В эти дни корифей украинской школы живописи, на подъеме творческих сил, оставаясь романтиком, отмечает свой 80-летний юбилей.
Борис Александрович отдает предпочтение художественным традициям реализма, импрессионизма, постимпрессионизма, плодотворно работая более полувека во всех жанрах живописи — пейзаже, натюрморте, портрете, ню, тематической картине. С 1964 года педагог Государственной художественной средней школы им. Т. Шевченко в Киеве, научивший и воспитавший сотни юных художников, поражает и сегодня своей невероятным трудолюбием, осененным вдохновением. В то же время, удивляет мобилизованностью к индивидуальному творчеству, проникнутому подвижничеством и спартанским отношением к нему.
Яркими свидетельствами одаренности Бориса Литовченко являются его живописные полотна музейного уровня. Насыщенные колористической буйством и бездной света произведения выполнены в непринужденной импульсивной манере письма, где чувствуется движение сильной кисти с энергией безудержных мазков искателя красоты и гармонии, который влюблен в краски и словно растворяется в них. Талант образно-пластического мышления живописца Б.А. Литовченко, который имеет прирожденное чувство колориста (отмечу, что он самородок — никто из его старших родственников ни по родительской, ни по материнской линии не был художником), чувствуется в его натюрмортах с роскошными цветами и ягодами, написанных эмоционально в широкой манере, но особенно — в неисчерпаемых по тематике и разнообразных по изобразительно— выразительным средствам картинах-пейзажах.
«Можно иногда выразить пейзажем то, для чего слов человеческих нет...», — утверждал Максим Рыльский. В этом же убеждают и произведения Бориса Литовченко: эмоциональные крымские и черногорские «марины» с множеством света и воздуха, воплощающие красоту морской стихии; многочисленные архитектурные пейзажи родного Киева; живописные пейзажи Карпат; изображения прославленного украинскими художниками с.Седнева на Черниговщине.
В многочисленных полотнах, написанных с натуры, — на одном дыхании alaprima, излучающих свежесть и сочность красок, прочитывается целый мир переживаний и чувств, вызванных разными состояниями природы: мажорным весенним пробуждением, буйным летним цветением с эффектами переменчивого солнечного освещения, щедрым разноцветьем осени, щемящей зимней поэтикой. При этом эффект сходства или «копирования местности» для художника — не главное: натура для него важна прежде всего как толчок к творению своих авторских художественных образов.
«ПАРУСНИК», 2009 год
Борис Александрович окончил Одесское государственное художественное училище им. М. Б. Грекова, где учился у таких прекрасных преподавателей, как Г. Крыжевский и А. Ацманчук. Уже в 1964 году окончил живописный факультет Киевского государственного художественного института, в котором педагогами были такие известные художники, как В. Костецкий, В. Пузырьков, И. Штильман, К. Трохименко. В то же время достойный представитель киевской художественной школы и на протяжении шестидесяти лет киянин Б.Литовченко «до седин» сумел сохранить в своей живописи обворожительность одесской художественной школы, пройденную им в юношестве, с ее музикальностью, искренностью и поэтичностью, не потеряв артистический темперамент молодого человека вместе со светлой, словно залитой щедрым южным солнцем палитрой и энергичным свободным мазком. И, что особенно подкупает в полотнах художника, которые рисовались им в разные исторические периоды Украины, — это неконьюнктурность, в отличие от работ многих его ровесников.
Главный жизненный принцип Бориса Александровича остается неизменным: «Кто работает, тот прав»! Потому что он прожил долгую трудовую жизнь. Господь наградил художника не только Ангелом-хранителем, но и счастливым даром жизнерадостного, проникнутого оптимизмом миропонимания, которое он сохраняет до сих пор, продолжая и развивая славную традицию украинских классиков живописи высокого пиетета к природе и земной жизни.
Картины Б.А. Литовченко познакомили с Украиной многочисленных зрителей на всеукраинских и международных импрезах, в частности в Токио (Япония; 1990), Берлине (Германия; 2009), на персональных выставках в галерее «Troyanovska» в Сан-Франциско (США; 1991, 1992), аукционах UKRAINART в Бордо (Франция, 1993), аукционе Джона Николсона в Лондоне (Англия, 1998, 2000-ые гг.) и др.
Работы юбиляра хранятся в дирекциях художественных выставок Министерства культуры Украины и Национального союза художников Украины, в частных коллекциях Украины, США, Канады, Израиля, Польши.
Живописные работы Бориса Александровича можно увидеть в галерее «Художник» до 20 ноября.