Прекрасно сохраненная кроватка-качель первой половины XIX века (1815 — 1830 гг.), которую изготовили во Франции, находится в постоянной экспозиции Музея этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины (проспект Свободы, 15).
«Колыбель отличается легкостью форм и изысканностью декоративной трактовки, — рассказывает «Дню» заведующий сектором экспозиции МЭХП Андрей Колотай и обращает внимание на мельчайшие детали в подтверждение своих слов. — Одна из ножек колыбели имеет высокую форму, что органично переходит в шею и голову лебедя, который в клюве держит корону (символ власти). К короне прикреплен шатер, увенчивающий колыбель. Вторая ножка, что к ней крепится колыбель, меньше и увенчивается шишкой пинии, которая является древним символом плодовитости. На стенках самой колыбели изображены два лебедя с венком в клювах — как символ славы и власти».
Раритет Музей этнографии получил от своего предшественника — Городского промышленного музея, основанного в 1874 году.
Из-за того, что информации о колыбели времен Наполеона маловато, уже вне пределов музея решила самостоятельно сделать исследование. И выяснила, что вообще люльками исследователи почти не интересовались. Из доступного в интернете — статья Анны Черепановой «Колыбель из Большой коллекции художественных искусств ASG в контексте эволюции вида», где автор пытается рассказать об истории развития, конструкции и типизации колыбелей, а также проанализировать и установить авторство люльки в Большой коллекции художественных искусств ASG.
Следовательно, опоры в виде шеи лебедя, которые придерживали вуалетку (или шатер) начали применять в конце XVIII века. «В малоимущих семьях, особенно в сельской местности, колыбель для будущего ребенка делали отец или дидо, — отмечено в статье А. Черепановой. — С усовершенствованием конструкции этого предмета столяры-любители все реже брались за его изготовление. Выполнение такого предмета мебели становится почти эксклюзивной работой мастеров».
Согласно исследованию Анны Черепановой, один из самых известных и самых талантливых мастеров того времени — Ранси (Rancy), а мастерская его была на улице Шаронн. (Город исследовательница не указывает. Поскольку в энциклопедии есть ссылка на квартал Шаронн в Париже, то, наверное, можно считать, что в статье идет речь о Париже).
КОЛЫБЕЛЬ КОРОЛЯ РИМА (СЫНА НАПОЛЕОНА). МАСТЕР ЖАН-БАТИСТ-КЛОД ОДАЙОТ (1811)
Ссылается Черепанова и на «Альманах по торговле» 1822 года, где отмечено, что Ранси был изобретателем и единственным производителем колыбелей в форме гондолы. Отдельные модели его люлек и в самом деле похожи на маленькие лодки и, по мнению историков искусства, являются изысканными предметами мебели того времени. Также автор отмечает, что в мастерской Ранси изготовляли колыбели не только для французской элиты, но и для более широкого круга заказчиков — «среднего класса».
«НЕЖНОСТЬ». ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК ЖАН-БАТИСТ ЖЮЛЬ ТРАЙЕР (1824 - 1909)
Анна Черепанова хорошо иллюстрирует свое исследование, и в статье есть несколько фото колыбелей, очень похожих на ту, которая хранится в Музее этнографии и художественного промысла. Потому можно предположить, что корни львовской колыбели — тоже с улицы Шаронн. Или с окрестных. Потому что клейма Rancy на люльке нет.
Ну и в конце отмечу, что поискала кроватки-качели и в живописи XIX века. Не скажу, что их много, но нашла-таки. И ни на минуту не пожалела о том, что в целом на подготовку этого довольно скромного по объему материала потратила три полных рабочих дня. Колыбели — очень милая и душевная тема.
КОЛЫБЕЛЬ ИЗ ФРУКТОВЫХ ПОРОД ДРЕВЕСИНЫ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В. (АР НУВО, МОДЕРН)
Потому — ходите в музеи! Узнавайте и развивайтесь. И, конечно, читайте газету «День» — нам есть чем вас заинтересовать.
ФОТО АНДРЕЯ КУБЬЯКА И С САЙТА https://www.tripadvisor.ru/LocationPhotoDirectLink-g190454-d246451-i2091...