Осень, пожалуй, самое урожайное время для театральных фестивалей в Украине. Сейчас фесты разных форматов проходят во всех регионах, но, наверное, больше всего их в западной части страны. Два года назад к когорте именитых фестивалей Львова, Черновцов, Тернополя, Коломыи присоединился фестиваль-лаборатория «Мукачевский театрон», проходящий на базе Мукачевского драматического театра. Молодой фестиваль занял нишу, которая почему-то долго оставалась свободной. Как отмечают организаторы, здесь показывают новаторские спектакли, те, которые с чистым сердцем можно назвать экспериментальными.
На нынешней фестивальной неделе были представлены шесть спектаклей, абсолютное большинство из которых прибыли из Киева. Спектакли сыграли Киевский академический театр «Золотые ворота», Новый драматический театр на Печерске, Независимый театральный проект «Театральная биржа», Новый украинский театр, театр-студия им. Антонио Гауди и «Квартет Декру». Следовательно, конкурсная программа сложилась так, что в ней соревновались разные по статусу и возрасту киевские коллективы, которые иногда даже не догадываются о существовании друг друга.
Без каких-либо предубеждений, пользуясь только тем, как давно эти театры созданы, их можно разделить на два типа: совсем молодые, и те, чья история продолжается уже десятилетие. Среди первых спектаклей большой формы «Привидение» по драме Генрика Ибсена сыграл Независимый театральный проект «Театральная биржа» под руководством Льва Сомова.
Все исполнители здесь — молодые актеры, которым посчастливилось не ждать десятилетиями больших ролей, а сыграть их в начале профессиональной карьеры. Импульсивный, экстатичный Освальд в исполнении девятнадцатилетнего Андрея Сторожика, который не привязывает созданный им образ ни к прошедшему времени, ни к настоящему, стал своего рода символическим обобщением болезненного душевного состояния, нереализованного творческого потенциала, потери духовных ориентиров. Очевидно, что и другие подопечные Льва Сомова внимательно читали ибсеновский текст и сильнее погружались в психологию своих героев. Но иногда казалось, что это не они овладевали пьесой, а текст Ибсена победил их.
Современная драматургия, которая стала основой для спектаклей четырех других театров-участников, как правило, не бросает подобных вызовов. Но и в спектакле «На грани» по пьесе Ланы Ра в режиссуре Петра Армяновского актеры театра-студии им. Антонио Гауди умудрились не найти точные интонации для разговора со зрителем. В течение спектакля они испытывали и патетические, и иронические приемы, наигрывали что-то бытовое и публицистическое одновременно.
Ставя произведение молодого украинского автора Марины Смилянец «Собачья будка», которая в сценической версии Нового украинского театра получила другое, не очень благозвучное название, режисер Лариса Семирозуменко определила для себя этот текст как домашне-бытовой. Обстоятельность ее постановки предусматривает постоянное обыгрывание натуралистических подробностей через важное чаепитие, поедание бутербродов и другое. Живое разговорное общение в пьесе Марины Смилянец как будто преднамеренно тормозится навязчивой режиссерской детализацией, что также не придает поддержки исполнителям ролей наших современников — молодых людей, которые только определяются со своим будущим. При этом главным персонажем спектакля является пес Кубик, остроумно сыгранный руководителем театра Виталием Кино, доверчивое присутствие которого не совсем укладывается в предложенную концепцию подлинности.
Режиссурой без промахов можно назвать работы постановщиков спектаклей «Наташкина мечта» театра «Золотые ворота» и «Бог резни» Нового драматического театра на Печерске. В первом случае речь идет о Станиславе Жиркове, чей спектакль уже посетил немало фестивалей, был показан за пределами Украины и получил ряд наград. Во втором — об актерах Ольге Лариной и Денисе Мартынове, ставших на путь самостоятельного постановнической деятельности совсем недавно. Эти спектакли создавались очень разным образом — грубый у Жиркова и эстетский у Лариной с Денисовым. Они поднимают очень разную проблематику — постсоветская чернуха и буржуазная жизнь французов, а все же имеют общее ощущение современного общества как тяжелобольного, нуждающегося в немедленном лечении от безразличия и спеси.
«Бог резни» Ясмины Реза в Новом театре на Печерске имеет жанровое разъяснение «комедийный социальный мюзикл», которое вряд ли нужно воспринимать серьезно. Скорее, о мюзикле упомянуто лишь для того, чтобы зритель беспристрастно воспринимал острый социальный текст и иронические псевдокараоке персонажей, через коротые они, как и большинство утомленных жизнью людей, тривиально расслабляются. Еще один важный шаг навстречу зрителю постановщики сделали, когда перенесли события французской пьесы в Киев: герои, которых зовут Вероника, Михаил, Анна, Андрей вспоминают о Печерске и Голосеево, едят львовские пляцки и так далее.
Заигрывание со зрителем начинается с самого начала спектакля, когда актер проходит на сцену сквозь зал, и продолжается в течение всего спектакля через постоянные обращения к публике. Но в целом, подобные приемы открытой игры не являются эксклюзивными. По-настоящему уникальным в спектакле является актерская продолжительность, иногда непринужденная и расслабленная, а иногда экстатическая. Собственно, посредством актерской игры естественные человеческие переживания, растянутые жизнью на часы и годы, в «Боге резни» спресовываются.
Во время сюжетных поворотов публика становится свидетелем взрыва эмоции, которая уже давно вызрела и подается языком изысканного блюда на тарелке. Мастерство актеров настолько очаровывает зрителей, что они начинают воспринимать французского происхождения Анну, Михаила, Веронику и Андрея как самих себя в подобных жизненных ситуациях. И актеры, которые нащупали болевые точки современных украинцев, превращаются поневоле во врачей.
Успешность проведенных театральных опытов на «Мукачевском театроне» каждый вечер подтверждала публика, среди которой были приезжие из других городов Закарпатья, при том, что на сегодняшний день здесь нет театрального голода, поскольку в области действует пять государственных профессиональных театров. Но очевидно, фестиваль новаторских спектаклей не в последнюю очередь нужен и как платформа для творческого непринужденного общения театральных мастеров между собой, со зрителями, с критикой и в целом всех вместе.