Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сто лет тому назад Закарпатье проголосовало за воссоединение с Украиной

Профессор Сергей ФЕДАКА — об истоках и историческом значении этого события
18 января, 2019 - 12:14
СЕРГЕЙ ФЕДАКА
СТЕПАН КЛОЧУРАК
ЮЛИАН БРАЩАЙКО

На днях исполняется сто лет одному из важнейших событий в истории Закарпатья — 21 января 1919 года в Хусте состоялся конгресс венгерских русинов (так тогда официально называли украинское население региона), участники которого единогласно высказались за вхождение края в состав Соборной Украины. Это судьбоносное событие произошло ровно за день до провозглашения на столичной Софийской площади 22 января Акта объединения Украинской Народной Республики и Западноукраинской Народной Республики. Об истоках, историческом значении и сегодняшней актуальности этого события говорим с профессором УжНУ, историком и краеведом Сергеем ФЕДАКОЙ. Напомним, «День» назвал в 2019-м 100-летие попытки Злуки одним из главных событий, которое должно переосмыслить украинское общество.

«ОТОРВАННОСТЬ НЕ СЛЕДУЕТ ПРЕУВЕЛИЧИВАТЬ»

— Пан Сергей, почему именно тогда прошел этот соборнический съезд? Почему именно в Хусте, а не в более крупных Ужгороде или Мукачево?

— Наш край в составе Венгрии не был единой административно-территориальной единицей, только церковной — Мукачевская епархия объединяла большинство украинских земель. По территориальному делению это было 13 комитатов (областей), из них 4 приблизительно совпадали с территорией нынешней Закарпатской области, еще 4 — нынешний Пряшевский край Словакии с многочисленными украинскими селами, еще определенная часть приходилась на Румынию и собственно Венгрию. Были наши переселенцы даже в Сербии (Бачка, Руски Керестур). Хуст был одним из центров Марамороского комитата, самого украинского даже по тогдашней статистике. Комитат тянулся именно от Хуста аж до гуцульской Верховины, до Яблуницкого перевала, за которым уже Галичина. В то же время Ужгород уже в начале января 1919 года был оккупирован чехословацким войсками, там введен соответствующий режим, поэтому об открытии там украинского съезда не могло быть и речи.   

А откуда вдруг такая вспышка соборнического духа в крае, который тысячу лет был оторван от остальных украинских земель?

— Эту оторванность не следует преувеличивать. На протяжении веков поддерживались очень тесные связи — прежде всего династические (15 браков между Рюриковичами и венгерскими Арпадовичами), церковные, культурные (ежегодно перевалы преодолевали целые возы с книгами — церковными, а следовательно, и светскими), кадровые (десятки наших просветителей работали по другую сторону Карпат), научно— туристические (край посетили слободчанин И.Срезневский, многие галичане). Но наибольший импульс, как ни странно, дала Первая мировая война. Недавно одна за другой вышли в свет две книги нашего краеведа, правнука ветерана той войны Юрия Фатулы «Загиблих ми так і не поховали» и «Неси мамці жалість мою». Он исследовал, что закарпатцы воевали в составе австро-венгерской армии на четырех фронтах той войны, в частности на русском. Многие их там погибли, еще больше попали в плен и в 1918 году вернулись из него. Сохранились воспоминания, в частности Омельяна Бокшая (родственника знаменитого художника), который находился в плену на Катеринославщине, Василия Гренджи-Донского и многих других. В разных светских салонах, на вечеринках, просто в дружеских сообществах, сельских вечерницах бывшие фронтовики постоянно рассказывали, что люди в тамошних селах точно так говорят и молятся, как у нас, что Украина сказочно богатая и хлебная (даже в условиях войны). Для малоземельных и постоянно голодающих закарпатцев это было как рассказ об Эльдорадо. И таких пересказчиков было десятки, если не сотни — практически в каждом селе. Селяне, постоянно батрачившие в иноязычной среде (на юге Венгрии), начали просто бредить этим краем.

ХУСТ. 1919 РІК

— Что известно о съезде, насколько это документально достоверно?

— В советские времена он замалчивался. Однако теперь, особенно за последние годы, проведена колоссальная работа по восстаногвлению всех обстоятельств. Максимально исследованы фонды областного архива, особенно 21-й (Краевое управление Подкарпатской Руси), 1148-й (Центральная Народная Рада в Хусте), 72-й (Общество «Просвіта»), 1056-й (Михаил и Юрий Бращайки). Мой учитель Е.Довганич разыскал и опубликовал копию протокола того съезда (оригинал, к сожалению, не сохранился, однако копия подтверждена подписями руководителей съезда). В последние годы опубликованы десятки статей, посвященных тогдашним событиям. Кроме закарпатцев, обратился к ним в своей кандидатской диссертации и молодой львовский исследователь Б. Ринажевский.

