Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Теневой театр и кино

В Киеве опять, как это было в сентябре 1941-го, «взрываются» кинотеатры
3 октября, 2018 - 19:15
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Взрываются, конечно, символично. Однако от того картинка уничтожения заведений культуры (а кинотеатры, по отечественному законодательству, относятся именно к таким заведениям) не становится менее жуткой.

А ПОКАЖИТЕ-КА СВОЕ ЛИЧИКО!

Одной из столичных топ-новостей на прошлой неделе стало закрытие сразу двух кинотеатров — «Кинопанорамы» и «Украины». Оба в самом центре Киева, они тесно связаны с историей нашего кино. Оба были проданы в частную собственность. В 2005 году Киеврада позволила приватизацию «Украины», кинотеатра, который работает с 1964 года и в начале «нулевого» десятилетия был реконструирован на новой технологической основе. В 2008-м то же самое произошло с «Кинопанорамой».

Первый и, собственно, главный вопрос: кто сейчас является владельцем кинотеатров? Прежде всего «Украины» (вопрос почти символический)? Как известно, выяснить, кто на самом деле является владельцем, у нас часто просто невозможно. В лучшем случае в соответствующем реестре  вы найдете название компании, чье местонахождение:  Кипр, скажем, или какая-нибудь Панама. То есть называется формальный владелец, реальный надежно замурован в «подполье». То есть имеем некий Театр Теней — достаточно старорежимный, следует сказать. А в Украине актуальный и даже действенный.

РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Остается обратиться к интернетовским источникам. В одном из них сказано, что владельцем «Украины» является ООО «Кинопремьер», которое принадлежит Валентине Вороновой, Юлии Маринчук и Евгению Вилгину. А еще кинотеатр связывают, цитирую, с бизнесменом-коллекционером Игорем Вороновым и его партнером Евгением Шаломеевым (экс-депутат Киеврады от Блока Виталия Кличко). Воронов, по той же информации, является владельцем ресторана «Феллини», который находится в одном помещении с кинотеатром. (Источник).

Почему так важно выяснить имена владельцев? А для того, чтобы требовать от них обнародования планов и намерений.

Закрыли (временно ли приостановили деятельность) той же «Украины» — и что дальше? По моей информации (проверить ее я пока не смог) где-то в 2010 или 2011 году Киеврада давала согласие на «реконструкцию» кинотеатра. В чем бы она заключалась, не знаю, но вряд ли там осталось что-то кинематографическое. Кое-кто видел проект тех изменений — за помещением консерватории должна была торчать гостиничная высотка. Возможно ли что-то подобное сегодня? — вопрос к киевской власти. Вопрос, который, кстати, и был обнародован в обращении к столичной власти участников протестного митинга, собравшегося около мэрии 2 октября. Громада Киева не требует отобрать собственность или каких-то других «жестких» и революционных мер. Требуем другого: скажите, кто является владельцем и что записано в соглашениях о продаже. Если там не предусмотрено сохранение профиля основной деятельности, значит, нужно принять все законные меры для того, чтобы кинотеатры остались кинотеатрами. Вы, власть, так любите разглагольствовать о Киеве как европейской столице — так действуйте по-европейски! А это значит делать все, чтобы архитектурное лицо города сохранялось.

КИНОТЕАТР «КИНОПАНОРАМА» ОТКРЫЛСЯ В 1958 ГОДУ КАК ПЕРВЫЙ В СССР ПАНОРАМНЫЙ КИНОТЕАТР / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

НЕ ПРОЩАЕМСЯ!

Что касается кинотеатра «Кинопанорама». До 2008 года он находился в коммунальной собственности. В 2008-м его приватизировали. Имя владельца здесь известно — это компания бизнесмена Мохаммада Захура ISTIL Group. Захур, как известно, сделал свой капитал на металлургическом бизнесе, сейчас этот бизнес развивается в нескольких направлениях — в том числе это индустрия развлечений и медиа, производство телевизионного контента, производство и дистрибуция фильмов.  Так что, возможно, здесь перепрофилирование и не планируется. Однако же мы должны знать об этом наверняка, а не по слухам. А пока уволены все работники кинотеатра, во главе с директором Наталией Соболевой, чья работа заслуживает поддержки и одобрения. Главное, что удалось ей, — это, в сложных условиях кинотеатра традиционного типа, сформировать свою собственную аудиторию, своего преданного зрителя (то, чего не удалось сделать «Украине»).

Этот зритель заполнил до отказа большой зал «Кинопанорамы» в минувшее воскресенье.  Вечер прощания превратился в вечер воспоминаний и вечер надежды — на то, что этот культурный взрыв станет началом настоящих преобразований.

