В политической и экономической жизни Республики Молдова (РМ) продолжаются довольно сложные процессы. С одной стороны заметны определенные успехи правительства, которые отчасти отражаются в стабилизации экономики и росте товарооборота, с другой, политические события лета 2018 г. поставили под угрозу верховенства права и демократии в стране. Что сегодня происходит в Молдове и, что ожидать в будущем в интервью с директором департамента экономических исследований Института развития и социальных инициатив IDIS «VIITORUL» Виорел KИВРИГА.
- Последнее время Республики Молдова демонстрирует определенный рост экономики, который во многом даже больше чем у ряда других стран постсоветского пространства. Виорел, какова ваша оценка сегодняшней экономической ситуации в Молдове?
- Я бы более внимательно смотрел на все эти подсчеты и показатели. В 2013-2014 гг., когда у нас были выборы, и когда Молдова подписала соглашение об ассоциации, у нас произошли странные явления в политической плоскости и в экономике. Ключевой проблемой тут был отток миллиарда долларов из банковской системы станы, который наложил свой отпечаток на развитие экономики на последующие два-три года. Тот рост в области торговли, который был виден до 2014 г. остановился, и, в принципе, мы были даже в минусе пару лет. На данный момент, в 2017 г. Молдова, нагнало утраченное и в торговле, действительно, виден довольно хороший рост.
Наш экспорт стал более динамичным. Плюс, компании начали продвигать свою продукцию на рынок европейских стран и на другие рынки. В этом кроется, на мой взгляд, качественно новые явления, которые несут очень большие плюсы для экономики в дальнейшем. Кроме того, если до 2015-2016 гг. от силы четыре города - Кишинёв, Бельцы, Унгены и Сорокa, были привлекательными для инвесторов, то на данный момент виден интерес уже к районным центрам. Это видно по Страшенам, Оргееве, Комра?т и другим городам, которые уже принимают больших инвесторов.
- А это в основном кто? Румынские, европейские, украинские инвесторы?
- Есть как европейские, так и азиатские предприятия.
- А что послужило в большей степени причиной инвестиционной привлекательности?
- Во-первых, улучшение инвестиционного климата, а во-вторых, определенное разрушение трех мифов о Республике Молдова, о том, что Молдова обладает уникальным климатом, очень дешёвой и квалифицированной рабочей силой, плодородной почвой. Эти мифы исчезли, и реальность показала, что нужно создавать условия для ведения бизнеса более привлекательные, чем в других странах. Кроме того, у нас такая же острая, как и в Украине и Румынии, проблема с кадрами. Существует большой отток рабочей силы. И самое главное, молодых квалифицированных специалистов. Но следует отметить, что уже есть и обратный эффект. Многие уехавшие с первой волной миграции начали возвращаться домой.
- Если говорить о миграции, то, как вы ее можете охарактеризовать по отношению к Республике Молдова?
- Это, в основном, трудовая миграция связанная с возможностью заработать деньги зарубежом и вернуться обратно. Хотя, безусловно, определенная часть остается и за границей, эмигрировав окончательно. Многие возвращаются со своими идеями, своим опытом, который является уникальным для населённого пункта, из которого они ушли. И плюс, на фоне этого, появляются очень интересные маленькие компании, которые, я считаю, имеют большую перспективу стать хорошими компаниями в будущем.
- Насколько положительным для Республики Молдова было подписание договора об ассоциации?
Непростой вопрос. Конечно, есть определенные успехи. К примеру, по состоянию на 2018 г. 68% экспорта молдавской продукции приходится на страны Европейского союза, тогда как на страны СНГ приходится лишь 16%. Экспорт из левого берега Днестра (Приднестровского региона) в Румынию, Польшу и Украину превосходит экспорт в Россию. В случае с Украиной, то ваша страна экспортирует очень много в Молдову и очень мало из Республики Молдова. Увеличилось число экспортирующих компаний, произошли качественные изменения в промышленности, сельском хозяйстве и секторе услуг. Произошли позитивные изменения в гармонизации законодательства, наращивании институционального потенциала государственных учреждений.
Однако, сказать, что у нас произошли существенные изменения, к примеру, в производственном сектор, то это весьма спорно. Сегодня ситуация не сильно отличается от той, которая была до подписания соглашения. После 2014 г. в течение двух лет была стагнация, и лишь в прошлом году был определенный рост. Это показывает, что нужно улучшать качественную составляющую в этом секторе. Но сюда нужно вкладывать очень большие ресурсы. Нужны очень хорошие компании, новые продукты, новые услуги. И самое главное, чтоб они были конкурентоспособными не только на нашем рынке. Я считаю Молдову как «полигон» для собственных компаний, где они могут отличиться, где они могут научиться конкурировать с другими предприятиями.
- Какова роль в торговом балансе Приднестровья? Ведь, как известно, Тирасполь всю экономическую деятельность c миром ведет через Кишинёв?
