Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Атака на Азовское море. Последствия

Эксперты: будет изменяться логистика, будет уменьшаться маржа производителей, но полной остановки экспорта из региона не будет
30 ноября, 2018 - 11:01
ФОТО РЕЙТЕР

То, что российские силовики захватили украинские военные катера и буксир, стало очередным вызовом для Украины и власти.  В частности, это отражается на наших предприятиях, работающих на экспорт, на перевалке грузов в портах и на судоходстве.

Украина имеет на Азовском побережье только два из тринадцати морских портов — Мариупольский и Бердянский. Но именно через эти порты идут на экспорт металлопродукция, зерно, глина, произведенные, выращенные и добытые в регионе.  Всего в прошлом году Мариупольский порт перевалил 6,5 млн тонн, причем 5,4 млн тонн — это экспорт. Бердянский перевалил 2,4 млн тонн, из которых экспорт — 2,1 млн тонн. То есть на экспорт через азовские порты идет более 7,5 млн тонн грузов. В частности, мариупольцы в 2017 году перегрузили почти 771 тыс. тонн так называемых хлебных грузов (зерно, шрот и тому подобное), в Бердянске обработали более 1 млн тонн.

Следовательно, сложности с доставкой своей продукции грузовладельцы ощущают уже давно. Россия же системно создает дополнительные препятствия. Построив мост через Керченский пролив, она ограничила доступ в Азовское море целому ряду судов с большей осадкой. Она учла габариты судов, которые ходят в российские порты по Азову, а это в основном «река-море». Допустимая осадка в наших азовских портах 8 метров, но Мариуполь принимал суда и с осадкой в 14 метров, которые потом догружали на рейде. Да и по другим габаритам не все суда, которые уже бывали в наших азовских портах, смогут зайти в них опять. Самое крупное судно, которое принял этот порт, имело полную грузоподъемность 94 тысячи тонн, длину 235 метров, ширину 38 метров, максимальную осадку 14,5 метров и высоту 49 метров. При большей осадке судовая партия увеличивается до 10—15 тыс. тонн и даже выше -до 30 тыс. тонн. Ограничения приводят к тому, что на фрахте так уже не сэкономишь. И пока чиновники собирали информацию для исков в международные суды, бизнес начал искать выход. Некоторые судовладельцы, например, соглашались даже убирать антенны, чтобы можно было таки отвечать требованиям и проходить под новым мостом. Хотя, конечно, такие изменения «не спасают» наиболее габаритных визитеров.

Потом начались массовые задерки судов во время прохождения Керченского канала. «Нужно ждать разрешения на проход через Керченский пролив в Азовское море. И если с Азовского в Черное море идет караван, то все, кому нужно в Азовское, ждут. Уже в море судно останавливает катер или корабль береговой охраны. Могут остановить то же судно и на обратном пути. И в итоге нужно ждать разрешения на проход по Керченскому проливу в Черное море», — рассказывал алгоритм председатель наблюдательного совета фонда «Майдан иностранных дел» Андрей КЛИМЕНКО. Бизнес сжал зубы, судовладельцы терпели и продолжили ходить в украинские порта, оказавшиеся в такой блокаде.

В данный момент морские терминалы продолжают работу. Но, во-первых, этот процесс не может остановиться мгновенно. Понятно, что те суда, которые уже стали под загрузку в порту Мариуполя или Бердянска, продолжают там загружаться. Те, кто уже вышел в море, идут по курсу. Но дальше могут быть очередные простои. После инцидента с украинскими катерами Россия фактически блокировала проход судов в наши порта на азовском побережье и из них. Хотя «своих» пропускает. «Когда судоходство по Керчь-Еникальскому каналу возобновили, приоритет стали отдавать тем судам, которые идут в российские порта, в украинские порта не пропускают», сообщил руководитель аналитического сектора Zernovoz.in.ua Александр ГЛУЩЕНКО. По намой свежей информации, прохождения ждали 17 судов, из которых четыре — в Бердянский порт.

Во-вторых, даже если ситуация изменится уже в ближайшее время и очереди судов «рассосутся»,  последние события не могут совсем не отразиться на работе грузоотправителей, стивидоров, судовладельцев и других. Ведь как ни крути, а бизнес учитывает риски.  Как вспоминает директор логистической компании «УТА Логистики» Павел ПЛОТНИКОВ, когда на Донбассе начались боевые действия, должен был убеждать зернотрейдеров, что работать в Мариупольском порту безопасно. Он рассказывал, что его семья с детьми живет в этом городе, и даже показывал семейные фото. С данный момент такой паники, как тогда, нет, но тем не менее, открытое нападение на украинские военные катера со стороны России заставляют бизнес более серьезно воспринимать угрозу в регионе. Прибавим, что по нашей информации, даже в разгар массовых задержек судов в Азовском море многие рассчитывали на то, что это явление временное и все закончится после того, как российские войска закончат учения. Впрочем, этого не произошло, потому часть судовладельцев решила отказаться от дальнейших рейсов в порта в Азовском море.

В отрасли ждут активной работы Украины на международной арене, чтобы улучшить ситуацию с прохождением судов в Азовское море и из него — в Черное. По большому счету, Россия не сможет блокировать прохождение все время. Да и не может сложиться такая ситуация, что в Мариуполь и Бердянск перестанут ходить суда вообще. В конце концов, существование проблемы пиратства у берегов Африки не заставила судовладельцев идти исключительно более длинными маршрутами, просто изменились условия, суда начали оборудовать спецсредствами для борьбы с пиратами, военный флот разных стран брался сопровождать караваны, на борту торгового флота начали появляться частные охранные структуры и тому подобное. Однако инцидент у Керченского пролива означает и очередные изменения для нас. Важно понимать, что таким образом нанести сокрушительный удар по экономике Украины у России не получится — будет изменяться логистика, уменьшаться маржа производителей, но полной остановки экспорта из региона не будет. Как бы того ни хотелось недоброжелателям.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир ОМЕЛЬЯН, министр инфраструктуры Украины:

Состоянием на вечер 28 ноября 2018 года украинские порты Азовского моря Мариуполь и Бердянск фактически заблокированы Российской Федерацией для захода и выхода судов.

По оперативной информации, в ожидании на вход в Азовское море находятся 18 судов: 4 направляются в порт Бердянск, 14 — в порт Мариуполь.

На выход с Азовского до Черного морей также стоит очередь: из порта Бердянска не могут выйти 3 судна, из порта Мариуполя — 6.

Еще 8 судов стоят около причалов в портах.

Всего заблокировано 35 судов.

Движение осуществляется только в направлении российских портов на Азове.

То есть Россия заблокировала украинские порты на Азовском море.

Действия российской стороны свидетельствуют о целеустремленной эскалации ситуации в Азовском море и дестабилизации региона.

Цель очевидная — блокирование работы украинских портов в акватории Азовского моря и постепенное вытеснение Украины из наших законных территорий, которые закреплены нормами международного права

(Facebook)

Андрей МУРАВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