльет, а вступил в брак с ней для того, чтобы сделать наследницей. Так ли это в действительности, до сих пор остается тайной.

Вне того, с 1799 года до 1848-го (почти полвека) салон мадам Рекамье был интеллектуальным центром Парижа. По разным источникам, пылкими поклонниками ее красоты и ума были политики, дипломаты, ученые, писатели и художники. В частности  — Жак-Луи Давид, который любил рисовать мадам. Говорят, что кушетка получила название «Рекамье», собственно, после того, как придворный художник Наполеона  I изобразил на ней прекрасную Жюльет.

Мадам умерла 71-летней от холеры. До самого конца с ней был ближайший друг — политик, писатель и дипломат Франсуа-Рене Шатобриан.

А интерес к личности светской львицы не утихал и после ее смерти. В 1859 году была издана ее переписка. Также жизни мадам посвятили несколько исторических романов (например, Франсуа Гизо). Уже в ХХ в. (в 1920-ом и 1928-ом) об этой необыкновенной женщине в Германии и Франции сняли кино.

Ходите в музеи — узнавайте и развивайтесь. И читайте газету «День» — есть чем заинтересовать и удивить. А главное — глубоко копать. Чтоб знать!

Фото Андрея КУБЬЯКА и сайта liveinternet.ru

Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