- В Приднестровье тоже происходят процессы, которые показывают, что они в какой-то мере вовлечены в процесс евроинтеграции. Например, если брать торговлю и экспорт, то Украина поглощает в два раза больше товаров из этого региона, чем Россия. Аналогичным образом, доля экспорта в Румынию составляет 16,9%, а в Россию – всего 10%. При этом, там очень непростая ситуация – бизнес не развитый, нет экономических реформ, монополия одной компании «Шериф» и т.п..
- Сейчас много говорят о возможности федерализации Республики Молдова. Насколько это реально?
- Федерализация – это ложный путь. Здесь нужно очень внимательно подойти к решению многих связанных с этим проблем. Если было бы желание в Кишинёве и в Тирасполе, то вся эта ситуация была бы уже давно решена. Во-вторых, здесь очень большие интересы, и, в основном, экономические. Это «серая зона», через которую идёт контрабанда. Здесь очень много грязных денег, не только из Молдовы, но и из других стран.
- А как повлияло открытие совместных украинско-молдавских пунктов пропуска на развитие взаимоотношений между странами?
- Это нужно было сделать уже давно. Потому что неконтролируемую граница между Украиной и Молдовой можно считать открытым окном для разных явлений, которые отражаются на экономике и на нормальной жизни жителей Приднестровского региона. Пока трудно сказать в цифрах и экономических показателях, насколько изменилась ситуация. Однако, наверняка будет положительный результат. Осуществление совместного контроля перемещения товаров и людей через пункты пропуска между Молдовой и Украиной, должно стать нормальным явлением для развития добрососедских отношений.
- В начале 2018 г. в Республике Молдова пройдут очередные парламентские выборы. Каковы Ваши оценки и прогнозы? В Украине в экспертной среде полагают, что очень большая вероятность прихода к власти Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ), которая близка к Президенту И.Додону, и которая известна своими пророссийскими взглядами. Как Вы полагаете, что ожидать?
- Во-первых, мнение И.Додона и его партии, это не мнение всей Молдовы, это не мнение большинства молдаван.
Во-вторых, те решения, которые сегодня принимаются властью насчёт наших парламентских выборов, не должны быть примером для Украины. Сейчас в Республике Молдова созданы ряд прецедентом, с выборами мэра Кишинёва, отсутствием должной реакции власти на недовольство народа и т.п. И они далеки от нормального восприятия. Все политики должны быть сторонниками демократических ценностей и учитывать волю народа или волю граждан страны.
В-третьих, нужно создавать нормальные условия для всех партий, которые участвуют в этих выборах. Не нужно вносить изменения в законы, какие бы они не были, в последний год перед выборами.
Теперь касаемо выборов. Сегодня говорят о множестве сценариев дальнейшего развития ситуации. В том числе, что внушительный процент возьмет ПСРМ, которой нужно будет формировать большинство с другими партиями, прошедшими в парламент – Демпартией, Партиями «Платформа Достоинство и правда» и «Действие и солидарность». Что это, скорее всего, не произойдет и будут создавать различные, в том числе и неожиданные комбинации. На самом деле может быть все, что угодно. Ситуация меняться изо дня в день.
В то же время я полагаю, что Демпартия имеет большие возможности оставаться во власти и диктовать условия игры, даже не имея большинства в парламенте. Другие демократические партии, сегодня, к сожалению, поставлены в незавидное положение по той простой причине, что они не сделали то, что должны были сделать за период правления в альянсе с другими партиями. Если бы тогда, в 2014 г. были проведены реформы на фоне подписания соглашения об Ассоциации и не украден миллиард из бюджета, то ситуация вполне могла быть совсем иной. То, что произошло, будет ещё долго-долго иметь негативное влияние на электорат и на способности ряда партий привлекать людей.
И еще один момент, который стоит учитывать. Сейчас имеет место перетекания представителей одних партий в другие. Поэтому не исключено, что после выборов начнутся сложные процессы, в результате которых далеко не факт, что получившийся состав парламента будет соответствовать результатам выборов…
- Насколько велик риск, что Молдова после выборов может стать больше пророссийской и поменять курс с евроинтеграции на углубление евразийского сотрудничества?
Риски бывают всегда. Однако я не знаю, что какой-нибудь из всех действующих на сегодня молдавских политиков, который имеет веское слово, может четко сказать, что «да, евразийский путь - это самый короткий и правильный для развития и процветания Молдовы». Я не видел процветающих стран, где бы после выбора этого пути они стали примером для других. Это видно, на примере Армении, да и той же Беларуси. Но в то же время, те страны, которые что-то делают, которые бедны, но хотят быть примером для других, уже давно в Европе. Кроме того, никто не хочет еще раз иметь 7 апреля 2009 г. Для Молдовы это будет слишком болезненно.
Виорел Kиврига, политик, экономист, эксперт центра IDIS «Viitorul» (Республика Молдова). Автор многочисленных статей в области бизнеса, экономики, коммерческой, финансовой, сельскохозяйственной и экономической политики. Принимал участие во многих социальных и экономических проектах, как в Молдове, так и за рубежом. Автор концепции субсидирования сельского хозяйства в Республике Молдова (ru.wikipedia.org).