Речь идет о несправедливости по отношению к избирателям и избранному ими председателю в Срибнянской объединенной территориальной громаде, которая на самом юге Черниговщины. Почти год назад там прошли выборы — 57% голосов получил Олег Куделя. На первом же заседании совета депутаты двумя третьими голосов отстраняют его от должности, ссылаясь на нарушение конфликта интересов во время предыдущей каденции. Отметим, что эти депутаты по стечению обстоятельств — преимущественно штатные работники местного агрохолдинга и сторонники одной из ведущих партий, а избранный председатель не принадлежит ни к одной общеукраинской политической силе, до избрания занимался малым бизнесом. Поэтому конфликт интересов действительно есть, вопрос — какой. Информация, которая доходит из Срибнянского и соседнего Талалаевского районов, порой напоминает криминальную хронику: сожгли машины, «наехали» на мелких предпринимателей, угрожали.
Очень нехорошая и, к сожалению, стойкая тенденция. Что касается Срибного, то там ситуация дошла до абсурда, ведь уже десять месяцев местный суд не может приступить к рассмотрению дела по сути, потому что его правомочие по этому делу было обжаловано одной из сторон — поселковым советом. Наконец апелляционная и кассационная инстанции говорят: рассматривайте. И тут происходит казус, достойный кинематографа: опять появляется иск, в этот раз на несуществующее постановление суда, и дело отправляется по кругу.
Что тут скажешь — отечественная судебная система не осмеливается вынести хоть какое-то решение, следовательно, фактически оказывается неспособной выполнить свою функцию установления справедливости по причинам, о которых мы можем только догадываться. Это не рядовой эпизод, а подтверждение слабости и беспомощности государства, в конце концов — показатель угрозы национальной безопасности. Перейдены «красные линии», что можно, а чего нельзя. В ответ — тишина. Нет, простите, посмотрите, пожалуйста, на яркий «мэропад» последних месяцев.
Позвольте напомнить задействованным сторонам: 100 лет назад Россия ликвидировала независимость Украины преимущественно так, как она попыталась сделать в 2014 г. В начале ХХ в. это удалось — не без помощи самих украинцев. А вот украинское казацкое государство наша северо-восточная соседка уничтожила иначе — играя на коррумпированности тогдашней старшинской казацкой элиты, на ее ненасытности, порой беспардонности по отношению к землякам. В том числе — к местному самоуправлению. В конце концов, за деньги и привилегии она «слила» собственную государственность. Потом ностальгировала, что не мешало верно служить другому государству.
События, подобные срибняским, набирают обороты. Не буду утверждать точно, но все это напоминает элементы гибридной войны, ведь так создается дополнительное напряжение на местном уровне, толерируется, а порой используется в качестве орудия политической борьбы коррупция, в результате среди граждан усиливаются отчаяние и разочарование в какие-то идеалы. Крепости падают изнури, не так ли? Мне все равно, делается такое сознательно или нет. Случай в Срибном направлен против успешнейшей ныне реформы местного самоуправления, да и против самой Украины.