«РЕЗОЛЮЦИЯ ПРИЗНАВАЛА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ СУЩЕСТВОВАНИЕ РУСЬКОЙ КРАИНЫ ПОД ПРОТЕКТОРАТОМ ВЕНГРИИ»

— Какая сейчас вырисовывается картина съезда?

— В Хусте собралось 420 делегатов от 176 сел и поселков края. По тогдашней статистике в четырех комитатах края было 420 тысяч русинов, поэтому от каждой тысячи был один делегат. Сверх нормы было еще несколько сотен селян из близлежащих мараморосских сел — энтузиазм был огромный. Из оккупированного чехами Ужгорода приехали Гаджега, Желтвай, Бокшай, Григаший и Штефан. Приехали даже несколько представителей с Пряшевщины и один богослов из Бачки. Конгресс начал работу с богослужения в Хустском храме. Кроме привычных хоругвей с изображениями Христа, Богородицы и святых, церковный интерьер содержал и новые элементы, которые сразу привлекали внимание всех входивших внутрь. На амвоне стояли три сине-желтых флага. В целом, сине-желтой краски было достаточно в храме — в росписях и на иконах. Флаги  прекрасно гармонировали с этим общим колоритом. В конце службы отец Парканий освятил флаги. Следовательно, люди переместились во двор соседней с храмом церковной школы. Там и состоялись основные события: председателем избрали Михаила Бращайка, десятки выступлений делегатов из городов, выступавших за вхождение в Украину. Многие при этом опирались на решения, принятые у них дома: меморандум Народного совета в Сваляве 16 декабря 1918 г., решение отдельных сельских сходов. Резолюция, принятая на этом конгрессе, признавала недействительным венгерский закон № 10 от 21 декабря 1918 г. и существование Руськой Краины под протекторатом Венгрии, провозглашала воссоединение Закарпатья с УНР, акцентировала на правовой основе его созыва. Под вечер участники собрания опять вернулись к церкви, где около сине-желтого флага приносили присягу на верность Украине.  На собрании были избраны две делегации: одна — в Будапешт, вторая — в Станислав и Киев.

Такой серьезный форум невозможно было организовать за день-два.

— Минимум месяц его готовили! Несколько лет назад опубликованы уникальные мемуары Юлиана Бращайка «Що видів я на Закарпаттю...». Это старший брат М.Бращайко, он и открывал конгресс. После его ареста советскими спецслужбами в 1945 году данные воспоминания сохранялись в их архивах. Даже после рассекречивания они не сразу попали к ученым, но в конце концов это случилось. При поддержке Закарпатской ОГА они опубликованы отдельной книгой, которая поступила во все библиотеки области. Ю.Бращайко вспоминает, что еще 10 декабря 1918 г. на съезд в Будапешт прибыла специальным поездом 200-членская делегация из Венгерской Руси, одним из руководителей которой был Агоштон Штефан. Он же председательствовал на этом съезде и выдвинул предложение принять манифест о том, что край остается в составе Венгрии: «Русины соглашаются на территориальную целостность Венгрии», но просят создать из их земель отдельную губернию. На это Ю.Бращайко заявил, что судьбу родной земли следует решать дома, а не в Будапеште, который считает съезд недействительным и предлагает его распустить. Вернувшись оттуда, он с коллегами и начал готовить Хустский форум.

«ЗАКАРПАТЦАМ ТОГДА, КАК НИ УДИВИТЕЛЬНО, УДАЛОСЬ ОБЪЕДИНИТЬСЯ»

— Для выдвижения вопроса о территориальной соборности, очевидно, сначала следовало объединить тогдашний не очень многочисленный украинский политикум Закарпатья?

