Выдающемуся историку Украины, неопровержимому лидеру Украинской революции времен Центральной Рады Михаилу Грушевскому принадлежат следующие слова. «Є події, — подчеркивал он, — які служать висхідною точкою для дальших поколінь на довший час, ставлять для нас цілком нові обставини, виносять наверх змагання й ідеї, що стають бойовим прапором для віків, святощами для одних і страхом для других». Именно к таким памятным событиям в жизни нашего народа бесспорно относится акт Злуки УНР и ЗУНР от 22 января 1919 года, которым был основан праздник соборности Украины. «Однині, — подчеркивалось в этом историческом документе, — воєдино зливаються століттями відірвані одна від одної частини Єдиної України — Західно-Українська Народна Республіка (Галичина, Буковина і Угорська Русь) і Наддніпрянська Велика Україна. Здійснились віковічні мрії, якими жили і за які умирали кращі сини України. Однині є єдина незалежна Українська Народна Республіка»1.
Досадно, но это важное и действительно уникальное событие отечественной истории, которое самой своей сутью призвано было стать могучим фактором национального строительства государства, консолидации всех украинских граждан, укрепления единства регионов страны, до сих пор не получило надлежащей объективной оценки и адекватного по своей значимости внимания как со стороны властных структур, так и всего общества.
Более того, усилиями многих политиков оно нередко использовалось с диаметрально противоположной целью — углубления раскола Украины путем противопоставления разных ее регионов. Атаки против идеи соборности Украины, единства ее граждан не прекращались фактически в течение всего периода существования нашего государства. Прежде всего их, конечно, вели откровенные украинофобы, апологеты «Русского мира», сторонники ориентации на Россию, которых развелось в Украине, как в лесу грибов. Вспомните, сколько призывов к интеграции с Россией и даже слияния с ней, федерализации Украины, раскола ее на западную и восточную части и образования отдельных государств пришлось слышать со стороны некоторых политиков уже в годы независимости, как много побывало на разных ступенях власти (в том числе и наивысших), по образному выражению Тараса Шевченко, «дядьків отечества чужого». Фактически и власть, и оппозиционные силы использовали величественный идеал соборности часто не с целью реального воплощения его в жизнь, а ради пиара, получения новых сторонников, особенно на время избирательных кампаний.
Самый характерный пример этого продемонстрировал, в частности, Леонид Кучма. С целью победы на повторных президентских выборах 1999 года он торжественно провозгласил 22 января Днем Соборности Украины, и в то же время отдал всю власть на местах пророссийской элите Донбасса и Крыма, что создало впоследствии благоприятную почву для будущей агрессии российского империализма.
К величайшему сожалению, столетие Дня Соборности Украина отмечает в условиях продолжающейся уже почти пять долгих лет российской агрессии. Операцию по ликвидации Украины как независимого соборного государства, которое волей своего народа выбрало путь европейской интеграции, путинский режим начал в феврале 2014 года с аннексии Крыма, а в дальнейшем и оккупации Донбасса. Благодаря героической борьбе украинских патриотов за свободу и независимость своей Родины, а также поддержке международного содружества, далекоидущие планы врага были сорваны, однако агрессия продолжается. В результате ее Украина утратила свою территориальную целостность, понесла огромные человеческие потери и многочисленные материальные убытки. Общая площадь оккупированных Россией территорий Крымского полуострова и части Донбасса достигает 44 тысяч квадратных километров, что составляет свыше 7 процентов всей территории Украины. Еще большие потери имеем в морской акватории. В результате аннексии Крыма территория украинского шельфа Черного моря сократилась со 130 тысяч квадратных километров до 40 тысяч. С потерей нами Керченского пролива агрессор превратил Азовское море фактически в свое внутреннее озеро, коварно заблокировав доступ к украинским портам.
Таким образом, сегодня, как и сто лет назад, в результате очередной российской агрессии Украина переживает один из самых критических моментов своей истории. Нашей свободе и независимости, государственности и соборности, самому существованию украинской нации, ее языка и культуры грозит опасность.
В сущности, путинская Россия, грубо нарушив свои международные обязательства, начала пять лет назад реализацию в отношении Украины реваншистско-фашистских идей так называемых неоевразийцев. Их лидер — Александр Дугин в своем труде «Основы геополитики» рассматривает именно Украину, ее государственный суверенитет как наибольший вызов и смертельную угрозу России, покончить с которой любым путем для последней якобы необходимо. «Украина как самостоятельное государство с какими-то территориальными амбициями являет собой, — по его мнению, — огромную опасность для всей Евразии, и без решения украинской проблемы вообще говорить о континентальной геополитике абсурдно»2. А вот еще некоторые высказывания этого российского шовиниста и нациста, который, кстати (что тоже очень показательно), работает профессором Московского государственного университета: «Абсолютным императивом российской политики на черноморском побережье является тотальный и ничем не ограниченный контроль Москвы на всем его протяжении от украинских до абхазских территорий. Северный берег Черного моря должен быть исключительно евразийским и централизовано подчиняться Москве». И далее: «Существование Украины в нынешних границах и с нынешним статусом «суверенного государства» равнозначно нанесению ужасного удара по геополитической безопасности России, равнозначно вторжению на ее территорию. Последующее существование унитарной Украины недопустимо»3. Как видим, автор этих изуверских планов вовсе не стесняется быть откровенным.
