Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тень погрома

Попытки праворадикалов регулировать искусство с помощью кулаков недопустимы в современной Украине
31 января, 2019 - 11:23

Громкий скандал разразился на днях в Национальной академии изобразительных искусств (НАОМА).

Прямо в стенах вуза, возле кабинета ректора, 34-летнего студента-скульптора Спартака ХАЧАНОВА встретила группа молодых людей из печально известной ультраправой организации С14. Они пытались вытащить парня на улицу "поговорить" - то есть, учитывая методы этой группировки, избить.

Предыстория такова. 19 декабря прошлого года в Академии проходил семестровый просмотр работ студентов на свободную тему. Хачанов представил "Парад членов» - колонну миниатюрных гипсовых солдат, бронетехники и ракетных комплексов, имевших фаллическую форму. Это вызвало возмущение одного из преподавателей, который прошел АТО/ООС - он решил, что студент имел целью оскорбить именно украинскую армию и разрушил инсталляцию.

На прошлой неделе собственно и состоялось совещание у ректора НАОМА, на котором решали вопрос об отчислении Хачанова (фото 1).


ФОТО1.  НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

По словам самого студента, он попал на совещание случайно, ему заранее ничего не сообщили. После того, как Спартак вышел из кабинета, его уже ждали С14. Вызвал их, скорее всего, кто-то из преподавателей. Спартаку пришлось скрываться в техническом помещении Академии. В конце концов через 2 часа студенту удалось покинуть территорию Академии с помощью работников заведения и друзей, которые вызвали такси.

За время, прошедшее после этих событий, перед входом в НАОМА состоялась акция против цензуры в Академии под лозунгами: "Мы за НАОМА без С14" и "Нет угрозам и давлению на студентов!", сам Спартак Хачанов дал несколько интервью, в которых нагородил черт-те чего (от "не надо воевать, лучше договориться" до откровенно сексистских реплик в адрес женщин и трансгендеров), а ректор Андрей Чебыкин охарактеризовал инсталляцию как "позорную" и "бесчестную". В общем, шум поднялся нешуточный. А когда много шума, то разобраться в сути становится трудно. Но все же я попробую.

И для этого приведу определенную хронологию.

10 сентября 2009 во Львове, в конференц-зале интернет-издания Zaxid.net состоялась пресс-конференция, посвященная выходу в свет современной мировой квир-литературы "120 страниц Содома". Пресс-конференцию пытались сорвать две группы экстремистски настроенных молодчиков: произнося ксено- и гомофобные лозунги, забрасывали участников помидорами, обливали майонезом и водой, сломали микрофоны, разбили стаканы, уничтожили пресс-релизы и экземпляры книг. В конце концов были задержаны милицией.

В течение недели похожие нападения, связанные с презентацией антологии, повторились во Львове (Театр Леся Курбаса) и Киеве (книжный магазин "Є").

25 сентября 2009 в арт-центре Павла ГУДИМОВА «Я Галерея» в Киеве состоялся диспут на тему «Пропаганда гомосексуализма или пропаганда толерантности?» Обсуждались антология «120 страниц Содома» и запрет показа фильма «Бруно» в Украине. А уже 30 сентября арт-центр сожгли ночью с помощью бутылок с горючей смесью, оставив надпись "Нет содомии!"

19 мая 2012 посвященная жизни украинских квир- и ЛГБТ-семей фотовыставка Евгении БЕЛОРУСЕЦ «Своя комната», проходившая в одном из помещений кинотеатра "Жовтень", была уничтожена неизвестными, которые избили охранника и порвали фотографии.

23 сентября 2014 на Контрактовой площади в Киеве произошло нападение на Василия ЧЕРЕПАНИНА, преподавателя кафедры культурологии Киево-Могилянской академии, руководителя ненавидимого ультраправыми Центра визуальной культуры. Черепанин получил тяжелые телесные повреждения - многочисленные ушибы и перелом костей лица. Нападающие задержаны не были.

29 октября 2014 двое ультраправых активистов, которым не понравилась одна из программ кинофестиваля "Молодость", подожгли кинотеатр "Жовтень" прямо во время сеанса. Здание сильно пострадало (обрушилась крыша), восстановление длилось больше года. Поджигатели отделались условными сроками (фото 3).


ФОТО3.  АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

7 февраля 2017 разгромлена выставка художника Давида ЧИЧКАНА "Потерянная возможность", проходившая в Центре визуальной культуры в Киеве. Группа неизвестных в составе 15 человек нанесла серьезный ущерб помещению, уничтожила большинство работ и расписала стены националистическими лозунгами.

В июне 2017 группа праворадикалов ворвалась на выставку "Психодарвинизм: эволюция психов", проходившей в столичной  Карась Галерее. Они требовали закрыть экспозицию, поскольку она оскорбляет чувства верующих, вызвали полицию и написали заявление. В конце концов, полиция закрыла уголовные производства по оскорблению религиозных чувств и распространению порнографии.