— Абсолютно правильно. За время украинской независимости мы имели десятки попыток объединить национал-патриотические силы, но не очень удачно. Сейчас это опять актуально. Так вот, закарпатцам тогда это, как ни странно, удалось. Неформальная еще «украинская партия» на Закарпатье имела два крыла: юридическо-правовое и военно-революционное. К счастью, тогда они не конкурировали друг с другом, как было нередко в нашей истории, а наоборот — взаємодоповнювали. Милитарное крыло возглавлял Степан Клочурак. Его воспоминания вышли в Ужгороде уже несколькими изданиями, но на остальной части Украины они не очень известны. Два месяца назад в Ясиня прошла международная конференция, посвященная этой личности и Гуцульский республике. Там говорилось, что в первые дни января 1919 года С.Клочурак вдвоем с Ю.Бращайко ездили в столицу ЗУНР Станислав (нынешний Ивано-Франковск), имели переговоры с ее лидерами К.Левицким и Е.Петрушевичем. Главное, чего добивались, — вооруженной помощи от братьев-галичан, отправки на Закарпатье определенного воинского контингента. Но ЗУНР воевала с поляками, сама искала помощи со стороны УНР, поэтому договориться не удалось. Только уже на обратном пути, в Коломые, Клочурак все-таки агитировал несколько десятков галицких воинов. В итоге на Рождество в Ясиня был разоружен венгерский гарнизон и провозглашена украинская власть. Далее Клочурак развернул наступление на комитатскую столицу — Мараморош-Сигет. Он спешил к открытию Версальской конференции, чтобы поставить дипломатов уже перед фактом. В конце концов, так действовали тогда большинство политиков и военачальников. Гуцулы с галичанами таки заняли Сигет, но на следующий день их выбили оттуда значительно более многочисленные румынские войска.

«ОЧЕВИДНО, О ХУСТЕ РЕШЕНИЕ ЗНАЛИ В КИЕВЕ»

— Какие непосредственные последствия съезда?

— Через день после конгресса в Хусте был принят Акт Воссоединения в Киеве, где сказано: «Отныне воедино сливаются веками оторванные одна от другой части единой Украины, ЗУНР (Галичина, Буковина и Венгерская Русь) и Большая Украина Надднепрянщины». Очевидно, о хустском решении знали в Киеве. Существовали телефон, телеграф. В Париже уже работала мирная конференция, в кулуарах которой были и дипломаты УНР. В правовом отношении строка о Венгерской Руси в Акте Воссоединения основывается как раз на волеизъявлении Хустского съезда. Известно, что сразу после съезда его решение повезли в столицу ЗУНР Станислав. В советской историографии писали, что были делегации в Киев и даже в Харьков, но это уже скорее домыслы.

Воплотить решение в жизнь не удалось, потому что УНР должна была воевать с Россией, ЗУНР — с Польшей. На Закарпатье вскоре вспыхнула Венгерская социалистическая революция, подавленная за сорок дней чешскими и румынскими войсками. 7 апреля в Станиславе еще состоялся съезд закарпатцев-беглецов, которые снова проголосовали за соборность. Но когда весь край оккупирован двумя чужими армиями, реализовать украинский выбор стало совершенно невозможно. В составе Чехословакии участникам Хустского конгресса пришлось действовать другими методами: они создают «Просвіту» (после запрета в советские времена ее возобновили в 1990 г.), учительское общество, ряд украинских партий, газеты, культурные институции — все это было реализацией хустских решений, если не по букве, то по их духу. Постоянно отмечали годовщины этого съезда, наиболее масштабно — в условиях Карпатской Украины, чья столица была в том же Хусте.

«РЕАЛИЗОВАТЬ РЕШЕНИЕ ХУСТА УДАЛОСЬ УЖЕ В 1944 г.»

— Какое значение имели хустские события для реального решения судьбы Закарпатья?

— Реализовать решение Хуста удалось уже в 1944 г., когда с приходом сюда советских войск происходит воссоединение нашего края с тогдашней УССР. Фактическим продолжателем хустской традиции стал Первый съезд народных комитетов 26 ноября 1944 г. в Мукачево. Правда, сами Ю.Бращайко и С.Клочурак были арестованы. Впоследствии такая же участь постигла А.Волошина и многих их единомышленников. Однако их давняя акция оказалась новой власти «в тему». Главное — она сработала в интересах украинского дела. В манифесте Мукачевского съезда специально подчеркивалось, что подобные решения уже принимали «народные Собрания в Марамороше 18 декабря 1918 г. и в Хусте 21 января в 1919 г.». Как учит международное право, подобные прецеденты очень важны при решении территориальных вопросов, потому о Хусте не могли не вспомнить. Более того, в Мукачево присутствовали пять делегатов Хустского съезда (В. Железняк, В. Жабко, Ю. Дудла, В. Сабов и Ф. Повхан), что обеспечило историческую эстафету.

— Как готовятся к столетнему юбилею на Закарпатье?

— Буквально на днях в Ужгороде выходит монография моего коллеги, профессора УжНУ Игоря Лихтея, посвященная судьбе Закарпатья 1918 -1919 гг. Ожидается и научная конференция, посвященная украинской освободительным борьбе на Закарпатье. В нынешние дни, когда опять с оружием в руках приходится защищать соборность и территориальную целостность Украины, пример наших предков столетней давности становится особенно актуальным.

Василий ИЛЬНИЦКИЙ, Ужгород
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