Украинский оскаровский комитет избрал драму Сергея Лозницы «Донбасс» в качестве национального претендента на премию Американской киноакадемии «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке».
Лента о событиях на Востоке Украины от самого титулованного на сегодня украинского режиссера обошла в национальном отборе 5 других претендентов: «Брама» Владимира Тихого, «Вулкан» Романа Бондарчука, «Когда падают деревья» Марыси Никитюк, «Киборгов» Ахтема Сеитаблаева, документальный «Миф» Леонида Кантера и Ивана Ясния.
Ранее, в мае, «Донбасс» уже получил награду на Каннском фестивале — приз за лучшую режиссуру в программе «Особенный взгляд». 21 августа стало известно, что картина вошла в лонг-лист премии Европейской киноакадемии. Североамериканская премьера драмы состоится на фестивале в Торонто в секции Contemporary World Cinema.
Фильм создавался у копродукции Украины, Германии, Нидерландов, Франции и Румынии. Украинским продюсером выступил Денис Иванов и кинокампания «Артхаус Траффик». Съемки проходили этой зимы в Кривом Роге.
Из 13 эпизодов картины лишь один не происходит на оккупированных территориях. Декорации для остальных — это кровавые будни «Новороссии» в условном восточноукраинском городе. И все же фильм не просто об укладе «Русского мира», а о его главном оружии: пропаганде, механизмы которой Лозница анализирует с присущей ему безжалостностью.
Это начинается с первого кадра. В трейлере съемочной группы дородная разговорчивая пани (Тамара Яценко) спорит с гримером. В следующей сцене ей и ее коллегам-артистам, замаскированным под случайных прохожих и выведенным на улицу, придется выступать «очевидцами» враждебного обстрела на фоне предварительно подорванных троллейбуса и автомобиля. В помешанном «новороссийском» мире реальность подгоняется под лозунги. Время и пространство в этих искаженных координатах теряют целостность, отдельные жизни служат расходным материалом, героя заменяет вождь или начальник, поэтому ни одна история не может завершиться — поэтому «Донбасс» структурирован фрагментарно.
С каждым новым эпизодом манипуляции становятся и более нахальными, и более виртуозными. В роддоме разговорчивый Михалич (Борис Каморзин) устраивает для тихой массовки женщин в белых халатах шоу с демонстрацией продуктов и лекарств, спрятанных в кабинете вороватого директора, — последний спокойно отсиживается в соседней комнате и потом отблагодарит шоумена конвертом необходимой толщины. Группа военных с монголоидными чертами утверждают немецкому журналисту, что они «местные», но не в состоянии уточнить, как называется их поселок. Украинского военнопленного выводят к столбу около автобусной остановки с табличкой на груди «каратель» для последующего самосуда. Маршрутку кромсают российские «Грады», после чего сопровождающую их машину сепаратистов на ночной дороге расстреливает из засады группа ликвидации. Труппу из пролога превращают в настоящих «двухсотых» ради очередного репортажа под заключительные титры на статичном общем плане: ложь кусает себя за хвост.
Материалом для сценария «Донбасса» служили видеосюжеты из Сети. Размещение репортажной съемки в интернете — деяние информационное, не режиссерское. Соответственно, Олег Муту, который работал с Лозницей во всех игровых картинах, свою операторскую индивидуальность подчиняет драматургии. Перевоплощается в прыгающую телекамеру в бомбоубежище, в телефон в руках легкомысленной водителя на обстреливаемой дороге, у неподвижного наблюдателя на общих планах. Подобное самоустранение не исключает этически четкую авторскую позицию — просто только так и можно засвидетельствовать то, что избегает свидетельства, сделать реальной фабрику ирреальности.
Не документ, не драма, а широкий анатомический срез — другой оптики для обустроенного пропагандой ада, вероятно, быть не может.
До сих пор такого взгляда не предлагал никто.
В широкий украинский прокат «Донбасс» выйдет 18 октября.