6 августа 2017 из-за угроз представителей партии «Свобода» организаторы отменили презентацию книги Елены ГЕРАСИМЬЮК «Расстрельный календарь» на фестивале «Бандерштат» на Волыни. Книга представляет собой хронику репрессий украинской интеллигенции в советской Украине, изложенную в форме традиционного календаря. Аргументация "свободовцев" - авторка в свое время высказывалась в поддержку геев.

15 сентября 2017 постоянные угрозы гомофобов и ультранационалистов привели к отмене презентации книги «Майя и ее мамы» (о девочке, которая растет в нетрадиционной семье), созданной писательницей и правозащитницей Ларисой ДЕНИСЕНКО в сотрудничестве с иллюстраторкой Марией ФОЕЙ  (фото 2).

ФОТО 2

14 ноября 2017 музей Павла Тычины из соображений безопасности отказался экспонировать работу Давида Чичкана «Делегирование власти».

17 апреля 2018 в Киеве, в арт-пространстве SKLO, преждевременно закрылась выставка «Воспитательные акты». Это произошло из-за угроз праворадикалов и давления администрации Университета имени Драгоманова, в здании которого находится SKLO. Все работы сняли с экспозиции без участия организаторов и художников.

20 августа 2018 в Мариуполе в помещение арт-платформы ТЮ общественной организации «Развитие Приазовья» во время выступления рок-группы oDemontaGo ворвалось около 30 неизвестных в медицинских масках и балаклавах. Они крушили мебель, били музыкантов и посетителей и применили перечный баллончик. Некоторые из погромщиков были в футболках ультраправой партии "Национальный корпус".

Этот список далеко, далеко неполон.

Можно как угодно относиться к сделанному Хачановым или любым другим художником или писателем, считать это непристойным, или эстетически беспомощным, или оскорбительным. Автор также может говорить разные вещи, в том числе откровенную чушь. Но когда новоявленные хунвэйбины, прикрываясь фразеологией о высокой морали и патриотизме, берут на себя функции цензоров, когда они с помощью кулаков начинают решать, кому, что и где показывать и представлять, когда они средь бела дня приезжают просто в Академию бить студента за то, что его инсталляция не понравилась кому-то из преподавателей - это за пределами любых дискуссий. Это не Европа, это не цивилизация. Это, повторяю снова и снова - погром. Иначе это не называется.

Вопрос к полиции: неужели так сложно положить этому конец?

Вопрос к обществу, которое я оптимистично считаю гражданским: до каких пор мы будем это терпеть?

Нужны не просто избитые, а убитые?

Так уже и убитые были.

И еще, понравится это кому-то или нет, но нацисты в Германии тоже начинали с книг и картин.

P. S. Евгений КАРАСЬ, директор  Карась Галереи, на своей странице в Фейсбуке прокомментировал ситуацию. Процитировать его замечание представляется мне в высшей степени уместным.

 «1. Есть профессиональная территория современного искусства - творческие мастерские, галереи, центры искусств, музеи, специальные СМИ, печатные издания и страницы в интернете. Территория современного искусства - это ограниченная для свободного доступа территория (пропусками, удостоверениями, входными билетами, указателями, предупреждающими знаками, временем демонстрации и т.д.), территория эксперимента, фантазий, допущений, отображения, исследования и дискуссии на тему человека во ВСЕХ его проявлениях жизнедеятельности и состояниях без табу, если они грубо не нарушают уголовный и административный кодекс, а также нормативные документы места демонстрации и внутренний регламент. Это территория исследования художественным методом нормы, деформации, патологии и пограничных состояний человеческой психики, физиологии и телесности. Это не всегда место для общепринятой морали и людей с ограничениями религиозного и психического характера. Если общепринятую мораль наложить на искусство, медицину, образование и частную жизнь, на эволюции общества можно поставить крест, приготовиться к деградации и откату в средневековье.

Напоминаю, что мы говорим о современном искусстве, как инструменте исследования человека во всех его аспектах и проявлениях.

2. Нет и не может быть ни у кого монопольного права на интерпретацию и толкование искусства, даже у самого автора. Любое толкование - это отображение фобий, границ, опыта и воображения зрителя (в хорошем смысле). Больше того, искусство настолько субъективно, что зритель должен менять свое мнение с приобретением дополнительного опыта и осмысления. Поэтому недопустимо навязывать и убеждать, что означает произведение, кого оно унижает или возвышает, кого оскорбляет или кому льстит. Любое искусство… может попасть на чувствительный или болезненный опыт зрителя, группы зрителей и это нормально. Если искусство будет бояться ранить чьи-то чувства, искусство перестанет им быть и превратиться в сувенирное творчество, обслуживающее спрос на среднестатистическое представление о прекрасном.

Вывод - нельзя приходить в больницу и заявлять, что резать тело человека и доставать из него органы - аморально и преступно. Хотя за пределами больницы резать человека и манипулировать органами – преступление».

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