А настоящий их исполнитель — В.Путин, с целью маскировки факта агрессии и дезинформации мирового содружества, взял на вооружение явную ложь. Сначала, как известно, он категорически отрицал участие российских войск в захвате Крыма, ссылаясь на какие-то мифические «силы самообороны». Потом, спустя некоторое время, признал, что российские военные все-таки были в Крыму, но только как вспомогательная сила самим «защитникам». А впоследствии, уже аннексировав полуостров, сознался, что лично руководил масштабной военной операцией по захвату украинского полуострова, в ходе которой, оказывается, обсуждался вопрос о приведении в состояние повышенной боевой готовности ядерных сил России. При случае отмечу, что даже руководство СССР не шантажировало мир угрозой ядерного удара, а, по крайней мере, декларировало политику мира. Не менее подлой выглядит позиция лидера России относительно осуществляемой агрессии в украинском Донбассе. Вопреки многочисленным фактам, он в течение всех этих лет категорически отрицает перед всем миром участие войск России в войне на украинской территории, называет ее внутренним украинским конфликтом.
Ярким примером беспрецедентного лицемерия и цинизма выглядит пассаж об Украине в новой Концепции внешней политики РФ, утвержденной Путиным 30 ноября 2016 года. «Российская Федерация, — отмечается в ней, — заинтересована в развитии всего многообразия политических, экономических, культурных и духовных связей с Украиной, на основе взаимоуважения. Россия будет прилагать необходимые усилия для политико-дипломатического урегулирования внутреннего украинского конфликта»4.
Все представлено так, будто в действительности ничего в российско-украинских отношениях не произошло. Крым не аннексирован, часть Донбасса не оккупирована и не разрушена, безумная антиукраинская кампания в России не развернута.
Между тем украинофобия в современной России, щедро замешенная на невероятных выдумках, ненависти и злостной лжи в отношении всего украинского (государства, языка, истории, культуры, церкви) буквально заполонила в последние годы ее информационное пространство. Создается впечатление, что она стала словно воздухом, которым там дышат и без которого задохнутся. Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы изредка смотреть российские телевизионные шоу или знакомиться с публикациями в прессе. Вот лишь один, но достаточно характерный пример, который касается соборности Украины, а точнее плана ее уничтожения. Российский политолог Александр Храмчихин в статье «Начнется ли распад Украины», опубликованной в газете «Независимое военное обозрение» 7 сентября 2018 года, утверждает следующее: «Что касается демонтажа Украины, нужно объяснить, что дело отнюдь не в каких-то будущих «базах НАТО под Харьковом», это полный пропагандистский фейк, такой же, как несостоявшаяся «база НАТО в Севастополе». Дело в том, что нашим врагом является сама Украина, врагом чрезвычайно опасным, несмотря на свою слабость. Поэтому и нужно превратить ее в несколько небольших государств. Некоторые из них уже действительно будут пророссийскими, а в будущем могут и войти в состав РФ. Другие, даже оставшись антироссийскими, утратят реальный потенциал для нанесения нам какого-либо вреда».
Анализируя современную внешнюю политику России, направленную на возрождение неоимперии и достижение геополитического реванша за поражение в «холодной войне» с ненавистным ей Западом, все более убеждаешься в том, насколько пророческим оказалось предсказание известного российского религиозного мыслителя, историка и публициста Георгия Федотова. Почти семь десятилетий назад (сразу по окончании Второй мировой войны) он писал: «Как обезопасить мир и в будущем от нависшей над ним угрозы российской агрессии? Большевизм умрет, как умер национал-социализм. Но кто знает, какие новые формы примет российский фашизм и национализм для новой российской экспансии?»5. К сожалению, весь цивилизованный мир, и в первую очередь современные украинские политики, не прислушивался к этому мудрому предупреждению. В результате Грузия, Украина, Сирия уже испытали на собственном горьком опыте эту новую форму российского фашизма и национализма, которую, по-видимому, можно квалифицировать как «путинизм». Остается открытым вопрос, кто на очереди, если человечество не опомнится?
Объединение УНР и ЗУНР, несмотря на огромные трудности, в том числе и отличия социально-политического характера между Восточной и Западной Украиной, неблагоприятные международные условия, шатания и расхождения отдельных политиков, базировалось на крепких исторических, теоретических и правных принципах, имело справедливый характер. Из объективных исторических закономерностей, в острой борьбе с реакционной великоимперской российской концепцией, которая, как мы коротко только что проследили, реализуется и сегодня, родилась наша соборность. Она стала одним из мощных средств возрождения и становления единой украинской нации, ее идентичности. В сущности, вся история Украины — это история всплесков и падений идеи соборности.
По-видимому, наибольшая вина современной украинской провластной политической элиты состоит в том, что она оказалась далеко не на высоте своего положения, проигнорировала поучительный многолетний опыт украинско-российских отношений и недооценила угрозу новейшей российской экспансии. Внешняя политика независимой Украины, как известно, длительное время беспомощно шаталась между Востоком (Россией) и Западом, пока не было упущено окно возможностей для вступления в Североатлантический Альянс (НАТО).
В грозное время нынешних решающих испытаний, которые встали перед нашим обществом, единство и соборность Украины должны быть не просто важным политическим лозунгом, а настоящим фундаментом реалистичной внутренней и внешней политики государства. «Якщо здобудемось на всенаціональну єдність, — подчеркивал наш выдающийся соотечественник Олесь Гончар, — нас не здолає ніхто!»6.
1 Гошуляк І. Тернистий шлях до соборності (від ідеї до Акту Злуки). Монографія. — К., 2009. — С. 408.
2 Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. — М., 1997. — С. 348-349.
3 Там само. — С. 379, 383.
4 Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российском Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.). — www.mid.ru.
5 Федотов Г.П. Судьба и грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры). — Т. 2. — Санкт-Петербург, 1992. — С. 325.
6 День, №58, 3 квітня 2018 р.