Каких именно? Сейчас, как известно, украинская власть достаточно серьезно поддерживает отечественное кинопроизводство. А вот проблема кинотеатров давно выпала из сферы государственных интересов. Еще в начале 1990-х все кинотеатры были переданы в муниципальную собственность. Выживали как могли, часто превращаясь в магазины по продаже унитазов или бордель какой-то. В «нулевое» десятилетие произошли довольно радикальные изменения, бизнес начал развивать сети кинозалов в составе торгово-развлекательных комплексов. Что же касается собственно кинотеатров классического образца, чего-то подобного не произошло.

В чем разница между традиционным кинотеатром и залами для показа фильмов в тех же торговых комплексах? Последние хорошо известны со времен первых двух десятилетий  экранной истории, когда фильмы показывались в приспособленных помещениях и входили (как вот это сейчас) в состав ярмарочно-базарных комплексов. Человек приходил на ярмарки, скупался, принимал участие в нехитрых развлечениях наподобие соревнования в беге в мешках, и, между тем, заглядывал и в «киношку». Да-да, «киношку», потому что немногие тогда относились к кино как к новому виду искусства. Нет, это было одно из развлечений «для плебса», некий аттракцион, не более.

В 1903 ГОДУ НА МЕСТЕ СОВРЕМЕННОГО КИНОТЕАТРА «УКРАИНА» БЫЛ ПОСТРОЕН КОННЫЙ «ЦИРК КРУТИКОВА» В СТИЛЕ МОДЕРН. В 1941 ГОДУ ЗДАНИЕ «ЦИРКА КРУТИКОВА» ВЗОРВАЛИ, А В 1945 ГОДУ РАЗОБРАЛИ ДО ФУНДАМЕНТА. 26 МАЯ 1964 НА ЭТОМ МЕСТЕ СОСТОЯЛОСЬ ОТКРЫТИЕ КИНОТЕАТРА «УКРАИНА» — ПЕРВОГО КИЕВСКОГО ШИРОКОФОРМАТНОГО КИНОТЕАТРА / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «ДЕНЬ»

Само осознание кино как искусства и виденья коммерческого потенциала кинематографа привели к тому, что в 1910-е годы начали строить помещение кинотеатров. То есть Театров Кино!

АНТОН ШАНЦЕР НЕ ДОЛЖЕН ПЕРЕВОРАЧИВАТЬСЯ В ГРОБУ

Киев не был исключением. Только на Крещатике действовало несколько кинотеатров, помещения которых были построены по образцу театров — с буфетами, гардеробами, площадками для оркестров и тому подобное. Самой заметной фигурой в этом бизнесе был Антон Шанцер, который построил несколько таких театров кино. В том числе «Экспресс», который находился на том месте, где сейчас КГГА, мэрия. В сентябре 1941-го большинство кинотеатров были разрушены взрывчаткой, заложенной Красной армией — по известному принципу «так не доставайся ты никому». Среди других разрушено и помещение цирка, где в данное время находится кинотеатр «Украина».

Сейчас произошло распределение функций. Кинотеатры традиционного типа являются распространителями, трансляторами арт-хаусного кино (в столице это прежде всего «Жовтень» и «Киев», а также «Лира», которая специализируется на показе отечественных фильмов), то есть художественных фильмов. Таким кинотеатрам выжить куда сложнее, чем тем, которые ориентированы на удовлетворение спроса на кино развлекательного типа. Особенно на фоне постепенного уменьшения количества зрителей, которые идут смотреть фильмы в кинотеатры. Следовательно, закономерной, и достаточно эффективной, является практика поддержки традиционных кинотеатров (они, кстати, не входят в какие-то комплексы, что так же усложняет их экономическую жизнь). Скажем, ассоциация «Европа-синема» дотирует кинотеатры, которые показывают фильмы европейских производителей, фильмы арт-хаусного направления.

Что-то подобное крайне необходимо сделать и в Украине, так как иначе останемся только с «киношкой», а собственно художественное кино окончательно обоснуется в интернете (что и происходят все больше и эффективнее). Для этого необходимы конкретные шаги, прежде всего законодательного порядка. В частности и те, которые предусматривают значительно больше поддержки кинотеатров со стороны местных властей. Киевская, кстати, поддерживает кинозаведения, находящиеся в муниципальной собственности, однако этого не достаточно.

P.S. Руководство Национального союза кинематографистов Украины обратилось к мэру столицы Виталию Кличко с требованием обнародовать имена владельцев кинотеатров «Украина» и «Кинопанорама», а также их планы относительно дальнейшей судьбы кинотеатров. Объединяется общественность Киева, очень обеспокоенная ситуацией с кинотеатрами и отношением власти к архитектурному лицу украинской столицы. Главное, давление должно быть системным и последовательным. Следует признать, мы, общественность, до сих пор как-то не очень замечали катастрофу с кинопрокатом, убаюканные возрождением национального кинопроизводства. Однако же может произойти и так, что фильмов будет много, только единственным местом их распространения будет интернет.

 

 

Сергій ТРИМБАЧ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